Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Акишева В. Д., Локотко М. П. Трудности создания инженерной инфраструктуры в Архангельске в начале ХХ века. Часть II. Городская электростанция // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 491-493. — URL https://moluch.ru/archive/147/41350/ (дата обращения: 19.04.2018).



Продолжая тему развития инженерной инфраструктуры в Архангельске, следует отметить, что вопрос о строительстве электросетей остро встал в последней четверти XIX века, с началом роста промышленности в регионе. Для увеличения объемов производства используются паросиловые установки, они снабжали электроэнергией пилорамы лесозаводов, канатную фабрику и судоремонтный завод.

В городе было построено несколько частных электростанций постоянного тока, самыми мощными были три: при Коммерческом собрании, промышленника Я.Е. Макарова и купчихи Е.К. Плотниковой. В совокупности станции за 1911 год выдали 497,5 кВт/ч, в 1912-м — 613,35 кВт/ч, с увеличением отпуска энергии на 23 %. Общая выработка электроэнергии была невысока, но за счет увеличения абонентов — рентабельна. Кроме отпуска электроэнергии абонентам, станции освещали Троицкий проспект и некоторые, прилегающие к нему улицы, для которых было выделено 36,83 кВт. При этом затраты города на освещение улиц составляли 9980 рублей: 3500 — на электрическое, 5830 рублей — керосиновое и 650 рублей на керосино-калильное освещение [2, 1912, № 12, с. 5; 2, 1913, № 1, с. 20, 21].

К концу 1912 года технические возможности станций были исчерпаны, из-за перегрузки сетей подключение новых абонентов остановлено. Вопрос о строительстве городской электростанции несколько раз выносился на заседания Думы, был долгое время неразрешим, поскольку возведение такого рода сооружений предполагало существенные затраты, а статистических данных по устройству и рентабельности городских электрических предприятий в стране не было. Гласные (депутаты) долго не могли придти к общему решению: строить АГЭС за счет средств города, или отдать предприятие в концессию [2, 1912, № 4, с. 21; 2, 1912, № 12, с. 5; 2, 1913, № 1, с. 20, 21, 23].

Выработка ресурсов частных электростанций вынудила искать источники энергии. Городская Управа заключила договор о разработке проекта электростанции с московским инженером Поливановым. Он спроектировал паротурбинную станцию с применением трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, электрические сети города, уличное освещение и электрический трамвай. Существующие частные станции постоянного тока предполагалось закрыть. После передачи 7 томов проекта в городскую Управу была создана комиссия по изучению предложений.

Комиссия «усмотрела ряд замечаний». Открыто против проекта выступал предприниматель Я.Е. Макаров, настаивая на своей разработке «экономического трамвая». В апреле 1912 года городская Дума заслушала инженера А. Иванова с докладом «Дешевая энергия для трамвая и электроосвещения», где он предлагал строительство гидротехнических сооружений, как один из самых дешевых источников энергии с использованием силы приливов и отливов реки Лая [2, 1912, № 2, с. 23-32].

Проблемы споров вокруг строительства заключались в том, что комиссия, созданная для проверки данных расчетов Поливанова, посчитала их рентабельность не обоснованной, а вновь проектируемые предприятия убыточными, и не возможными строить за счет городской казны. Сомнение вызывали расчеты, которые базировались на потреблении электричества в городах с населением в 2 раза превышающим Архангельск — 70 тысяч человек. По устройству трамвая доказательной частью являлись предприятия, принадлежащих Бельгийскому акционерному обществу, с доходностью 31189 тыс. франков и рентабельностью до 5 % [2, 1913, № 1, с. 25].

Было принято решение — отдать строительство электростанции в концессию [2, 1912, № 2, с. 23-32; 2, 1912, № 4, с. 15-26]. На страницах местных СМИ началась полемика о необходимости создания городских электротехнических предприятий. Финансовая составляющая проекта Поливанова была подробно рассмотрена на всенародном обсуждении. Местные инженеры доказывали эффективность применения электричества по сравнению с керосиновым и иным освещением. Резюме общественности по поводу концессии было категоричным: «…по нашему мнению, решение от 23 ноября, как основанное на явном недоразумении и голосовании, очевидно скороспелом, должно быть пересмотрено. То, что перерешивалось уже шесть раз, может быть перерешено седьмой, раз этого требуют действительная польза и нужды города…» [2, 1912, № 4, с. 15-21; 2, 1912, № 12, с. 5, 15-16; 1913, № 1, с. 17-26].

В. Трутовский в статье «Условия развития города Архангельска» обратился к власти города со следующим: «…у противников муниципализации городских предприятий был единственный аргумент против ее осуществления: указание убыточности предприятий для городской казны. Но если население быстро возрастает, а спрос на городские предприятия увеличивается, тогда не страшны первые убытки…, а указанный аргумент теряет свою силу и остроту. Город сделает огромную, трудно поправимую ошибку, отдав теперь городское предприятие концессионерам, закабалив себя группе крупных капиталистов. Пусть среди части архангельского населения, поддерживаемой некоторыми местными газетами, распространяется лозунг: «Дайте нам трамвай, освещение или канализацию, принадлежащую кому угодно, но только дайте все это поскорее, не откладывая в долгий ящик!» Мы этому лозунгу противопоставим другой: «Приступайте скорее к устройству городских предприятий, но не отдавайте нас в кабалу концессионерам!» [2, 1913, № 1, с. 16].

Вопрос о кредитовании городских мероприятий разрешился после выхода закона о кассе земского и городского кредита [2, 1913, № 1, с. 26]. Споры вокруг строительства прекратил городской голова (мэр) Яков Лейцингер, предложив пригласить независимого эксперта.

10 апреля 1913 года с инженером К.Г. Репиным был заключен договор на подрядные работы, после чего началось строительство главного корпуса городской АГЭС. В процессе работы в проект Поливанова были внесены коррективы, мощность станции была увеличена до 1500 кВт с использованием 3 турбогенераторов по 500 кВт. Торжественный пуск турбогенератора состоялся 26 августа 1915 года. Второй был сдан в октябре 1915-го, третий — в 1917 году. Стоимость всех мероприятий возросла до 3 млн. рублей с учетом инфляции военного времени. К 1918 году отпуск энергии увеличился в 13 раз, технические мощности станции были на пределе [2, 1919, 18 марта, с.10].

В 1922 году на АГЭС были установлены два новых генератора. В связи с реконструкцией старых и строительством новых предприятий лесной, лесохимической и судостроительной промышленностей были увеличены мощности станции, в 1927 году на АГЭС был установлен мощный турбогенератор на 3600 кВт. При заводах-гигантах были построены тепловые электроцентрали (ТЭЦ), перед войной их объединили с АГЭС в единую энергосеть.

В 1956 году энергосистема переходит в подчинение Минэнерго СССР, с 1959 по 1967 годы было осуществлено строительство двухцепной линии электропередачи напряжением 110 кВт, под непосредственным контролем Совета Совнархоза. После выхода Постановлений о развитии города Архангельска за счет республиканского бюджета началось строительство городской ТЭЦ и бурное развитие энергетической системы области. В настоящее время «Архэнерго» находится в подчинении РАО «ЕЭС России», как филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» с 4-мя отделениями в Архангельске, Плесецке, Вельске и Котласе [4].

В 1916 году в городе открылось трамвайное движение. Под руководством инженера Репина было проложено 15 км трамвайных путей, шириной 1524 мм. В 1914 году возведена тяговая подстанция на ул. Пермской (ныне Суворова), а на Почтовом тракте — депо.

Архангельская городская железная дорога открылась 25 июня 1916 года, в первый день на линии работало 8 вагонов. 2 февраля 1917 года было начато движение через Кузнечевское русло Северной Двины в Соломбалу, что существенно облегчило доставку конвойных военных грузов из порта Экономия к железной дороге в Исакогорке. В годы войны, движение не прекращалось круглые сутки: днем трамвай развозил пассажиров, ночью — грузы. По этой же схеме он работал и в годы Второй мировой войны [1, 3].

В 1919 году инженером Ф.А. Дицем была разработана новая схема прокладки трамвайных путей в периферийные районы города. Предложение было реализовано в советский период, с организацией 5 маршрутов, они соединяли почти все районы города, длина линии трамвайных путей охватывала прибрежную территорию Архангельска вдоль реки Северной Двины на протяжении более 30 км [2, 1919, 18 марта, с.54-68]

АГЖД города была последней из 35 предприятий, созданных в Российской империи, в декабре 1922 года по итогам I всероссийской трамвайной конференции была признана лучшей в РСФСР. В 2004 году трамвайное предприятие было ликвидировано решением мэра города. В настоящий момент Архангельск задыхается от большого количества автобусов.

Новый генеральный план застройки предполагает вновь создание трамвайного сообщения, но с 2008 года, момента принятия документа, вопрос строительства сети экологически чистого общественного транспорта в городе до сих пор не решен, основной проблемой является дефицит городского бюджета.

Литература:

  1. Акишева В.Д. Жилищно-коммунальное хозяйство Архангельска в годы войны // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 6. — С. 104-104; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16781 (дата обращения: 05. 01. 2017).
  2. Архангельские городские известия (АГИ), журнал.
  3. Ефремова С.А. Тыл Карельского фронта //Архангельск — город воинской славы. Отечественная война 1941-1945. — Архангельск: Ом — Медиа. 2015. — С. 54.
  4. Чернов И. История промышленного Архангельска в датах. Электроэнергетика зародилась в леспроме // У Белого моря. 2016. 10 ноября.
Основные термины (генерируются автоматически): трамвайных путей, городской казны, постоянного тока, районы города, городских предприятий, развитии города Архангельска, устройству городских предприятий, частных электростанций, счет городской казны, строительстве городской электростанции, мощности станции, инженерной инфраструктуры, счет средств города, прибрежную территорию Архангельска, устройству трамвая доказательной, строительство городской ТЭЦ, корпуса городской АГЭС, городских электрических предприятий, годы войны, городских электротехнических предприятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос