Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Маханова А. Н. Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 503-505. — URL https://moluch.ru/archive/147/41344/ (дата обращения: 21.09.2018).



Турецкая политика предлагает интересную перспективу для анализа политических и экономических интересов Анкары в данном регионе после распада Союза Советских Социалистических Республик. Несмотря на смену президентов или правительства, Турция всегда стремилась поддерживать дружеские отношения в данном регионе.

Ключевые слова: мягкая сила, ТИКА, политические взаимоотношения

Сразу же после распада СССР Турция была одним из первых государств, которая инициировала широкомасштабную политику в «тюркоязычных» странах. Несмотря на неудачи в продвижении тюркского союза в регионе, турецкая мягкая сила за эти годы достигла умеренного успеха, особенно в Казахстане и Кыргызстане. Еще сам Эрдоган говорил в своем интервью о важности сотрудничества с ЦАГ [1]. Так как это очень интересная территория с очень важными стратегическими путями деятельности. И упустив ее, можно потерять лидирующую позицию во всем мире. Поэтому Правительство Анкары пускает в ход мягкую силу, к примеру, открытие турецких университетов школ, финансируемые правительством, в бывших советских республиках, ставшие популярным выбором среди потенциальных студентов [2, с. 435].

Проводимая Турцией политика помощи в целях развития в регионе состоит из пяти основных столпов: сотрудничество в сферах связи, транспорта, культуры, образования, экономики, и энергетики. В соответствии с этими целевыми показателями, самым важным шагом, предпринятым Турцией стало создание ТИКА (Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция).

Тем не менее, среди институтов ТИКА играет ключевую роль, являясь агентством помощи развитию. Она была создана в качестве нового инструмента для турецкой внешней политики со стороны Министерства Иностранных Дел. А также для того, чтобы усилить свою роль в странах, при этом ослабив влияние со стороны России и Ирана. Но все благодаря общему тюркскому языку и культурному наследию [3].

Еще не менее важный факт кроме ТИКА — это создание большого количества многосторонних институтов в целях содействия сотрудничеству в различных областях и укреплению культурных связей между республиками постсоветского пространства и Турцией. Так ежегодно ТИКА выделяет огромные средства на обеспечение оборудования школ Киргизии, проводит симпозиумы, международные выставки и т. д. А в 2005 г. ТИКА открыла киргизско-турецкий центр трансплантации мозга, что говорит о серьезности организации [4]. Наиболее известными организациями являются: Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), основанная в 1993 году [5], где сами президенты положительно настроены на дальнейшее сотрудничество [6]; Тюркский совет, созданный в 2009 году [7]; Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), созданная в 2008 году [8]; Международная Тюркская Академия, научно-исследовательский центр создан в 2010 году; и многие другие. Кроме того, там были такие инициативы, как создание общего тюркского языка и создание тюркского телеканала.

Но одним из главных приоритетов для Турецкого правительства является стремление стать главным игроком в регионе [1]. И поэтому она всевозможными путями демонстрирует свои достижения. Ищет новые сферы для долгосрочного и конструктивного диалога. Анкара боится потерять зону влияния, как, к примеру, произошло в странах Ближнего Востока и Северной Африке.

Важным партнером ТР является Республика Азербайджан, из всех 5 стран она наиболее перспективная по ряду вопросов. Так у 2-х стран языки на 80 похожи, совершаются частые визиты на высоком уровне, нежели с другими государствами. Часто столица Азербайджана становится площадкой для переговоров ТР с другими государствами. А объем двусторонней торговли превышает $ 3,5 млрд., ежегодно более 600 тыс. азербайджанцев посещают Турцию. Можно увидеть в приложении А на стр., как выглядит двусторонняя торговля за 2011–2015 гг. Стоит отметить, что на сегодняшний день было заключено 347 проектов общей стоимостью $ 11млрд. [9]. И ТР лидирует по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор: за 2015 г. они составили $ 220,4 млн. [10]. Что является фактом заинтересованности Турции в Азербайджане.

Одним из главных партнеров является Казахстан, где находятся более 10 турецких фирм, есть Университет имени Ходжа Ясави и школы, которые пользуются достаточным спросом среди местного населения. Важно упомянуть, что во время своего визита в Турцию в октябре 2009 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его коллега из Турции подписали Договор о стратегическом партнерстве [11]. В нем говорится, что сотрудничество во всех сферах деятельности будет развиваться не только между 2-мя государствами. Но и со всеми государствами евразийского пространства.

Другим государством в списке является Киргизия. Отношения между Анкарой и Бишкеком начались тоже после распада СССР в 1991 г. Турция стоит на 5-м месте инвесторов в данную страну [12]. Два государства очень тесно сотрудничают, их связывают не только договора и протоколы, но и различные Саммиты и организации. Турция имеет огромное влияние на Бишкек, да и в целом на всю страну. Стоит только упомянуть, что Анкара вложила достаточную сумму денег в строительство авиабазы «Манас» [13].

Стоит отметить, что президент Туркменистана Бердымухамедов подтвердил ключевое место Турции в формировании внешней политики своей страны. Он заявил, что Туркменистан и Турция были объединены через исторические и культурные связи [14].

Туркменистан обладает одним из крупнейших в мире запасов природного газа и Турция заинтересована в транспортировке газа страны в Европу. Около 100 соглашений и протоколов было заключено между Анкарой и Ашхабадом. Была образована в 2008 году совместная турецко-туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству. К тому же они являются партнерами в Организации Исламского Сотрудничества, взаимодействуют в авторитетных организациях, как к примеру, Организация Объединенных Наций [15].

Несмотря на то, что сотрудничество между Анкарой и Ташкентом началось после распада СССР, но отношения с Узбекистаном, который является самым густонаселенным из Центрально-азиатских государств, не являются гладкими, из-за обеспокоенности Анкары нарушениями прав человека и менее благоприятного экономического климата в этой стране. К примеру, можно добавить, что Правительство Узбекистана проигнорировало Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств в августе 2012 г. [16].

Правительство Ташкента было недовольно Турцией из-за поддержки призыва проведения международного расследования резни в городе Андижане, когда войска открыли огонь по толпе демонстрантов в мае 2005 года, где погибло, по меньшей мере, несколько сотен человек [17, с. 239].

В начале 1990-х гг. после распада СССР Турция всеми силами пыталась поддержать «тюркские» государства, с которыми были связаны этнически, лингвистически, исторически и духовно. Анкара была первым государством, которая признала их независимость. После того как внешняя политика России была направлена в основном на Запад, Турция воспользовалась этим. Начали открываться школы, институты на всем постсоветском пространстве. Были заключены различные международные договоры, Анкара выступала мостом между Западом и Азией. Но сегодня мы видим картину, что некогда беспомощные страны, сами ведут активную внешнюю деятельность, закрыты многие турецкие школы. Однако, Саммиты тюркских культур все равно проводятся; ТИКА ведет свою деятельность. Страны не отказываются от Турции, они друг другу нужны.

У Турции к каждой стране свой особенный подход, к примеру, с Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией и Туркменистаном очень тесные и доверительные отношения. Они всегда друг друга поддерживают, открыто большое количество турецких фирм и школ постоянно идет инвестиционный поток. К тому же ТР сотрудничает с ними не только по отдельности, но и на многостороннем уровне в ТЮРКСОЙ, ТИКА, ООН и т. д. Что касается Турецко-узбекских отношений, то здесь стоит упомянуть о некоторых разногласиях в отношениях, в основном из-за событий в Андижане и неблагоприятном экономическом климате. Но все равно Анкара ни за что не откажется от сотрудничества с данной страной. Ведь если хотя бы с одной из стран будут постепенно ухудшаться отношения, то остальные прекратят контактировать.

Очевидно, что Анкара наладила отношения в основном с четырьмя государствами из данного региона. Но через них можно будет проводить с другой, демонстрируя Правительству Узбекистана свою способность поддерживать политический баланс и экономический потенциал.

Литература:

  1. Recep Tayyip Erdogan: Central Asia is a strategic axis of Turkish foreign policy // European Dialogue. URL: http://eurodialogue.eu/eu-central-asia/Recep-Tayyip-Erdogan-Central-Asia-is-a-strategic-axis-of-Turkish-foreign-policy (дата обращения: 17.03.2017).
  2. Ли Ю. А. Стратегия реформ образования в Республиканской Турции // Сборник Ближний Восток и современность. — М.: ИИИиБВ, 2004. — С. 430–441.
  3. Turkey’s Development Cooperation: General Characteristics And The Least Developed Countries (LDC) Aspect // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-development-cooperation.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  4. ТИКА // Ресурс о деятельности международных донорских организаций в Киргизской Республике. URL: http://www.donors.kg/ru/tenders/90/#.WHPsyB_8Ebd (дата обращения: 17.03.2017).
  5. Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru (дата обращения: 17.03.2017).
  6. Президенты тюркоязычных стран высоко оценили деятельность ТЮРКСОЙ // Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). URL: http://www.turksoy.org/ru/news/2014/06/07/ (дата обращения: 17.03.2017).
  7. Нахичеванское соглашение о создании Совета Сотрудничества тюркоязычных государств // Правительство Республики Казахстан. URL: http://ru.government.kz/docs/z100000341_20100927~1.htm (дата обращения: 17.03.2017).
  8. Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА). // Режим доступа: http://www.turk-pa.org/ (дата обращения: 17.03.2017).
  9. Economic Relations between Turkey and Azerbaijan // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/economic-relations-between-turkey-and-azerbaijan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  10. Азизов А. Турция, Великобритания и США — лидеры по объему прямых инвестиций в ненефтяной сектор Азербайджана в 1995–2015гг. // Интерфакс-Азербайджан. URL: http://interfax.az/view/688651(дата обращения: 17.03.2017).
  11. Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой от 22 октября 2009 // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000471 (дата обращения: 17.03.2017).
  12. Relations between Turkey and Kyrgyzstan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-kyrgyzstan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  13. Канат Садыков: Турция вложила в КТУ «Манас» $289 млн. // Вечерний Бишкек. URL: http://www.vb.kg/doc/223846_kanat_sadykov:_tyrciia_vlojila_v_kty_manas_289_millionov.html (дата обращения: 17.03.2017).
  14. Relations between Turkey and Turkmenistan. // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs. // URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-turkmenistan.en.mfa (дата обращения: 17.03.2017).
  15. Арамедова А. Туркменистан — Турецкая Республика: дорогой долгосрочного партнерства // Правительство Туркменистана. Туркменистан: Золотой век // Управление международной информации МИД Туркменистана // URL: http://turkmenistan.gov.tm/?id=4134 (дата обращения: 17.03.2017).
  16. Туркменистан и Узбекистан игнорируют Саммит Сотрудничества тюркоязычных государств. // News-Asia.URL: http://www.news-asia.ru/view/politics/3385 (дата обращения: 17.03.2017).
  17. Alimukhamedov F., Akçay E. Redefining the contemporary relations between Turkey and Uzbekistan — Ankara: Dumlupınar Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi. / Turgut Özal University, Department of Political Science and International Relations, 2013. — 235–242. с.
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Анкара, государство, распад СССР, Туркменистан, отношение, Азербайджан, Казахстан, двусторонняя торговля, мягкая сила.


Ключевые слова

мягкая сила, ТИКА, политические взаимоотношения

Похожие статьи

Позиция России и Турции в решении нагорно-карабахского вопроса

В настоящее время российско-турецкие отношения основываются на добрососедских двусторонних связях, региональном и международном сотрудничестве [2]. Важные реалии международной политической арены, начиная с развала СССР, сблизили Турцию и Россию.

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Распад СССР коренным образом изменил геополитическое положение вокруг Каспия.

Если принять Каспий за море, то доля каждого государства определится длиной его границ, т. е. доля Казахстана составит 28%, России-20%, Туркменистана-19%, Азербайджана-21%, доля же...

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

Более двадцати пяти лет прошло с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), это поспособствовало появлению на карте центральноазиатского региона новых независимых государствКазахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и...

Динамика развития торговых связей между Азербайджанской...

между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Украины» (24.03.1997) и другие двусторонние и многосторонние (в рамках СНГ и ГУАМ)

Есть ряд важных видов продукции, импортируемых в Азербайджан, в импорте которых Украине

2.Торговля СССР.

Финансовая система Турции на современном этапе

Создание внебюджетных фондов в Турции произошло в 1983 году, активность государства в данном направлении российский экономист

Аналогично за вышеуказанный период произошло снижение бюджетного дефицита с 10 до 2 % по отношению к ВВП, что также является одним...

Хлопковая продукция Туркменистана и мировой рынок

Данное время хлопок производится только в шести странах СНГ: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане.

Туркменистан экспортирует его в Китай, Россию, Великобританию, Южную Корею, Турцию, Иран, Индонезию, Сингапур, Украину...

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

стран «исламского мира» в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС) — Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан (1985 г.).

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

всеобъемлющей свободной торговли уже почти в стадии завершения, и дай нам Бог силы

кооперационных связей после распада СССР, расширению присутствия армянских компаний на рынках государств

Политика «мягкой силы» ФРГ: проблемы и перспективы развития.

Этапы становления международно-правового регулирования...

Такая ситуация — результат не только советско-иранских отношений, но и появлением (в связи с распадом СССР) в 1991 году на политической карте мира четырех новых государств — полноправных субъектов международного права, претендующих на части Каспийского моря.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Позиция России и Турции в решении нагорно-карабахского вопроса

В настоящее время российско-турецкие отношения основываются на добрососедских двусторонних связях, региональном и международном сотрудничестве [2]. Важные реалии международной политической арены, начиная с развала СССР, сблизили Турцию и Россию.

Азербайджан в орбите мировой дипломатии | Статья в журнале...

Распад СССР коренным образом изменил геополитическое положение вокруг Каспия.

Если принять Каспий за море, то доля каждого государства определится длиной его границ, т. е. доля Казахстана составит 28%, России-20%, Туркменистана-19%, Азербайджана-21%, доля же...

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

Более двадцати пяти лет прошло с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), это поспособствовало появлению на карте центральноазиатского региона новых независимых государствКазахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и...

Динамика развития торговых связей между Азербайджанской...

между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Украины» (24.03.1997) и другие двусторонние и многосторонние (в рамках СНГ и ГУАМ)

Есть ряд важных видов продукции, импортируемых в Азербайджан, в импорте которых Украине

2.Торговля СССР.

Финансовая система Турции на современном этапе

Создание внебюджетных фондов в Турции произошло в 1983 году, активность государства в данном направлении российский экономист

Аналогично за вышеуказанный период произошло снижение бюджетного дефицита с 10 до 2 % по отношению к ВВП, что также является одним...

Хлопковая продукция Туркменистана и мировой рынок

Данное время хлопок производится только в шести странах СНГ: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане.

Туркменистан экспортирует его в Китай, Россию, Великобританию, Южную Корею, Турцию, Иран, Индонезию, Сингапур, Украину...

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

стран «исламского мира» в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭС) — Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан (1985 г.).

Интеграционная политика Республики Армения: причины...

всеобъемлющей свободной торговли уже почти в стадии завершения, и дай нам Бог силы

кооперационных связей после распада СССР, расширению присутствия армянских компаний на рынках государств

Политика «мягкой силы» ФРГ: проблемы и перспективы развития.

Этапы становления международно-правового регулирования...

Такая ситуация — результат не только советско-иранских отношений, но и появлением (в связи с распадом СССР) в 1991 году на политической карте мира четырех новых государств — полноправных субъектов международного права, претендующих на части Каспийского моря.

Задать вопрос