Деятельность Воронежского губернского жандармского управления на рубеже XIX-XX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Ролдугин А. В. Деятельность Воронежского губернского жандармского управления на рубеже XIX-XX вв. // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 169-172. — URL https://moluch.ru/archive/148/41487/ (дата обращения: 19.02.2019).



В последние время значительно возрос интерес отечественных исследователей к деятельности политической полиции Российской империи на рубеже XIX-XX вв., поскольку данный период считается временем расцвета и одновременно заката российской дореволюционной службы государственной безопасности. Создание целостного представления о деятельности российской полиции позднеимперского периода невозможно без анализа функционирования органов политического сыска на локальном, региональном уровне. В данной связи исследование деятельности Воронежского губернского жандармского управления в 1880–1917 гг. представляется, безусловно, актуальным.

Анализ деятельности ВГЖУ опирается на работы З. И. Перегудовой [1] и В. Г. Шамаева [5]. Так, в монографии «Политический сыск России (1880–1917)» З. И. Перегудова исследует проблемы функционирования российских правоохранительных органов и политической полиции начиная с 1880 г., когда было ликвидировано Третье отделение с. е.и.в.к. и создан Департамент государственной полиции, и заканчивая их ликвидацией в марте 1917 г. Автор дает характеристику рассматриваемых органов вне зависимости от политической ситуации, что дает возможность оценить их работу более объективно. В исследовании Шамаева В. Г. «На страже государственной безопасности: из истории Воронежского губернского жандармского управления» на основе документов из фондов Государственного архива Воронежской области анализируется работа ВГЖУ с момента становления в качестве политического института и до ликвидации в 1917 г., при этом автор увязывает деятельность жандармов с существовавшей политической обстановкой.

Источниковая база исследования опирается на законодательную базу функционирования российской жандармерии. Ее составляют законодательные акты, находящиеся в Полном собрании законов Российской империи (второе и третье издания), дающие представление о структуре органов политического сыска, правовом положении Отдельного корпуса жандармов. Дополняют базу нормативных источников подзаконные акты — циркулярные предписания и распоряжения Министерства внутренних дел.

9 сентября 1867 г. было высочайше утверждено одобренное Военным советом «Положение о Корпусе жандармов» [3], а также штаты различных жандармских частей, что ознаменовало собой образование губернских жандармских управлений.

Территория Российской империи была разделена первоначально на 5, а затем на 8 жандармских округов. «Во главе каждого округа стоял жандармский генерал, возглавлявший окружное управление и подчинявшийся непосредственно шефу жандармов. Округ делился на «отделения», охватывающие от 1 до 3 губерний. Во главе «отделения» стоял жандармский штаб-офицер. Воронежское жандармское управление входило в 7-й (Казанский) округ». [5, с. 75–76].

Начальнику Корпуса жандармского управления подчинялись губернские жандармские части и чины. По строевой части ГЖУ подчинялись Главному управлению корпуса жандармов в лице шефа жандармов, а по оперативной части — III Отделению Собственной его императорского величества канцелярии, которое в свою очередь подчинялась императору.

В 1880 г. III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии было упразднено. Отдельный корпус жандармов перешел в распоряжение Министерства внутренних дел с одновременным подчинением Военному министерству.

Законодатели первоначально возложили на рассматриваемый нами институт обязанности политического розыск и производства дознаний по государственным преступлениям. Однако с 1880 г. в деятельности ВГЖУ происходят коренные перемены. Так, 1 марта 1882 г. министр внутренних дел, генерал-адъютант граф Игнатьев Н. П. утвердил положение о негласном (секретном) полицейском надзоре. 12 марта 1882 г. он же подписал «Положение о полицейском надзоре» [4], содержащее ряд статей, в которых более точно прописывались обязанности жандармов, в частности ведение особых списков о лицах, отданных под негласный надзор полиции, и контроль за их перемещениями. Таким образом, с 1882 г. обязанности жандармов расширяются. К ним добавляется политический надзор, который в свою очередь подразделяется на наблюдение гласное и негласное.

Нельзя обойти стороной деятельность ВГЖУ в период нарастания революционного движения. Еще 15 октября 1898 г. начальник Воронежского ГЖУ полковник Николай Васильевич Васильев получил от директора Департамента полиции письмо за № 2834, в котором шла речь о необходимости сдерживания революционных идей и полного обзора деятельности тех или иных организаций революционного характера. [5, с. 121–122]. Сам Васильев в условиях нарастающей революции писал: «Убить идею нельзя. Эволюция человеческой мысли совершается безостановочно, неудержимо трансформируя взгляды, убеждения, а затем и социальный строй жизни народов. История революционных движений учит нас, что остановить ход крупных исторических событий невозможно, как невозможно человеку остановить вращение Земли». [1, с. 324].Эти слова ярко характеризуют отношение самой полиции к происходящим в стране событиям.

В период распространения революционных идей большую часть времени жандармов занимала борьба с печатной продукцией нелегального характера. Если в 1903 г. обнаружение хотя бы одного экземпляра подобного произведения давало почву для делопроизводства по ст.1035 Устава уголовного судопроизводства дознания (чаще всего такое дознание оставалось безрезультативным и прекращалось), то затемДепартамент полиции по соглашению с министерством юстиции предложил начальникам жандармских управлений: «при обнаружении в подведомственном районе печатных или иным способом изготовленных листков, брошюр и вообще сочинений противоправительственного характера приступать к производству дознаний в порядке, указанном статьей 1035 и следующих статей Уст. угол. суд., или при наличности указаний на лиц, виновных в составлении, распространении или хранении изданий, или в случаях нахождения их среди сельского населения, или при массовых появлениях однородной нелегальной литературы, хотя бы и при неимении сведений о виновных, так как такому появлению обыкновенно предшествует образование в местах распространения преступных кружков; во всех же остальных случаях ограничиваться установлением негласного наблюдения и розыска. К дознанию переходить после выяснения таким способам виновных». [5, с. 126–128].

Недооценка властями происходящих в стране событий, недостаток информации привели к революционным потрясениям 1905 г. С целью контроля над ситуацией на местах в июне 1905 г. генерал Трепов разослал циркуляр губернаторам, градоначальникам, обер-полицмейстеру и начальникам губернских и областных жандармских управлений, в котором выдвигал следующие требования к чинам полиции и жандармским управлениям:

  1. «Чины городской и уездной полиции должны обладать осведомленностью обо всяких готовящихся беспорядках, а также принимать меры для их ликвидации на стадии возникновения, не допуская их развития до масштабов, требующих привлечения значительной военной силы.
  2. Прекращение беспорядка полицией не может ограничиваться одним удалением с мест беспорядков нарушителей. В обязанности полиции входит выяснение зачинщиков, руководителей и участников беспорядков.
  3. Между чинами жандармскими и чинами полиции должны быть постоянно поддерживаемые отношения взаимного осведомления для совместных целесообразных действий.
  4. Начальники жандармских управлений обязаны обо всех собранных ими сведениях ставить в известность местных губернаторов и начальников полиции, которым принадлежит главное руководительство действиями подчиненных им чинов». [5, с. 132–134].

Однако в связи с изданием Манифеста 17 октября происходят изменения и в работе полиции и жандармерии, утратившими возможность наказывать или наблюдать за человеком при малейшей на то причине. Уже 29 октября 1905 г. начальник ВГЖУ полковник Тархов получил секретный циркуляр с требованием либерализации в деятельности полиции.

В годы первой мировой войны, ставшие последними годами существования царизма, росло революционное движение. Резко возрос объем задач, стоящих перед ВГЖУ: выявление шпионажа, наблюдение за железнодорожными станциями, где скапливались воинские эшелоны, с целью недопущения антивоенной пропаганды, надзор за политически неблагонадежными. Департамент полиции указывал на необходимость принятия самых решительных мер к недопущению каких бы то ни было выступлений со стороны рабочего элемента. Вместе с тем, деятельность местной общей и жандармской полиции по отношению к забастовкам должна была носить лишь предупредительный характер. В частности, указывалось, что «общая полиция должна озабочиваться собиранием осведомительного материала о настроении рабочих и доносить о сем губернатору для зависящих распоряжений. К ведению жандармской полиции относится освещение настроения рабочих, главным образом, с политической стороны. Ни общая, ни жандармская полиция не принимают самостоятельно никаких мер по вопросам, касающимся взаимных отношений предпринимателей и рабочих и забастовочных движений. В частности, чины полиции не должны вступать в переговоры ни с рабочими, ни с работодателями в целях склонения сторон к соглашению». [5, с. 140–141].

Несмотря на все усилия полиции и жандармерии революционную угрозу не удалось ликвидировать, и 23 февраля 1917 г. в России началась революция. Крушение монархии привело к упразднению Отдельного корпуса жандармов. Жандармские управления громились озлобленной толпой, уничтожавшей документы, оперативную картотеку, агентурные данные и наработки. В Воронеже жандармерия и полиция были разоружены 4 марта 1917 года.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что деятельность ВГЖУ на рубеже XIX-XX вв. напрямую завесила как от внутриполитической, так и от внешнеполитической ситуации в Российской империи. Полномочия ВГЖУ эволюционировали и расширялись в связи с менявшейся политической обстановкой, возраставшей революционной активностью масс и участием России в первой мировой войне.

Литература:

  1. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880–1917) / З. И. Перегудова. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. — 432 с.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе и третье. — СПб.: Государственная типография, 1885–1916.
  3. Положение о Корпусе жандармов // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. — СПб, 1830. — Том II. — № 811.
  4. Положение о полицейском надзоре // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб, 1885. — Том II. — № 717.
  5. Шамаев В. Г. На страже государственной безопасности: из истории Воронежского губернского жандармского управления / В. Г. Шамаев. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, XIX-XX, Российская империя, Отдельный корпус жандармов, чин полиции, жандармская полиция, государственная безопасность, политическая полиция, Воронежское губернское жандармское управление, мировая война.


Похожие статьи

Губернские жандармские управления: история создания...

Ключевые слова:Российская империя, политический сыск, правоохранительные органы, Отдельный корпус жандармов, Губернские жандармские управления. В конце XIX — начале XX в...

Деятельность Воронежского губернского жандармского...

Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя, Хреновый Воронежский уезд, жандармская полиция, статский советник, чин полиции, Мещанская часть, мировая война.

Система отбора и профессиональной подготовки кадров...

корпус жандармов, Отдельный Корпус жандармов, офицер, управление, чин, Тобольское губернское жандармское управление, революционное движение, штаб Корпуса, Святое причастие, Тобольское управление.

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

И в ответ на второе покушение 9 сентября 1867 г. утверждаются «Положения о корпусе жандармов» [2]. В итоге 8 округов реорганизовали в Главное управление, управления Казанского, Варшавского и Сибирского округов, 56 (позже 73) губернских жандармских...

Адъютант его Высокоблагородия поручик А.И. Солтан

жандармское управление, Отдельный Корпус жандармов, поручик, полковник, предписание начальника, должность начальника, Омск, начальник управления, инспекторский смотр, Сибирский жандармский округ.

Возникновение и развитие службы по надзору за транспортом...

Хотелось бы отметить, что в 1867 г. на основании «Положения о корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г. было образовано Уфимское губернское жандармское управление.

Органы правопорядка Вятской губернии: мартовский кризис 1917 г.

Кроме того губернский комиссар 22 марта 1917г. отправил запрос в Петроград с просьбой разъяснить подлежит ли уплате жалование офицерским и нижним чинам жандармской полиции ввиду расформирования корпуса.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности общей полиции...

Подведомственными управлению чинами полиции в уездах являлись становые приставы, а непосредственно на местах находились сотские и

10 октября 1879 года утверждается закон «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Губернские жандармские управления: история создания...

Ключевые слова:Российская империя, политический сыск, правоохранительные органы, Отдельный корпус жандармов, Губернские жандармские управления. В конце XIX — начале XX в...

Деятельность Воронежского губернского жандармского...

Воронеж, политический сыск, департамент полиции, Российская империя, Хреновый Воронежский уезд, жандармская полиция, статский советник, чин полиции, Мещанская часть, мировая война.

Система отбора и профессиональной подготовки кадров...

корпус жандармов, Отдельный Корпус жандармов, офицер, управление, чин, Тобольское губернское жандармское управление, революционное движение, штаб Корпуса, Святое причастие, Тобольское управление.

Реформирование органов внутренних дел Российской империи...

И в ответ на второе покушение 9 сентября 1867 г. утверждаются «Положения о корпусе жандармов» [2]. В итоге 8 округов реорганизовали в Главное управление, управления Казанского, Варшавского и Сибирского округов, 56 (позже 73) губернских жандармских...

Адъютант его Высокоблагородия поручик А.И. Солтан

жандармское управление, Отдельный Корпус жандармов, поручик, полковник, предписание начальника, должность начальника, Омск, начальник управления, инспекторский смотр, Сибирский жандармский округ.

Возникновение и развитие службы по надзору за транспортом...

Хотелось бы отметить, что в 1867 г. на основании «Положения о корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 г. было образовано Уфимское губернское жандармское управление.

Органы правопорядка Вятской губернии: мартовский кризис 1917 г.

Кроме того губернский комиссар 22 марта 1917г. отправил запрос в Петроград с просьбой разъяснить подлежит ли уплате жалование офицерским и нижним чинам жандармской полиции ввиду расформирования корпуса.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности общей полиции...

Подведомственными управлению чинами полиции в уездах являлись становые приставы, а непосредственно на местах находились сотские и

10 октября 1879 года утверждается закон «О правилах употребления полицейскими и жандармскими чинами в дело оружия».

Задать вопрос