Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева А. С. Аспекты современной трансформации бюджетов в коммерческих организациях // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 221-224. — URL https://moluch.ru/archive/147/41482/ (дата обращения: 21.04.2018).



В статье описываются актуальные аспекты изменения к подходу бюджетирования, его трансформации от классической системы бюджетирования до продвинутого бюджетирования. Также рассмотрены варианты определений бюджета различными авторами, классическая и новая схема подхода к составлению бюджетов.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, управленческий учет, продвинутое бюджетирование, advanced budgeting, beyond budgeting

Вопрос о процессе бюджетирования на предприятиях остается актуальным и на данный момент,а в эпоху экономического кризиса считается одним из важных аспектов деятельности специалистов экономических и бухгалтерских служб.

Сегодня экономические условия в стране и мире нестабильны и изменчивы, поэтому предприятия вынуждены применять все имеющиеся инструменты, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Традиционное бюджетирование в таких условиях сложно приспосабливается и требует трансформации. Есть зарубежные компании, которые работают без бюджета, например, Шведский банк Svenska Handelsbanken с филиалами по всей Северной Европе и Великобритании — один из самых успешных европейских банков. Такая концепция называется «Beyond Budgeting», что в переводе означает «за рамками бюджетов». Также существует концепция «Продвинутое бюджетирование» или advanced budgeting.

Сам термин «бюджет» происходит от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», и первоначально употреблялся в Англии с 1870 г. как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства.

Бюджет предприятия — это финансовый план, который составляется на определенный период (на год), и в котором показываются какие результаты должна достичь фирма за определенный период. Изучением вопроса о бюджетном управлении деятельности компании занимались И. Т. Балабанов, И. А. Бланк, М. А. Вахрушина, О. Н. Волкова, Е. С. Стоянова, А. В. Григорьев, В. В. Ковалев и т. д. Ниже приведены определения бюджета предприятия этими авторами. (Таблица 1)

По мнению А.В Григорьева, российские экономисты подчеркивают, что бюджет как инструмент управления предприятием позволяет не только управлять финансами, но и регулировать отношения внутри хозяйствующего субъекта и отношения с внешней средой.

Таблица 1

Определение бюджета предприятия вработах отечественных ученых [1, с.25]

Автор

Определение бюджета

1

Е. С. Стоянова

Бюджет предприятия как количественное воплощение плана, характерезующее доходы и расходы на определенный период и капитал небходимы привлечь для достижения заданных планом целей

2

И. А. Бланк

Бюджет предприятия как оперативный финансовый план, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающие расходы и поступления средств по отдельным направлениям хозяйственной деятельности

3

В.В Ковалев

Бюджет- это детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственный и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.

4

А. М. Корнинский

и Н. Г. Данилочкин

Бюджет как выраженный результат оперативного планирования, требующий от высшего руководства конкретных действий в области управления предприятием

5

А. В. Григорьев

Бюджет — организованный план в денежном выражении, служащий для достижения стратегических целей компании

Также тщательно изучаются вопросы бюджетирования и в зарубежных странах, такими авторами как Р. Фрейзер, Чт. Хорнгрен, Дж. Хоуп, Дж. Шим, Р. Энтони. Сравнительный анализ подходов к определению рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Определение бюджета вработах зарубежных экспертов [1, с.26]

Автор

Определение бюджета

1

Р. Эстони

Бюджет представляет собой план выраженный в количественных показателях, охватывающий заданный период времени, как правило год

2

Дж. К. Шим

Бюджет как количественный план деятельности предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых показателей и (или) натуральных показателей деятельности компании

3

Б. Нидлз, С.Миллс,

Г. Андерсон

Бюджет как план действии, который прогнозирует будущие экономические операции, хозяйственную деятельность и результаты в финансовых и нефинансовых показателях

Процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением называется бюджетированием.

Основные преимущества бюджетирования выделяют следующие [5, с.47]:

1) Наличие четких плановых показателей (понятна перспектива получения максимального финансового результата)

2) Бюджетирование позволяет координировать работу в компании в целом (постановка определенных целей и контроль их выполнения направляют работу компании на один результат, что в некоторой степени облегчает управление);

3) Имеет возможность внесения корректировок в бюджеты посредством анализа их выполнения;

4) Позволяет учиться на опыте составления прошлых бюджетов;

5) Позволяет открыть новые возможности использования ресурсов;

6) Способствует развитию процессов взаимосвязей;

7) Носит объяснительный характер для сотрудников низших звеньев об их месте и роли на предприятии;

8) Является инструментом сравнения желаемых и фактических результатов.

Однако преимущества получаемые от использования традиционного бюджетирования перекрывают его недостатки только в условиях относительной стабильности и предсказуемости внешней среды [7, с.70].

Основные недостатки традиционного бюджетирования это:

‒ высокая стоимость процесса бюджетирования;

‒ малопригодность результатов бюджетирования в процессе деятельности организации;

‒ «манипулирование» цифрами отчетности.

Как выделяют исследователи [10], [2], [9], [4], основные недостатки традиционного бюджетирования в том, что, по некоторым оценкам до 50 % своего времени корпоративные финансисты тратят на планирование и бюджетирование. В то же время, бюджеты быстро теряют свою значимость и отстают от реальности, которая ставит под сомнение само их существование.

В настоящее время прослеживаются серьезные тенденции, цель которых устранить проблемы, возникающие при традиционном подходе к бюджетированию и стратегическому планированию. Они стали известны под названиями «Продвинутое бюджетирование» (Advanced Budgeting) и планирование «За рамками бюджетов» (Beyond Budgeting) вместе с выходом одноименных книг зарубежных авторов.

Концепция «За рамками бюджетов» зародилась в 1998 г. как результат научно-практических исследований международной рабочей группы по прогрессивным технологиям, направленных на разработку новой модели менеджмента для перехода от промышленной эры к информационной. Причина возникновения нового способа управления предприятием — конкуренция, а именно: «рынок продавца», на котором существовали предприятия, превратился в «рынок покупателя», и предприятия вынуждены изыскивать конкурентные преимущества везде, где только возможно [6, с. 8].

Выделим основные особенности финансового планирования при управлении «За рамками бюджетов»:

‒ отсутствие фиксированных финансовых целей;

‒ отказ от централизованного директивного планирования деятельности;

‒ планирование операционных бюджетов происходит по нормативам в соответствии с целями на основе ключевых показателей эффективности;

‒ в оценке используются не только финансовые показатели. Приветствуется достижение не абсолютных показателей, а относительных, в полной мере отражающих эффективность работы предприятия.

Примерами компаний, которые внедрили модель «За рамками бюджетов» — такие крупнейшие европейские компании, как Ericsson, Ikea, Scania, банковский холдинг Svenska Handelsbanken (560 филиалов), Volvo и т. д.

Также существуют переходные варианты, такие как постепенное развитие, более эволюционное, через этапы «Лучшее бюджетирование» или «Продвинутое бюджетирование» [8, с.78].

Цели «Продвинутого бюджетирования» — более эффективный процесс контроллинга, ускорение процесса бюджетирования и операционного планирования и переход на скользящее планирование от ежегодного бюджета. Продвинутое бюджетирование приведет к значительному росту адаптивности компании на рынке и более эффективному взаимодействию внутренних структур.

Сторонники концепции «Улучшенное бюджетирование» [3, c.32] в принципе не подвергают сомнению сам инструмент традиционного бюджетирования. Основные цели, преследуемые в рамках этого подхода, состоят в повышении эффективности, сжатии и упрощении планирования и бюджетирования. Эта эволюционная концепция отличается постоянно вносимыми дополнительными изменениями, которые осуществляются малыми шагами.

Рис. 1. Классическая и продвинутая схема создания бюджета на коммерческом предприятии

На рисунке 1 вверху, мы видим вариант создания бюджета по классической схеме, внизу временного интервала — продвинутую схему, где бюджетирование осуществляется непрерывно, а не 1 раз в год. Показатели, которые необходимо достигнуть, пересматриваются не реже чем 1 раз в квартал, вместе с корректировкой ресурсов и направлением действий.

Итак, мы наблюдаем изменения в подходах к созданию бюджетов — от изменения к улучшению бюджетов до полного отказа их составления. Отметим, что применение новейших подходов бюджетирования также будет существенно влиять на учетную систему организации, и в частности на систему управленческого учета.

Литература:

  1. Григорьев, А. В. Бюджетирование в коммерческой организации: учеб. пособие / А. В. Григорьев, С. Л. Улина, И. Г. Кузьмина. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. -136
  2. Ельсукова Т. В. Бюджетирование на основе метода управленческого учета ТА (Throughput accounting) /Вестник Казанского государственного аграрного университета. -2013. Т. 8. № 1 (27). -С. 34–39.
  3. Ельсукова Т. В. Методы управленческого учета АВС и ТА: перспективы совместного применения/ Новый университет. Серия: Экономика и право. -2012. -№ 7–8. -С. 30–34.
  4. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005. 512 с
  5. Кораблева А. А., Б. Г. Хаиров, Хасанов Р. Х. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / А. А. Кораблева, Б. Г. Хаиров, Р. Х. Хасанов. — Омск: ИП Архипов М. И., 2016. — 96 с.
  6. Развитие моделей планирования предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekportal.ru/page-id-2001.html, свободный
  7. Рябыкин М. А., Оловянишников А. Г.. Совершенствование управления современным промышленным предприятием на основе концепции «за рамками бюджетов» [электронный ресурс]/ М. А. Рябыкин, А. Г. Оловянишников //Вестник Томского Государственного университета.-2012. -№ 2(18).-с.69–76.
  8. Соколов А. Ю. Учет целевых нормативных затрат / А. Ю. Соколов // «Бухгалтерский учет». — 2007. — № 4, С. 76–79.
  9. Соколов А. Ю. Современные подходы к организации системы управленческого учета / А. Ю. Соколов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2006. — № 8, С. 288–294.
  10. Хоуп Дж., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем: Управление за рамками бюджетов. М.: Вершина, 2005.-256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рамками бюджетов», «За рамками бюджетов», традиционного бюджетирования, управленческого учета, «за рамками бюджетов», advanced budgeting, «Продвинутое бюджетирование», бюджета предприятия, предприятия вынуждены, недостатки традиционного бюджетирования, классической системы бюджетирования, использования традиционного бюджетирования, инструмент традиционного бюджетирования, подходу бюджетирования, планирование «За рамками, beyond budgeting, ускорение процесса бюджетирования, создания бюджета, определения бюджета предприятия, управлении «За рамками.

Ключевые слова

бюджетирование, бюджет, управленческий учет, продвинутое бюджетирование, Расширенное бюджетирование, Вне бюджета

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос