Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Андросова Т. И. Внедрение информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 314-316. — URL https://moluch.ru/archive/148/41534/ (дата обращения: 26.09.2018).



В статье рассматривается вопрос важности и необходимости внедрения информационных технологий в здравоохранение Республики Саха (Якутия). Описывается текущая ситуация IT в области медицины в регионе, государстве и зарубежных странах. Целью работы является изучение механизмов обеспечения информационными технологиями медицинских учреждений республики для развития и улучшения качества лечения, обслуживания. Представлены риски и проблемы, с которыми есть вероятность столкнуться при реализации мероприятий. Результатом является раскрытие мероприятий и значимости внедрения ИТ в здравоохранение.

Ключевые слова: здравоохранение, медицина, информационные технологии, внедрение, развитие, улучшение, государство, Республика Саха (Якутия)

The article discusses the importance and necessity of introduction of information technologies in health care of the Republic of Sakha (Yakutia). It describes the current situation of IT in the field of medicine in region, country and foreign states. The aim is to explore possible mechanisms to provide the Republican medical institutions with information technologies for the development and improvement of the quality of treatment and service. Presented the risks and challenges which could be faced in the implementation of activities. The result is a disclosure of the activities and importance of the introduction of IT in healthcare.

Key words: health care, medicine, information technology, implementation, development, improvement, state, the Republic of Sakha (Yakutia)

Информационные технологии, или как иначе их называют — IT, в настоящее время являются главными двигателями развития любой отрасли. Они служат толчком к улучшению и повышению качества жизни населения регионов и государства в целом. IT в медицине представляют собой информационные программные обеспечения, приложения, оборудования, которые значительно содействуют повышению качества здравоохранения. Улучшение, облегчение, комфорт, ускорение обслуживания, стандартизация и обработка медицинской информации о пациенте — все это и есть цели информационных технологий в области медицины.

На конец 2016 года процесс внедрения ИТ в здравоохранение Российской Федерации находится на начальном этапе, несмотря на то, что разговоры о необходимости вовлечения информационных технологий в медицину ведутся давно. В декабре 2012 года Правительством Российской Федерации была утверждена программа развития здравоохранения вплоть до 2020 года, где был изложен вопрос об информатизации здравоохранения в подпрограмме «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения» [4]. С 01.01.2013 по 31.12.2015 в соответствии с 44-ФЗ было проведено 4157 конкурсных процедур на закупку программного обеспечения для здравоохранения и услуг по его внедрению, развитию, поддержке. Сумма заключенных госконтрактов составила 13,4 млрд. руб [3].Также в своем декабрьском послании Президент В. В. Путин отметил крайнюю важность использования ИТ в здравоохранении.

Текущая ситуация в сравнении с зарубежными государствами совершенно отлична. На сегодня робот-ассистированных хирургических систем «da Vinci» (da Vinci Surgical System) в России насчитывается около 21 образца в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, Тюмень, Новосибирск, в то время как в США на 2016 год число роботов достигло 2.501, а в Европе — 644 [5].

Только 15 % населения РФ ознакомлены с электронными медицинскими картами и используют их на практике, когда как в зарубежных странах существует возможность приобретения карты онлайн всеми гражданами, не выходя из дома. Также лишь в 10 % субъектов федерации удалось добиться полноценной работы интегрированной электронной медицинской карты, при котором в нее передается более 70 % документов.

В 89 % больниц и поликлиник России для получения медицинской помощи, осмотра, лечения нужно затратить в 5 раз больше времени, чем в странах с развитой информационной системой здравоохранения.

Ни одно медицинское учреждение на современном этапе не обходится без применения информационных технологий в исследованиях, например в томографии, флюорографии, электроэнцефалографии, ангиографии и другие. В результате исследований получаемые данные возможно обработать только с помощью компьютера [2, с. 266–269].

Еще в 2011 году Республика Саха (Якутия) определила, что развитие ИТ- это приоритетное направление: «Информационные технологии в условиях Севера имеют особо важное значение. Наличие экстремальных климатических условий, обширная территория, разбросанность поселений предопределяют особую роль инфокоммуникационных технологий в жизнеобеспечении республики. Решение задач технологического прорыва республики, интеллектуального развития населения невозможно представить без проникновения Республики Саха (Якутия) в информационное поле всего цивилизованного мира» [1].

Согласно текущим данным из проекта «Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года» в разделе «Инновационное развитие здравоохранения» одними из основных задач являются:

  1. Совершенствовать меры по охране здоровья населения, в том числе системы оказания специализированной медицинской помощи, увеличив долю оказания высокотехнологичной медицинской помощи, внедрив инновационные методы;
  2. Обеспечить переход от инфраструктурной информатизации здравоохранения к широкому применению цифровых технологий в медицине.

Значимыми проектами являются доступное здравоохранение, развитие специализированной медицинской помощи, в том числе инновационной и высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий.

В связи с необходимостью развивать медицину и внедрять ИТ в здравоохранение республике предстоит предпринять определенные меры, реализовать проекты, где целью являются достижение комфорта, обеспечение удобства, высокой скорости обслуживания, а также повышение качества лечения населения и снижение смертности больных.

В первую очередь, главную роль в этом вопросе играет государство. В законодательстве РФ и РС(Я) должны быть составлены и утверждены указы, постановления по развитию ИТ в медицине, как обязательного и особо важного фактора роста качества жизни населения. На сегодня существуют законодательные ограничения относительно медицинских данных, пока в России не имеется регулирования определенного уровня. Юридическая и финансовая поддержка РФ и РС(Я) — основное звено для прогресса любого направления в регионе. В программе мероприятий должны участвовать все медицинские учреждения Якутии, так же как и Министерство здравоохранения.

Вторым шагом может послужить мотивирование населения, а именно донесение специалистам, студентам, школьникам, а затем и другим нужности и значимости внедрения и развития IT в здравоохранении. Также необходимо провести такие мероприятия, как повышение грамотности действующих и будущих врачей в области IT (проведение обязательных проверок, экзаменов, курсов и конференций), присуждение грантов от государства на повышение квалификации врачей, стажировки докторов в другие регионы и страны с целью получения опыта внедрения и работы IT в медицине. Ассоциациями и организациями Республики должны проводиться семинары и лекции о том, что необходимо для улучшения качества обслуживания медицинскими центрами, лечения пациентов и увеличения скорости осмотра.

Все медицинские учреждения в обязательном порядке должны быть оснащены высокоскоростным интернетом и необходимым оборудованием.

В процессе реализации могут возникнуть определенные проблемы в связи с холодными климатическими условиями, труднодоступностью и удаленностью населенных пунктов в республике, которые, в свою очередь, могут замедлить процесс создания благоприятных условий для обеспечения медицинских учреждений необходимой инфраструктурой. Также существует риск трудной адаптации пожилого населения к новейшим информационным технологиям.

Уровень применения информационных технологий в здравоохранении является показателем уровня жизни региона. Без IT сейчас не обходится ни одна страна, регион, город или организация. Здравоохранение — это та область, для развития которой не применять IT — преступление в прямом его значении. Исходя из мероприятий для успешного использования IT в медицине, нужно отметить, что важным фактором является государственная юридическая и финансовая поддержка, которая направит и даст толчок к пониманию значимости установления информационных технологий в здравоохранение. С другой точки зрения, должны быть совершены определенные шаги и действия со стороны самих специалистов, так называемых инициаторов, например из области здравоохранения или же населения в общем. Поэтому введение информационных технологий является всеобщей задачей усилий государства и общества.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2011 г. № 523 Республиканская целевая программа «электронная Якутия на период 2009–2011 годы».
  2. Кондрашова Р. А. Научные записки ОРЕЛГИЭТ, № 1(9), 2014 г, стр. 266–269, ISSN: 2079–8768.
  3. ИТ в здравоохранении 2016: ни законов, ни денег. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru
  4. Информационное агентство ИА «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. garant.ru
  5. Da Vinci Products. Intuitive Surgical. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://phx.corporate-ir.net
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, здравоохранение, медицина, область медицины, Россия, специализированная медицинская помощь, медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, Российская Федерация, развитие ИТ.


Похожие статьи

Региональные программы развития здравоохранения и его...

медицинская помощь, Мурманская область, обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, региональная программа модернизации здравоохранения, программа, регион, стандарт...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь, сложившаяся ситуация, стационарная помощь...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана...

Правовое регулирование и организация обязательного...

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское страхование, Россия, млрд рублей, Страховая компания, базовая программа, высокотехнологичная медицинская...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Ключевые слова: медицина, здравоохранение, платные услуги, частные клиники. Рынок платных медицинских услуг в России начал формироваться в 90-е годы ХХ века с изменением материального благосостояния населения и продолжает активно развиваться.

Использование информационных технологий в деятельности...

судебная психиатрия, психиатрическая помощь, РФ, система, судебно-психиатрическая экспертиза, Российская Федерация, Тюменская область, база данных, больной, Нормативно-правовая база.

Ключевые слова: медицина, медицинское обслуживание...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, скорая помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, Красноярск, Красноярский

здравоохранение, медицина, нанотехнологии, медицинская помощь, медицинское обслуживание.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

История развития отношений, регулирующих ответственность за неоказание помощи больному.

Основные аспекты разработки медицинских информационных...

Ключевые слова: медицинская информационная система, лечебно-профилактические учреждения, требования к разработке.

В прочее ЛПУ входят: скорая медицинская помощь, дома ребенка, госпитали и отделения для ветеранов войн.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Региональные программы развития здравоохранения и его...

медицинская помощь, Мурманская область, обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, региональная программа модернизации здравоохранения, программа, регион, стандарт...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь, сложившаяся ситуация, стационарная помощь...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана...

Правовое регулирование и организация обязательного...

обязательное медицинское страхование, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское страхование, Россия, млрд рублей, Страховая компания, базовая программа, высокотехнологичная медицинская...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Ключевые слова: медицина, здравоохранение, платные услуги, частные клиники. Рынок платных медицинских услуг в России начал формироваться в 90-е годы ХХ века с изменением материального благосостояния населения и продолжает активно развиваться.

Использование информационных технологий в деятельности...

судебная психиатрия, психиатрическая помощь, РФ, система, судебно-психиатрическая экспертиза, Российская Федерация, Тюменская область, база данных, больной, Нормативно-правовая база.

Ключевые слова: медицина, медицинское обслуживание...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, скорая помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, Красноярск, Красноярский

здравоохранение, медицина, нанотехнологии, медицинская помощь, медицинское обслуживание.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь

История развития отношений, регулирующих ответственность за неоказание помощи больному.

Основные аспекты разработки медицинских информационных...

Ключевые слова: медицинская информационная система, лечебно-профилактические учреждения, требования к разработке.

В прочее ЛПУ входят: скорая медицинская помощь, дома ребенка, госпитали и отделения для ветеранов войн.

Задать вопрос