Эффективное управление профессиональным образованием в рамках педагогического сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Уринов У. А., Баракаев Ф. Н. Эффективное управление профессиональным образованием в рамках педагогического сотрудничества // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 661-662. — URL https://moluch.ru/archive/148/41278/ (дата обращения: 18.11.2019).



Педагоги-новаторы на волне передовых общественных движений внесли новый вклад в общую педагогику, обобщивший опыт обучения без принуждения, опыт щадящей педагогики, реализованный в принципах педагогики сотрудничества и являющийся генеральным направлением организации обучения в Бухарском политехническом колледже.

Так, в практике обучения специальное предмета наиболее полно принципы педагогики сотрудничества реализуются в коммуникативной парадигме. Последняя реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов обмениваются своими достижениями в сфере повседневной, профессиональной и учебной деятельности для их оперативного распространения и применения в процессе иноязычного общения. В отличие от иных парадигм коммуникативная парадигма рассматривает сотрудничество в обучении равных по компетентности партнеров, которые способны объективно оценивать значимость для них возможных объектов усвоения. Таким образом, взаимосовершенствование становится основной категорией коммуникативной парадигмы и совместная деятельность индивидов, составляющих субъект обучения, имеет своей целью самоорганизацию, предполагающую обогащение совокупного опыта каждого участника на основе обмена знаниями и умениями всех участников, без опасности подмены образовательного процесса тренингом.

Вместе с тем, реализация идей педагогики сотрудничества ставит перед преподавателем актуальную проблему управления, т. к. субъект обучения (рассматриваемый преподавателем в качестве объекта), пытаясь удовлетворить свои естественные потребности, часто способен совершить выбор, разрушающий как отдельную коммуникацию, так и процесс обучения в целом. Задача педагога — помочь ему сделать более разумный выбор. В частности, многие субъекты не имеют достаточной мотивации для осуществления отдельных коммуникаций, поэтому задача педагога здесь не в том, чтобы сотрудничать, а скорее в том, чтобы управлять.

При работе с людьми управление рассматривается как работа с кем-то, направленная на то, чтобы данный человек принял и выполнял чужое задание. Задача обучения естественным образом может быть сформулирована как задача управления: «ученик» — объект управления, «учитель» — источник управления. Поэтому для преподавателя было бы вполне оправдано включить в свою деятельность управленческие идеи.

Обычное управление бывает принудительным и, как правило, основано на наказании. Такое управление имеет мало шансов на успех при работе с людьми, избравшими неприемлемое целостное поведение, и часто воспринимается как унижающее их действие. Люди сопротивляются принуждению, потому что оно фрустрирует их базовую потребность во власти. Можно пытаться принуждать снова и снова, но это будет приводить лишь к тому, что управляющий человек будет попросту отвергнут. В явном виде такое управление возможно реализовать только в условиях исправительных (пенитенциарных) учреждений, т. е. в условиях, когда права индивида ограничены по приговору суда. Скрытое управление такого рода предполагает манипуляцию людьми как объектами, вещами и заведомо наносит ущерб субъекту, т. к., неся обман, формирует в его окружении фальшивую действительность.

Управление не предполагает использования принуждения и в этом перекликается с основными идеями педагогики сотрудничества. Более того, объявляет сотрудничество «становым хребтом» своей философии. Ключевым правилом эффективной работы с людьми, которыми мы должны управлять, здесь является понимание, что мы не можем насильно заставить их сделать то, что мы хотим. Мы должны убедить их, что им выгодно и полезно следовать нашим указаниям. Почвой для него служат доверительные и ответственные отношения, создание которых, как раз и есть задача преподавателя в рамках использования педагогики сотрудничества. В первую очередь, это означает, что субъект учения должен принимать субъекта преподавания. Теория контроля объясняет, что в нашем мозге есть особый отдел, где хранится информация обо всем, что в течение жизни мы воспринимаем как хорошее и полезное для нас. Для руководителя важно получить доступ в этот отдел мозга каждого из подчиненных, тем более это абсолютно необходимо по отношению к тем субъектам, которыми мы должны управлять. Человек может отказаться делать что-то, что удовлетворяет его потребности, только если есть другой способ удовлетворить эти потребности. И убедить его в необходимости искать другой способ может только человек, которого мозг воспринимает как удовлетворяющего определенные наши потребности.

Требуется определенное мастерство, чтобы убедить обучающихся в том, что основную проблему составляет именно целостное поведение, которое они избирают, чтобы удовлетворить одну или более из своих потребностей, а затем убедить их, что им выгоднее избрать более продуктивное целостное поведение. Результатом эффективного управления следует считать формирование убеждения, что существует другое целостное поведение, которое может избрать субъект, чтобы удовлетворить свои потребности лучше, чем он это делал до сих пор.

Помимо решения задачи управления индивидуумами, отношении управления коллективом. В частности, указывает, что затруднение внутрикомандного обучения есть прямое следствие внутренней конкуренции. Поскольку обучение есть суть присутствия коллектива студентов на занятиях, все, что делает педагог для повышения конкуренции в группе учащихся, можно считать травлей. Таковым является любое действие, дифференцирующее поощрение участников команды (стипендии, награды, призы, измерения успеваемости в любой форме). На систему оценки личного успеха как на проявление философии конфликта и соревнования «Я выиграл — Ты проиграл» и обвинял эту систему в том, что она служит одним из основных препятствий на пути к сотрудничеству: «Выигрываем Все Вместе». Конкурируя, т. е. продвигаясь вперед, сталкивая других вниз, мы становимся на путь, разрушительный для нас всех. Заключается в том, что должен выигрывать каждый, — не должно быть проигравших.

Может показаться, что это требование противоречит главной задаче профессионального образования — воспитанию конкурентоспособного специалиста. Но, именно специалист, приобретший навыки сотрудничества в среде, где отсутствует конкуренция, в итоге и оказывается наиболее конкурентоспособным.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная парадигма, управление, том, потребность, субъект обучения, принцип педагогики сотрудничества, задача педагога, целостное поведение.


Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

...парадигма педагогики поддержки, парадигма педагогики насилия, коммуникативная; в)

отметить то, что педагогическая парадигма — обусловливает и парадигму образования, и

парадигм — актуальнейшая задача педагогов — ученых и педагогов — практиков.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент

Таким образом, перед современным педагогом также стоит задача формирования еще и коммуникативной культуры учащегося, его...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то

Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества активно изучаются и применяются в высшей школе.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

...рамках педагогики творческого сотрудничества к диалогу преподавателя и обучающегося.

Решению возникших задач способствует и использование педагогом разнообразных форм

обучения, студент, ситуация, обучающийся, коммуникативная компетентность педагога...

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных отношений между теми, кто учит, и кого учат.

Задача педагога — совместно с учеником обеспечить организацию и эффективность обучения.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

– «Педагогика сотрудничества»; – «Целостного развитияребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»

– Технологии комплексного подхода к социально-коммуникативному развитию; – Технология проблемно-диалогового обучения

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе...

Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется

Существует предположение, что деятельность — это реализация «субъект-объектных» отношений, в то время как общение описывается формулой «субъект-субъект».

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны...

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

«Субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по

Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения

Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы.

Похожие статьи

Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей...

...парадигма педагогики поддержки, парадигма педагогики насилия, коммуникативная; в)

отметить то, что педагогическая парадигма — обусловливает и парадигму образования, и

парадигм — актуальнейшая задача педагогов — ученых и педагогов — практиков.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим...

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент

Таким образом, перед современным педагогом также стоит задача формирования еще и коммуникативной культуры учащегося, его...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то

Концептуальные идеи, принципы и методологические подходы педагогики сотрудничества активно изучаются и применяются в высшей школе.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

...рамках педагогики творческого сотрудничества к диалогу преподавателя и обучающегося.

Решению возникших задач способствует и использование педагогом разнообразных форм

обучения, студент, ситуация, обучающийся, коммуникативная компетентность педагога...

Специфика общения в условиях целостного педагогического...

Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных отношений между теми, кто учит, и кого учат.

Задача педагога — совместно с учеником обеспечить организацию и эффективность обучения.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

– «Педагогика сотрудничества»; – «Целостного развитияребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»

– Технологии комплексного подхода к социально-коммуникативному развитию; – Технология проблемно-диалогового обучения

«Субъект-объектное» взаимодействие в процессе...

Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется

Существует предположение, что деятельность — это реализация «субъект-объектных» отношений, в то время как общение описывается формулой «субъект-субъект».

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны...

Особенности субъект-субъектного взаимодействия членов...

«Субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по

Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения

Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы.

Задать вопрос