Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Верниенко Л. В. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательном пространстве ВУЗа // Молодой ученый. — 2017. — №13.2. — С. 4-5. — URL https://moluch.ru/archive/147/42046/ (дата обращения: 23.09.2018).



Современные мировые социально-экономические тренды, а также постоянно увеличивающиеся требования работодателей к потенциальным сотрудникам актуализируют проблему развития конкурентоспособности студентов в образовательном пространстве вуза.

Образовательное пространство – реалия, ставшая предметом интенсивного исследования в научных кругах в последнее время и без которой сложно представить современное образование в целом. Понятие «образовательное пространство» состоит из двух составляющих: образование и пространство. Первый принадлежит педагогической науке, второй – философии. Этот синтез несет в себе черты методологической закономерности уже потому, что философская категория «пространство» имеет многовековую историю, где онтологические черты находят яркое выражение. Это связано, прежде всего, с попытками человека осмыслить мир вокруг себя и свою роль в этом мире. В другой части термина, носящей атрибутивный характер, ситуация иная. Образование как область эмпирического знания и умения существует столько, сколько существует человечество, но относительная «молодость» педагогики как науки и образования как области научного знания совершенно точно закрепляют место и функцию собственно образования. «Образование» и «образовательное» соответственно более мобильны, зачастую носят частный характер, по сути, это реакция на новые требования быстро меняющегося мира.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что именно в образовании скрыты новые возможности многомерности феномена и категории «образовательное пространство» [3].

Перейдем к рассмотрению понятия «образовательное пространство вуза». К основным характеристикам образовательного пространства современного вуза относятся:

- направленность на становление компетенций, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения;

- увеличение доли самостоятельной работы студентов;

- изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, фасилитатор, тьютор);

- внедрение технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения и др.).

В образовательном пространстве современного вуза изменяется позиция преподавателя. Он теперь не просто «передает» знания, а осуществляет сопровождение и поддержку образовательной деятельности студента, то есть выполняет функции консультанта, модератора, фасилитатора, тьютора [1].

При этом создание образовательного пространства высшего учебного заведения является важным условием развития конкурентоспособности студентов на вузовском этапе профессионального становления. Образовательное пространство представляет собой целостную интегративную единицу социума, нормативно или стихийно структурированную, которая способствует эффективной общепедагогической и профессиональной подготовке выпускника к педагогическому взаимодействию, социальному самоопределению, культурному, ментально-эмоциональному развитию, изменению личностного миропонимания и поведения. Структурой образовательного пространства является система, включающая различные виды и формы работы, методы и технологии, а также управление компонентами данной системы [2].

Развитие конкурентоспособности личности студентов в образовательном пространстве вуза представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия как образовательных, так и профессиональных структур, характеризующийся полифункциональностью и многокомпонентностью. К основным компонентам данного процесса можно отнести: образовательный компонент, профессиональный и прикладной компоненты, исследовательский и проектировочный компоненты, управленческий, организационный и финансово-экономический компоненты.

Мы согласны с Г. В. Нарыковой, которая считает, что важной характеристикой образовательного пространства является многопрофильность, которая обеспечивает профессиональное взаимодействие в рамках вуза с образовательными учреждениями. Масштабы пространства зависят от количества входящих в него профессиональных учреждений системы образования и от разнообразия видов деятельности, организуемых в данном пространстве. При этом указывается, что возможности формирования конкурентоспособности личности студента заключаются в тесной взаимосвязи с формированием профессиональной компетентности студентов. Потенциал образовательно-профессионального пространства вуза определяется по трём компонентам: профессионально-ориентировочному, профессионально-личностному, профессионально-деятельностному.

При проектировании образовательно-профессионального пространства вуза необходимо создавать психолого-педагогические и методологические условия для развития конкурентоспособности выпускника. К ним относятся передача фундаментальных и профессиональных знаний, умений и компетенций, инновационные технологии обучения студентов, полипрофессионализм студентов, который предполагает овладение дополнительными и смежными специальностями, практико-ориентированность обучения. Здесь имеются в виду производственные практики, мастер-классы, семинары, профессиональные творческие проекты, конкурсы, выставки, внедрение результатов научных достижений по итогам курсовых исследований, развитие конкуренто- определяющих качеств личности в процессе обучения, помощь в трудоустройстве выпускников.

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование конкурентоспособности личности студентов будет осуществляться более эффективно в специфическом образовательно-профессиональном пространстве вуза.

Литература:

  1. Жеребятникова Г. В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  2. Нарыкова Г. В .Формирование конкурентоспособности студентов педагогического вуза//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 56-2. С. 54-57.
  3. Семенова Е. В., Семенов В. И. Современное образовательное пространство: многомерность понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9999 (дата обращения: 19.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное пространство, образование, образовательно-профессиональное пространство вуза, образовательное пространство вуза, современный вуз.


Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

...высшего учебного заведения выступает гуманистическая ориентация образовательной

Для организации информационного образовательного пространства вуза в современных

Новикова В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор...

Функционирование образовательного пространства...

В работах Бондыревой С.К., Вульфова Б.З., Пидкасистого П.И., Слободчикова В.И. и других понятие образовательное пространство вуза рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов – субъектов учебного процесса...

Роль культурно-образовательного пространства вуза...

Разрешить сложившееся противоречие призвано культурно-образовательное пространство вуза, способное воздействовать на студенчество посредством учебно-воспитательных и социально-культурных технологий.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический...

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

Дифференцированная организация учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся в личностно-ориентированном образовательном процессе в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз".

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

В силу большого отличия системы высшего и послевузовского образования в России и мировой системы образования, вопросы интеграции в мировое образовательное пространство включают в себя достаточно большой список направлений деятельности преподавателей и...

О воспитательном пространстве вуза | Статья в журнале...

...вуза, образовательное пространство, высшее учебное заведение, учебное заведение, воспитательная деятельность, воспитательная система, идея пространства

Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве.

Образовательная среда как фактор формирования...

Однако учреждения высшего педагогического образования должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы мощным механизмом профессионального становления будущего учителя. Потенциал образовательной среды педагогического вуза...

Типовые подходы к анализу сущности образовательного...

Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным характером и представляет собой ресурс (средство) моделирования образовательных систем...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Создание единого информационного пространства вуза

...высшего учебного заведения выступает гуманистическая ориентация образовательной

Для организации информационного образовательного пространства вуза в современных

Новикова В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор...

Функционирование образовательного пространства...

В работах Бондыревой С.К., Вульфова Б.З., Пидкасистого П.И., Слободчикова В.И. и других понятие образовательное пространство вуза рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов – субъектов учебного процесса...

Роль культурно-образовательного пространства вуза...

Разрешить сложившееся противоречие призвано культурно-образовательное пространство вуза, способное воздействовать на студенчество посредством учебно-воспитательных и социально-культурных технологий.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический...

Непрерывность образования в системе «школа – технический вуз»

Дифференцированная организация учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся в личностно-ориентированном образовательном процессе в рамках единого образовательного пространства "Школа-Вуз".

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

В силу большого отличия системы высшего и послевузовского образования в России и мировой системы образования, вопросы интеграции в мировое образовательное пространство включают в себя достаточно большой список направлений деятельности преподавателей и...

О воспитательном пространстве вуза | Статья в журнале...

...вуза, образовательное пространство, высшее учебное заведение, учебное заведение, воспитательная деятельность, воспитательная система, идея пространства

Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве.

Образовательная среда как фактор формирования...

Однако учреждения высшего педагогического образования должны обладать такой образовательной средой, которая стала бы мощным механизмом профессионального становления будущего учителя. Потенциал образовательной среды педагогического вуза...

Типовые подходы к анализу сущности образовательного...

Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным характером и представляет собой ресурс (средство) моделирования образовательных систем...

Задать вопрос