Библиографическое описание:

Верниенко Л. В. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа // Молодой ученый. — 2017. — №13.2. — С. 4-5.



Современные мировые социально-экономические тренды, а также постоянно увеличивающиеся требования работодателей к потенциальным сотрудникам актуализируют проблему развития конкурентоспособности студентов в образовательном пространстве вуза.

Образовательное пространство – реалия, ставшая предметом интенсивного исследования в научных кругах в последнее время и без которой сложно представить современное образование в целом. Понятие «образовательное пространство» состоит из двух составляющих: образование и пространство. Первый принадлежит педагогической науке, второй – философии. Этот синтез несет в себе черты методологической закономерности уже потому, что философская категория «пространство» имеет многовековую историю, где онтологические черты находят яркое выражение. Это связано, прежде всего, с попытками человека осмыслить мир вокруг себя и свою роль в этом мире. В другой части термина, носящей атрибутивный характер, ситуация иная. Образование как область эмпирического знания и умения существует столько, сколько существует человечество, но относительная «молодость» педагогики как науки и образования как области научного знания совершенно точно закрепляют место и функцию собственно образования. «Образование» и «образовательное» соответственно более мобильны, зачастую носят частный характер, по сути, это реакция на новые требования быстро меняющегося мира.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что именно в образовании скрыты новые возможности многомерности феномена и категории «образовательное пространство» [3].

Перейдем к рассмотрению понятия «образовательное пространство вуза». К основным характеристикам образовательного пространства современного вуза относятся:

- направленность на становление компетенций, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения;

- увеличение доли самостоятельной работы студентов;

- изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор);

- внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.).

В образовательном пространстве современного вуза изменяется позиция преподавателя. Он теперь не просто «передает» знания, а осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора [1].

При этом создание образовательного пространства высшего учебного заведения является важным условием развития конкурентоспособности студентов на вузовском этапе профессионального становления. Образовательное пространство представляет собой целостную интегративную единицу социума, нормативно или стихийно структурированную, которая способствует эффективной общепедагогической и профессиональной подготовке выпускника к педагогическому взаимодействию, социальному самоопределению, культурному, ментально-эмоциональному развитию, изменению личностного миропонимания и поведения. Структурой образовательного пространства является система, включающая различные виды и формы работы, методы и технологии, а также управление компонентами данной системы [2].

Развитие конкурентоспособности личности студентов в образовательном пространстве вуза представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия как образовательных, так и профессиональных структур, характеризующийся полифункциональностью и многокомпонентностью. К основным компонентам данного процесса можно отнести: образовательный компонент, профессиональный и прикладной компоненты, исследовательский и проектировочный компоненты, управленческий, организационный и финансово-экономический компоненты.

Мы согласны с Г. В. Нарыковой, которая считает, что важной характеристикой образовательного пространства является многопрофильность, которая обеспечивает профессиональное взаимодействие в рамках вуза с образовательными учреждениями. Масштабы пространства зависят от количества входящих в него профессиональных учреждений системы образования и от разнообразия видов деятельности, организуемых в данном пространстве. При этом указывается, что возможности формирования конкурентоспособности личности студента заключаются в тесной взаимосвязи с формированием профессиональной компетентности студентов. Потенциал образовательно-профессионального пространства вуза определяется по трём компонентам: профессионально-ориентировочному, профессионально-личностному, профессионально-деятельностному.

При проектировании образовательно-профессионального пространства вуза необходимо создавать психолого-педагогические и методологические условия для развития конкурентоспособности выпускника. К ним относятся передача фундаментальных и профессиональных знаний, умений и компетенций, инновационные технологии обучения студентов, полипрофессионализм студентов, который предполагает овладение дополнительными и смежными специальностями, практико-ориентированность обучения. Здесь имеются в виду производственные практики, мастер-классы, семинары, профессиональные творческие проекты, конкурсы, выставки, внедрение результатов научных достижений по итогам курсовых исследований, развитие конкуренто- определяющих качеств личности в процессе обучения, помощь в трудоустройстве выпускников.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование конкурентоспособности личности студентов будет осуществляться более эффективно в специфическом образовательно-профессиональном пространстве вуза.

Литература:

  1. Жеребятникова Г. В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  2. Нарыкова Г. В .Формирование конкурентоспособности студентов педагогического вуза//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-2. С. 54-57.
  3. Семенова Е. В., Семенов В. И. Современное образовательное пространство: многомерность понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9999 (дата обращения: 19.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного пространства, образовательно-профессионального пространства вуза, Образовательное пространство, конкурентоспособности личности, конкурентоспособности личности студентов, пространстве вуза, современного вуза, конкурентоспособности студентов, Образовательное пространство вуза, пространства современного вуза, образовательном пространстве вуза, пространстве современного вуза, развития конкурентоспособности, образовательно-профессиональном пространстве вуза, развития конкурентоспособности студентов, конкурентоспособности студентов педагогического, образовательного пространства высшего, конкурентоспособности личности студента, рамках вуза, Развитие конкурентоспособности личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос