Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 08.04.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Джалолова Д. Ф. Мастерство, компетентность и профессионализм педагога // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 611-613. — URL https://moluch.ru/archive/148/40687/ (дата обращения: 20.04.2018).



Мы живем в период обновления всех сторон жизни общества, в сознании людей идет ломка многих понятий и представлений о ценностях. Появляется новый тип человека, с иной психологией, с активной жизненной позицией. Сложность задач, острота борьбы, динамичность обстановки, плюрализм мнений — все это зримые черты нашей современности. Перед преподавателями возникает много вопросов и проблем, зачастую очень сложных и противоречивых. Наука и образование относятся к тем социальным институтам общества, в которых удельный вес интеллектуального высокопрофессионального труда особенно велик и где качество научных и педагогических кадров объективно имеет решающее значение. На преподавателей вузов нашим обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи: сохранение и приумножение культурного, в широком смысле слова, в том числе и научно-технического, наследия общества и цивилизации в целом; социализация личности на ответственном этапе ее формирования, связанном с получением профессиональной подготовки, требующей высшего уровня образования. Осуществляемый преподавателями процесс подготовки специалистов с высшим техническим образованием представляет собой высокоразвитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: производство знаний формирование новых учебных дисциплин (создание образовательных программам и их научно-методическое сопровождение); передача знаний (учебный процесс во всем многообразии форм, методов, средств и образовательных технологий); распространение знаний (разработка высокоэффективных образовательных технологий, издание учебных пособий и научных монографий, статей); а также участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, федерального и международного значения. Этими функциями определяются основные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая и культурно-просветительская.

Труд преподавателя — это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов — представляет собой особый вид высококвалифицированного умственного труда, имеющего творческий характер. Преподавателю принадлежит ведущая роль в формировании у студентов профессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции. Творческая деятельность преподавателя вуза направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности требует особых способностей, длительной подготовки и постоянного развития и совершенствуются.

В педагогической деятельности, как и в любом виде творчества, своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска. Относительная самостоятельность творческого выбора методических действий и приемов в рамках общепризнанных принципов характерна для педагогического труда. Высшей характеристикой деятельности педагога является его творческая индивидуальность. Поскольку преподавание в вузе — это искусство и наука. Каждое занятие неповторимо, так как зависит от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать заранее, и требует глубокого знания жизни, человеческой души, умения видеть, понять и сопереживать.

Но вместе с тем в основе каждого занятия лежат объективные законы, фиксирующие существенные связи и отношения в процессе восприятия и усвоения учебного материала, обеспечивающие процесс целенаправленного формирования личности и специалиста.

Специфичность педагогического труда определяется также тем, что объектом его деятельности является человек, с присущими ему индивидуальными качествами, и педагог творит не один, а вместе с другими людьми под воздействием совокупности общественных отношений.

Вузовские педагоги обычно достигают мастерства и совершенства, проработав по 10–15 лет, поскольку большинство преподавателей — люди высокой культуры, с хорошей профессиональной подготовкой и постоянно самосовершенствуются. Особое место в деятельности преподавателя вуза занимает научно-исследовательская работа составная часть преподавательского труда, органический компонент учебно-воспитательного процесса, фактор, определяющий его эффективность.

Преподаватель должен быть не только специалистом, обучающим студентов положениям своей науки, но и ученым, преуспевающим в науке и успешно приобщающим к ней студентов. Истории известны примеры, когда крупные научные открытия совершались в процессе обучения и изложения учебного материала. Главные задачи научно-исследовательской работы в вузе заключаются в проведении актуальных научных исследований, способствующих ускорению научно-технического и социального прогресса; обогащении учебного процесса результатами новейших исследовании; практическом ознакомлении студентов с их результатами и привлечении студентов к научным исследованиям; подготовке и повышении квалификации научно-педагогических кадров.

Научно-исследовательская работа студентов всегда была необходимым элементом высшего образования.

Преподаватель вуза — это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств: профессиональных, морально-нравственных и личных. К профессиональным качествам, прежде всего, относятся глубокие знания в области своей науки, специальности, дидактики высшей школы, педагогической психологии и методики обучения.

Преподаватель не просто «транслятор знаний», а целостная личность, он должен быть воспитателем по убеждениям, духу и сущности. Специальные исследования убедительно показывают, что нет лучшего способа научить людей чему-нибудь, чем пробудить в них высокие душевные качества и помочь их развитию. Воспитывающее воздействие личности педагога нельзя подменить никакими современными средствами преподавания, личность не может формироваться сама по себе, без участия другой личности. Для молодых людей, как показывает практика, человеческие качества приобретают большую привлекательность, ценность, чем профессиональные.

Студентам в первую очередь важно, чтобы преподаватель был личностью, наставником. Вначале они смотрят, какой он человек, а потом уже обращают внимание на то, как он преподает. У популярных преподавателей студенты и учатся охотнее, редко пропускают занятия. Популярность — синоним уважения, своеобразный аванс доверия.

Успешная педагогическая деятельность требует от преподавателя постоянной работы над собой. Преподаватель должен работать над собой, воспитывать, прежде всего, себя, предъявлять к себе строгие требования в отношении собственной дисциплины, честности и бескорыстности. Он должен любить свой предмет, свою работу и свою аудиторию.

Литература:

  1. Волков, Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов — М., «Владос», 2005 г.
  2. Федосеева, А. Е. Особенности самооценки личности старших школьников. «Инновации в технологиях и образовании». VI Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. — Белово, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): преподавателя вуза, Преподаватель должен, педагогического труда, активной жизненной, деятельности преподавателя вуза, деятельность преподавателя вуза, учебного материала, активной жизненной позицией, подготовки специалистов, студентов профессиональных знаний, Специфичность педагогического труда, характеристикой деятельности педагога, целенаправленного формирования личности, практическом ознакомлении студентов, интеллектуального высокопрофессионального труда, высококвалифицированного умственного труда, образовательных технологий, воспитании активной жизненной, Преподаватель вуза, воздействие личности педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос