Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Сидельникова И. И. Санкции как стимулирующий механизм предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 442-445. — URL https://moluch.ru/archive/148/41501/ (дата обращения: 23.04.2018).



Данная статья посвящена одной из основной проблемы: формирование российской экономики, нынешнее положение и трудности отечественного малого предпринимательства. Обосновывается вероятность и потребность применения антироссийских санкций равно как катализатора с целью решения многолетних трудностей формирования российской экономики (модернизации, перехода в современный подход развития, диверсификации структуры экономики, обеспечение финансовой и продовольственной защищенности, поиска внутренних источников вложений, осуществления возможности малого и среднего предпринимательства в нашем государстве.

Ключевые слова: трудности формирования экономики Российской Федерации, малый бизнес, санкции, импортозамещение, реальный сектор экономики, национальное регулирование экономики, государственное регулирование предпринимательства

Обнаружение отличительных черт нынешней стадии формирования отечественного малого бизнеса потребует, в первую очередь рассмотрения проблем которые появились задолго до внедрения антироссийских санкций. Это необходимо, как для представления специфики российского малого предпринимательства, так и для формирования предложений, которые содействовали бы осуществлению возможностей малого бизнеса в нашем государстве в нынешних обстоятельствах.

Прежде всего, до внедрения антироссийских наказаний стало явным расхождением между ресурсным потенциалом Российской Федерации и её местом в международной экономике. Первый оценивается приблизительно в 60 % от общемирового, при этом размер минерально-сырьевых резервов в четверть общемирового резерва соответствующего вида ресурсов, приблизительно такова же доля запасов леса и питьевой воды от общемировых резервов, 8,5 % от мировой пашни, существенные рекреационные способности, современный и транзитный потенциалы. Совместно с этим, в часть нашего государства доводится только лишь 3 % мирового производства товаров и услуг, 5 % от общемирового пользования материалов [3].

В составе экспорта преобладают сырьевые продукты: минеральные ресурсы гарантируют более 50 % прибыльной доли бюджета, больше 70 % экспорта и валютной выручки, практически ¼ часть ВВП, примерно 30 % объема промышленного производства.

Состав импорта также в течении многих лет никак не испытывал значительных перемен: Российская Федерация импортирует приблизительно 50 % потребляемого продовольствия, от 30 % до 70 % промышленных потребительских товаров.

На рынке высокотехнологичной продукции доля Российской Федерации незначительна — чуть больше 1 %, причем экспортирует наше государство технологическое «сырье», является поставщиком высококвалифицированных кадров, а приобретает наиболее дорогостоящие технологии, готовые к незамедлительному фактическому применению.

Помимо этого, следует выделить, то что сырьевая форма экономики, сформировавшаяся в нашем государстве, не способствует:

– обеспечиванию значительных и стабильных темпов финансового увеличения. Таким образом ранее в 2013 году случилось внезапное затормаживание финансового подъёма России (по сравнению с периодом финансового роста 1999 г., 2008 г., и с подкризисным этапом 2010–2012 гг.);

– сокращению связи экономики нашего государства с конъюнктурой всемирных товарных рынков. В особенности отчетливо это выразилось в процессе падения мировых цен на энергоносители;

– сокращению уровня монополизации экономики Российской Федерации;

– увеличению инвестиционной активности. В 2013 году размер вложений в экономику Российского государства, согласно официальным сведениям, уменьшился на 0,3 %;

– росту объёмов индустриального производства. В 2013 году увеличение размеров промышленного производства закончился.

Данное означает принятие прецедента неосуществимости «перехода к инновационной модификации формирования только на основе рыночных механизмов для России с учётом её нынешнего экономического состояния и отсутствия заинтересованности в инновациях частного национального капитала и сегодняшней конкурентоспособности индустрии [5].

Невзирая на усовершенствование позиций Российского государства в рейтинге Doing Business за прошедшие года наше государство на сегодня занимает только лишь 178-е место в соответствии показателю получения разрешений на строительство, 117-е в соответствии показателю подключения к ресурсам электроснабжения, 109-е место в соответствии доступности кредитов, 115-е место согласно показателям защиты инвесторов. Не удивительно, что российский малый бизнес, который развился в рамках такого рода экономических изменений, предполагает собою своеобразный феномен [4].

На сегодняшний день в Российской Федерации наиболее 4-х миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. Вложения этого сектора в экономику Российской Федерации в 3–4 раза ниже, чем в наиболее цивилизационных государствах. При этом, не смотря на усилия в помощи малого бизнеса, часть данного сектора Российского государства в прошедшие года уменьшается (особенно это видно на примере индивидуального предпринимательства и фермерских хозяйств).

Отраслевой состав отечественного малого бизнеса остается практически постоянным в течении многих лет: практически 50 % субъектов малого предпринимательства занимается оптовой и розничной продажей товаров, произведённых за пределами нашего государства. Часть субъектов малого бизнеса в промышленности менее 10 %, в аграрном хозяйстве около 3 %, в инновационной сфере, по разным данным, от 1 % до 1,5 %. Немаловажно выделить то обстоятельство, что уменьшается количество желающих стать предпринимателями. Так, только за период с 1 сентября 2012 года по 1 сентября 2013 г. количество людей, которые бы желали начать свой бизнес в России уменьшилось более чем на 30 %.

Подчеркнём ещё одно характерное свойство отечественного малого бизнеса. Как свидетельствует мировой опыт, объединение малого и крупного предпринимательства способствует росту качества и уменьшению стоимости на товары и услуги, росту эластичности и оперативности, значительному уменьшению затрат, включая трансакционные, объединению инновационных возможностей малого и крупного бизнеса, достижение синергетического эффекта и. т. д.

В данное время развитие малого и крупного предпринимательства, в особенности в сверхтехнологичной области, обуславливается непосредственно интеграционными объединениями малых и больших фирм.

Из числа отрицательных направлений формирования российской экономики, во многом обусловленных введением санкций, можно выделить:

– увеличение цен на внутреннем рынке;

– повышение масштабов убывания денежных средств;

– растущие ограничения доступа отечественных фирм к внешним рынкам капитала;

– значительное падение курса рубля;

– усугубление проблемы внешнего корпоративного долга;

– снижение стоимости на чёрное золото;

– повышение ставок по кредитам;

– снижение доходов государственного бюджета;

– сокращение реальных доходов значительной части населения;

– усиление негативных финансовых ожиданий;

– замена запрещенных к ввозу иностранных товаров не товарами отечественного изготовления, а нелегальной продукцией;

– увеличение недобросовестной конкуренции и. т. д.

В данном контексте санкции смогут и обязаны быть катализатором для перехода государства на рельсы независимого социально-экономического развития, с целью формирования экономически и политически самостоятельной России, развивающей собственное производство.

Ранее в первоначальные месяцы даже после введения санкций была отмечена позитивная динамика объемом производства стали, электрооборудования, вагонов, увеличение количества новых проектов в создании беспилотных средств, робототехники, в аграрном хозяйстве, фармацевтике и. т. д. Особенно значительные результаты в сфере импортозамещения достигнуты в промышленном комплексе (ОПК).

В условиях финансовых наказаний Министерство экономического развития Российской Федерации создало комплекс мероприятий п поддержке отдельных отраслей российской экономики (в том числе, создание и реализация федеральных целевых проектов развития отдельных отраслей производства, в первую очередь, перерабатывающих и сверхтехнологичных производств, льготы компаниям, осуществляющим модернизацию, государственные капиталовложения в формирование транспортной инфраструктуры, налоговые льготы для инвесторов и. т. д.

На практике ранее реализуются такие мероприятия, как увеличение кредитования малого предпринимательства (сформированы и функционируют соответствующие федеральные и региональные фонды), создание Агентства кредитных гарантий и национальной системе кредитных гарантий, принятие федерльных законов о федеральной контрактной системе (в соответствии с которым малому и среднему бизнесу должна быть выделена квота не меньше 15 % при осуществлении государственных закупок).

Не менее важно:

– гарантировать доступ российских производителей аграрной продукции в торговые сети. В настоящее время существует правило, в соответствии с которым торговые сети должны не менее 10 % продукции принимать от отечественных товаропроизводителей, но, на практике, доступ в торговую сеть обходиться российскому производителю в 100 тысяч евро, что считается препятствием для агентов малого и среднего предпринимательства;

– осуществить надзор за установлением наценок на товары;

– с учётом опыта осуществлением антикризисной программы 2009–2010 гг. рационально установить эффективный контроль за банками-получателями бюджетных средств с целью дальнейшего предоставления кредитов компаниям реального сектора экономики или применять другие способы: адресное выделение бюджетных средств на поддержку определенных отраслей или секьюритизцию кредитов, когда коммерческий банк получает средства Центрального банка под пакет кредитов (в первую очередь, реальному сектору экономики), и Центральный банк осуществляет контроль, куда идут выделенные средства;

– для стимулирования малого бизнеса в нефтегазовой сфере рационально осуществить передачу на уровень регионов ряда полномочий в сфере недропользования, гарантировать доступ малых и средних компаний к неиспользуемым большим компаниям активам и инфраструктуре;

– сосредоточить усилия в развитии региональных рынков кредитования малого и среднего предпринимательства.

Российской Федерации необходима новая промышленная стратегия, денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика страны должны служить интересам увеличения экономики, а система государственного регулирования малого бизнеса нуждается в упрощении и унификации, так как «административная волокита и коррупционное влияние на предпринимательство становятся условиями, непосредственно влияющими на защищенность страны».

Представители предпринимательского сообщества настаивают на необходимости представления комплекса налоговых льгот инвесторам (как юридическим, так и физическим лицам), индексации тарифов естественных монополий и иных государственных компаний по принципу «инфляция минус», упрощения процедур регулирования для малых предприятий, трудящихся законно, снижения ключевой процентной ставки до уровня «инфляция минус», улучшения антиинфляционной политики, элементов валютного регулирования и валютного контроля.

В отсутствии различных точек зрения согласно стратегии развития российской экономики и предпринимательства в обстоятельствах финансовых наказаний имеется настоящая опасность того, что, как и в предыдущие года, произойдёт подмена в государственной экономической политике баланса заинтересованности всех общественных групп узким интересом, монополизация научно-экспертного обеспечения федеральной государственной власти и др., а трудности импортзамещения, диверсификации структуры экономики, модернизации, формирования инновационного бизнеса, осуществление потенциала российского малого и среднего бизнеса так и не будут решены.

Невзирая на значительные препятствия, у малого предпринимательства (при поддержке государства) имеются все шансы для увеличения своей доли в решении задач повышения эффективности, инновационности, конкурентоспособности продукции промышленного и аграрного производства, экономической независимости Российской Федерации.

Литература:

  1. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь/ А. Н. Азрилиян. — М.: Институт новой экономики, 2015. — 1472 с.
  2. Кешнер М. В. Экономические санкции в современном международном праве. — М.: проспект, 2015. — 192 с.
  3. Милосердов В. В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортзамещение// Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 11. — С. 13–20.
  4. Дмитриева Н. И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 52. — С. 125–129.
  5. Экономические санкций // ЭкономикПортал. URL: http://economicportal.ru/facts/sanctions.html.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, малого бизнеса, малого предпринимательства, российской экономики, отечественного малого бизнеса, экономики Российской Федерации, формирования российской экономики, субъектов малого, среднего предпринимательства, диверсификации структуры экономики, отечественного малого предпринимательства, российского малого предпринимательства, формирования экономики Российской, возможностей малого, субъектов малого предпринимательства, формирования отечественного малого, Российского государства, кредитования малого, кредитования малого предпринимательства, возможностей малого бизнеса.

Ключевые слова

малый бизнес, реальный сектор экономики, санкции, импортозамещение, трудности формирования экономики Российской Федерации, национальное регулирование экономики, государственное регулирование предпринимательства

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос