Библиографическое описание:

Пантыкина В. М., Полетаева И. В., Хмельницкая К. В., Хаустова М. А. Воспитываем гражданина // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 640-642. — URL https://moluch.ru/archive/148/41358/ (дата обращения: 25.04.2018).



Статья «Воспитываем гражданина» написана на основе многолетнего опыта работы и наблюдения за детьми. В ней говорится о проблемах в воспитании патриотизма у дошкольников и пути их решения в группе среднего возраста. В статье определены задачи и представлены средства гражданско-патриотического воспитания, также предложен перечень тем наблюдений, игр, бесед, ситуаций.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — длительный и сложный процесс. По своему содержанию это чувство многогранно. Это и любовь к близким людям, к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение того, что ты и окружающий мир едино, и желание быть полезным своей Родине.

В основе патриотического воспитания лежит воспитание нравственных качеств у детей, которые мы развиваем в процессе деятельности с дошкольниками.

Свою работу мы базировали по трем этапам:

Первый этап, с помощью бесед, наблюдений мы выявили уровень нравственно-патриотического воспитания детей своей группы и сделали вывод, что у детей слабо развито чувство сопереживания, ответственности, они мало знают о нашем городе.

Второй этап, мы провели работу, направленную на повышение уровня нравственно — патриотического воспитания: это организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, создание предметно-развивающей среды, игровых ситуаций, проведение праздников, развлечений.

Третий этап подведение итогов проделанной работы.

Любовь к родному краю, родной культуре, начинается — с любви к своей семье, к своему дому, к детскому саду, где он учится взаимодействовать с коллективом. Постепенно эта любовь перерастает ко всему человечеству, в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему. Исходя из этого, мы определили следующие задачи:

  1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду;
  2. Сформировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  3. Воспитать чувство патриотизма, любви к своему родному городу средствами эстетического воспитания.

В своей работе мы используем различные средства гражданско-патриотического воспитания: создание окружающей среды; использование художественной литературы; приобщение детей к семейным традициям; практическая деятельность.

По своему складу дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то она всегда «самая красивая», если это родная страна, то она «самая сильная». Чтобы подтвердить эти чувства в своей работе, мы используем наглядный материал, проводим беседы, знакомим с природой. Во время бесед стараемся использовать в речи выразительные средства, развивая у детей умение восхищаться увиденным и услышанным.

Чувство Родины — у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке.

Поэтому в своей работе мы уделяем большое внимание теме «Семья».

Организуя беседы о своей семье на темы: «Что я могу рассказать о своих близких», «Чем я порадую своих родных», мы даем детям понятия о том, что семья — это самое важное в жизни каждого человека и отношениями между близкими надо дорожить и стараться не разрушить их никогда. Но для этого надо научиться уважать не только себя и требовать хорошего отношения к себе, но научиться уважать, любить и беречь своих родных. В беседах на темы: «Кто создает уют в моем доме», «Украшу свою комнату», мы говорим о том, что всегда надо делать вокруг себя так, чтобы и окружающим было приятно и уютно. В дальнейшем это поможет проявлять желание создавать вокруг себя, для всех окружающих, прекрасное, умение ценить то, что создают другие люди. В беседах на темы: «Где работают мои родители», «Какую работу выполняет дома мама (папа)», и других мы рассказываем о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Все это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества. Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей: рисовании, аппликации, лепке. Вместе с детьми мы изготавливаем подарки для мам, пап, бабушек, дедушек.

В наших группах стало традицией проводить праздник «День рождения мамы (папы)». Этот праздник мы отмечаем по временам года. Дети рисуют рисунки, делают поделки — чем очень радуют своих родителей и учатся проявлять о них заботу. В группе, при активном участии родителей, оформлен уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с их близкими. У нас в группе живет персонаж «Клоун Добря» (так его назвали сами дети), который приходит вечером, когда родители забирают детей домой.

Клоун Добря, вместе с детьми рассказывает мамам и папам чем ребенок занимался в детском саду. Дети стараются тоже интересоваться, чем занимались их родители. Все это воспитывает в детях желание как можно больше знать о своих близких.

Любовь к Родине — это моральное чувство, которое неразрывно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Умение видеть природу, любить ее, восхищаться ею — одно из условий воспитания любви к родному краю. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Если ребенок видит вокруг себя деревья, цветы, небо, звезды — это не значит, что он всем этим восхищается. Он еще по своей сути не умеет этого делать, поэтому взрослому надо сосредоточить на этом его внимание, научить его осознавать все это. Для того чтобы он научился это воспринимать, мы организуем беседы, наблюдения, экскурсии.

Свои впечатления и знания они отражают в рисунках, в рассказах.

В нашей группе есть мастерская «Удивительное рядом». Здесь мы собрали различные фотографии, рисунки, интересные находки (причудливые веточки, камешки и т. д). Здесь, вместе с детьми мы создаем коллажи о природе.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты — все это является источником формирования любви к родному городу, а в дальнейшем к Родине.

В группе есть уголок «Старооскольский край», там представлены альбомы: «Старооскольская игрушка», «Картины старооскольских художников» и другие. Воспитывая любовь к малой родине, мы проводим беседы «Вот эта улица, вот этот дом», «Что мне нравится на улицах нашего города», «Каким я хочу видеть свой край» и другие. Знакомство с городом находит отражение и в сюжетно — ролевой игре «Автобус». На автобусе мы едем по улицам нашего города, организуем экскурсии по нашему краю. Здесь мы знакомим детей, с помощью показа фильмов, зарисовок с родным городом, с нашей Белгородчиной.

Воспитывая любовь к своей Родине, мы знакомим дошкольников с людьми создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать ее еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.

Расширению представлений детей о труде, углублению чувства уважения к людям труда способствует рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, отражающих деятельность людей разных профессий. В группе я оформила альбом «Мои мама и папа на работе». Рассматривая его вместе с детьми, мы рассказываем о том, как важен труд каждого человека для общества, для создания красоты в окружающем мире.

В процессе проведенной работы были получены следующие результаты:

Дошкольники с удовольствие рассказывают о своих родителях, о совместных играх и развлечениях, о делах, которые они выполняют вместе с ними.

Проявляют стремление помочь родителям.

Знают название своего города и проявляют к нему свое уважение и стремление украсить его.

Называют профессии, их значимость для общества, качества человека, которые помогают им трудиться.

У них формируются такие качества, как: потребность совершать добрые дела и поступки, чувство сострадания, любознательность, находчивость.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва 2000г.
  2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Мозаика — Синтез Москва, 2014г.
  3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Мозаика — Синтез Москва, 2014г.
Основные термины (генерируются автоматически): средства гражданско-патриотического воспитания, родному краю, родному городу, близким людям, детскому саду, чувства сопричастности, нравственно-патриотического воспитания детей, Воспитание чувства патриотизма, родному дому семье, родному городу средствами, духовно-нравственное отношение, основе патриотического воспитания, совместная деятельность детей, детей слабо развито, художественном творчестве детей, условий воспитания любви, Расширению представлений детей, углублению чувства уважения, группе среднего возраста, этап подведение итогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос