Проблемы дифференциации рукописей на мужские и женские | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Гончарова О. В. Проблемы дифференциации рукописей на мужские и женские // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 721-723. — URL https://moluch.ru/archive/147/41340/ (дата обращения: 18.08.2018).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами совершенствования дифференциации рукописей на мужские и женские. Цель написания данной статьи заключается в том, чтобы выявить особенности и проблемы дифференциации рукописей на мужские и женские. Методом исследования является нормативно-логический метод исследования. В результате было проведено исследование и выявлены как положительные, так и отрицательные черты современной организации работы с рукописями.

Ключевые слова: судебная экспертиза почерка, анализ рукописи, мужские и женские рукописи, гендерный фактор в написании рукописи

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами. На сегодняшний день существующий высокий уровень преступности в стране обуславливает необходимость совершенствования криминалистических методов расследования преступлений.

Таким методом является, в том числе, исследование почерковых объектов, что позволяет получить достаточный объем информации об авторе рукописи, в том числе, о его поле, что может иметь значение для результатов экспертизы. Подтверждением этого является факт роста числа почерковедческих экспертиз [6, с 213].

На сегодняшний день существует проблема малого числа исследований в литературе по данной теме. Также мало уделено внимания гендерной составляющей навыка письма, мыслительным задачами автора рукописи.

При этом дифференциация рукописи по половому признаку, по-разному влияют на почерк.

Данные особенности имеют значение при установлении материальной истины по делу и, если возникает необходимость, реконструкции поведения лица посредством анализа действий лица при исполнении рукописи.

Тип мыслительных задач автора рукописи тоже определяет точность установления личностных особенностей лица по почерку, и влияет на заключение эксперта.

В 1970 г. впервые была предложена методика дифференциации рукописей на мужские и женские во ВНИИ МВД СССР [4, с 60]. Опытной базой данного метода стали 480 рукописей, на основе которых был выработан 21 признак мужских и женских рукописей. Каждый из этих признаков имел свой коэффициент вероятности — количественный показатель информативности при дифференциации рукописей на мужские и женские.

Десять признаков с коэффициентом 1,3–2,43 относят почерк к мужскому, а 11 с коэффициентом 0,35–0,82 — к женскому [7].

Для успешного применения метода необходим достаточный объем рукописи — не менее страницы и обычность условия исполнения рукописи [4, с. 60].

Также существует методика дифференциации рукописей на мужские и женские от 1974 г. авторства ВНИИСЭ МЮ СССР [2, с 74]. В данном случае использовался математический метод оценки суммы коэффициентов почерка. Дифференциации рукописей на мужские и женские в рамках данного метода проходила после определения возраста автора письма. Пол можно было определить начиная с тринадцатилетнего возраста автора.

Сложность применения данного метода определила его модификацию на основе средневыработанного почерка [2, с 74]. Авторы данного метода — З. И. Кирсанов и А. П. Рогозин. Основа дифференциации рукописей на мужские и женские в данном случае — подсчет частот встречаемых признаков письма.

В процессе дифференциации рукописей на мужские и женские должны быть выполнены следующие условия (рис. 1) [1, с 24–26]:

‒ пригодность рукописи к исследованию — объем не менее 1,5–2х страниц, обычность условий выполнения рукописи, средняя степень выработанности почерка;

‒ информативность признаков для определения которых была выработана таблица с 41 признаком, их изображением и характеристиками, количественным показателем каждого признака;

‒ оценка совокупности признаков и принятие решения на основе результатов.

Рис. 1. Последовательность этапов дифференциации рукописей на мужские и женские

Данный метод менее сложен и, соответственно, более надежен в дифференциации рукописей на мужские и женские. Проблемой в данном случае является необходимость в большом объеме материала для исследования, что на практике встречается крайне редко. Обычно это 3–10 слов на конвертах или их вложениях [7].

Отсюда возникла необходимость разработки методики дифференциации рукописей на мужские и женские на основе малого объема материала исследования.

В 1990 г. была предложена такая методика во Всесоюзном научно-криминалистическом центре МВД СССР коллективом под руководством А. Б. Левицкого [5, с 185].

Эмпирической базой исследователей стали 800 прописных скорописей, в которых содержится больше диагностической информации ввиду их конструкции. В исследовании применялись методы ЭВМ.

Результаты применения методики были следующие [5, с 185]:

‒ ошибка — 1;

‒ отказ — 12.

Этапы исследования данной методики следующие (рис. 2):

‒ определение пригодности рукописи для дифференциации рукописей на мужские и женские;

‒ выделение признаков и суммирование их информативности;

‒ выбор уровня доверия;

‒ принятие решение о дифференциации рукописи на мужскую или женскую.

Рис. 2. Этапы исследования данной методики

Условия применения данного метода:

‒ почерк средней или высокой выработанности;

‒ рукопись не должна быть намеренно измененной автором;

‒ объем необходимого текста обратно пропорционален его информативности.

По последней рассмотренной методики дифференциации рукописей на мужские и женские можно сделать следующие выводы:

‒ методика зарекомендовала себя как эффективная и поэтому применяется до сих пор с 2005 г.;

‒ методика может использоваться во всех случаях.

Результаты дифференциации рукописей на мужские и женские по этой методике также оформляются несложно по установленной форме таблицей.

Так, например, 20.01.2012 в ходе ОРМ «Контроль почтовых отправлений» и «Сбор образцов для сравнительного исследования» в филиале почты России был изъят почтовый конверт с вложением из листа белой бумаги формата А4 и наркотического вещества.

На конверте были указаны отправитель и получатель. С применением последней из описанных методик было установлено, что с вероятностью 95 % автор надписей — мужчина. По почерковедческому учету автора рукописи установить не удалось.

В ходе дальнейших ОРМ был установлен отправитель конверта — Горбунов А. В. Затем были изъяты свободные и экспериментальные образцы почерка Горбунова А. В., что позволило установить авторство Горбунова А. В.

Таким образом, дифференциация рукописей на мужские и женские является перспективным направлением.

Рассмотрим также следующие признаки письма:

‒ лексические;

‒ фразеология;

‒ изобразительно-выразительные средства;

‒ стилистические признаки.

Под лексическими признаками подразумевается совокупность методов выражения мыслей на письме. Такими признаками являются: лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства [10, с 61–63].

Лексика — это словарный запас, совокупность слов, употребляемых автором рукописи. Лексика может быть бедной и богатой.

Лексика также может содержать в себе особенности — идентификационные признаки автора рукописи, например [6, с 10–14]:

‒ архаизмы;

‒ неологизмы;

‒ диалектизмы;

‒ жаргонизмы;

‒ техницизмы и др.

Фразеология представляет собой совокупность устойчивых сочетаний слов, которые обозначают единое, объединенное общим смыслом.

На основе характера фразеологии можно провести оценку воспитания и условия образования автора письма [8, с 34–36].

Под изобразительно-выразительными средствами подразумеваются выражения, которые используются в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы) [3, с 44–49].

Цель изобразительно-выразительных средств — усиление экспрессии речи.

Данный метод используется для выделения главного в рукописи. Мастерство в использовании данного метода также свидетельствует об образованности и начитанности автора.

Под стилистическими признаками подразумевается характерная манера изложения мыслей — способа построения предложений.

Таким образом, при исследовании почерка выделяются идентификационные особенности автора рукописи, которые позволяют составить портрет автора.

Литература:

  1. Каюнов О. Н., Сахарова Н. Г., Смирнов А. В. Модификационный метод определения пола исполнителя рукописи по средневыработанному почерку // Экспертная практика и новые методы исследования. — 1982. –№ 9. — С. 24–26.
  2. Кирсанов З. И., Рогозин А. П. Методика распознавания по почерку возраста и пола исполнителя рукописи. Вероятностно-статистические методы почерковедческих исследований. — М., 1974. — 74 с.
  3. Кудрявцева Ю. А. Получение образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2012. — № 43. — С. 44–49.
  4. Кулагин П. Г., Колонутова А. И.. Экспертная методика дифференциации рукописей на мужские и женские: пособие для экспертов- криминалистов. — М., 1970. — 60 с.
  5. Методика определения пола исполнителя кратких рукописных текстов / А. Б. Левицкий [и др.]. — М., 1990. — 185 с.
  6. Попова О. А. Диагностическое исследование почерка как основа выявления мыслительных задач исполнителя рукописи: дисс. Томск: 2011. — 213 с.
  7. Пошвин А. Л. Возможности судебно-почерковедческих диагностических исследований при расследовании уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru %3Bsearch %2F %3Bweb %3B %3B&text=&etext=1373. (дата обращения 26.03.2017)
  8. Рычкалова Л. А. Получение образцов для диагностической экспертизы // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2013. — № 2 (20). — С. 34–36.
  9. Сысоева Л. А. Современное состояние почерковедческого исследования подписи // Фотография. Изображение. Документ. — 2013. — № 4. — С. 10–14.
  10. Толстолуцкий В. Ю., Статуев А. А. Математические основы описания почерковых движений // Приволжский научный вестник. — 2015. — № 6. — С. 61–63.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференциация рукописей, признак, автор рукописи, дифференциация рукописи, методика дифференциации рукописей, пригодность рукописи, методика, почерк, рукопись.


Ключевые слова

судебная экспертиза почерка, анализ рукописи, мужские и женские рукописи, гендерный фактор в написании рукописи

Похожие статьи

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на...

Это научный метод оценки, а также понимания человеческой личности путем идентификации штрихов и шаблонов, выявленных в его почерке.

Если есть постоянное левое поле, то пишущий имеет хорошие манеры и стабильное поведение. Если оно нерегулярное, то автор...

Исследование временных характеристик клавиатурного почерка...

Автор: Яндиев Исмаил Бекханович. Рубрика: Технические науки.

Ключевые слова: клавиатурный почерк, биометрическая аутентификация личности, временные характеристики, статистические методы оценки.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Рассматривается методика обучения первоначальному письму младшего школьника, которую

Ведь плохие почерки сейчас не просто бедствие для преподавателей, но и свидетельство

Автором первого в мире печатного сочинения о каллиграфии был представитель эпохи...

О неизданной статье Е. Э. Бертельса по изучению творчества...

Проблемы дифференциации рукописей на мужские и женские. Обзор рукописей воспоминаний ветерана тыла А.Н. Петрова о Великой Отечественной войне.

Рукописи и эпиграфические сведения при изучении истории...

Необходимо отметить, что рукописи создавались на арабской графике.

Для безошибочного установления времени создания оригинала или копии определенного рукописного источника мы должны быть осведомлены счетом абджад [5. C. 5].

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве.

Затем даётся другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку.

Определение авторства текста по частотным характеристикам

4. Романов, А. С. Методика идентификации автора текста на основе аппарата опорных векторов / А. С. Романов.

Применение нейронных сетей в распознавании рукописного текста. Метод распознавания шрифта текста с изображения.

Применение нейронных сетей в распознавании рукописного текста

Свойства почерка ипроблемы его распознавания. Рукописный текст содержит алфавит букв, разделительные знаки.

Еще более важной является система выделения признаков, которая должна найти уникальные свойства выделенных букв и отбросить не нужные буквы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на...

Это научный метод оценки, а также понимания человеческой личности путем идентификации штрихов и шаблонов, выявленных в его почерке.

Если есть постоянное левое поле, то пишущий имеет хорошие манеры и стабильное поведение. Если оно нерегулярное, то автор...

Исследование временных характеристик клавиатурного почерка...

Автор: Яндиев Исмаил Бекханович. Рубрика: Технические науки.

Ключевые слова: клавиатурный почерк, биометрическая аутентификация личности, временные характеристики, статистические методы оценки.

Подготовка студентов к обучению младших школьников...

Рассматривается методика обучения первоначальному письму младшего школьника, которую

Ведь плохие почерки сейчас не просто бедствие для преподавателей, но и свидетельство

Автором первого в мире печатного сочинения о каллиграфии был представитель эпохи...

О неизданной статье Е. Э. Бертельса по изучению творчества...

Проблемы дифференциации рукописей на мужские и женские. Обзор рукописей воспоминаний ветерана тыла А.Н. Петрова о Великой Отечественной войне.

Рукописи и эпиграфические сведения при изучении истории...

Необходимо отметить, что рукописи создавались на арабской графике.

Для безошибочного установления времени создания оригинала или копии определенного рукописного источника мы должны быть осведомлены счетом абджад [5. C. 5].

Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (часть 2)

б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве.

Затем даётся другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку.

Определение авторства текста по частотным характеристикам

4. Романов, А. С. Методика идентификации автора текста на основе аппарата опорных векторов / А. С. Романов.

Применение нейронных сетей в распознавании рукописного текста. Метод распознавания шрифта текста с изображения.

Применение нейронных сетей в распознавании рукописного текста

Свойства почерка ипроблемы его распознавания. Рукописный текст содержит алфавит букв, разделительные знаки.

Еще более важной является система выделения признаков, которая должна найти уникальные свойства выделенных букв и отбросить не нужные буквы.

Задать вопрос