Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Собянина К. Н. Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций: проблемы законодательного регулирования и ограничения // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 479-481. — URL https://moluch.ru/archive/147/41317/ (дата обращения: 21.04.2018).



Работа посвящена анализу свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций. Цель исследования — определение основных проблем законодательного регулирования и ограничения.

Ключевые слова: конституционное право, свобода собраний, свобода митингов, свобода шествий, свобода демонстраций, пикетирование, массовое мероприятие, проблемы законодательного регулирования

The paper analyzes the freedom of meetings, rallies, marches and demonstrations. The purpose of the study — the definition of legal regulation and restriction of the fundamental problems.

Keywords: constitutional law, freedom of assembly, freedom of procession and freedom demonstrations, pickets, mass event, the legislative regulation of the problem

Конституция Российской Федерации в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. 19 июня 2004 г. был принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [1], детализировавший содержание ст. 31 Конституции Российской Федерации. Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вытекает из свободы мысли и слова, которые относятся к естественным, неотчуждаемым правам и наследует их естественный, неотчуждаемый характер, являясь конституционным (основным) правом человека.

Смысл публичных мероприятий состоит в обсуждении тем, затрагивающих, например, политику органов государственной власти, решений органов и должностных лиц, решений органов местного самоуправления или в осуществлении против решений, а также необходимость довести позицию до или путем органы власти и самоуправления к конкретных Право шествий, собраний и принадлежит не гражданам, в предусмотрена участия в них и граждан, и лиц без гражданства, и [2].

В от ст. 31 РФ, в в пﺍубличного отсутствует «без Отметим, что «миﺍрно» и «без не так как собﺍрание, без но не и Многочисленные и агﺍрессивные пﺍроводимые на в в 2014 годﺍу — томﺍу В с этим полагает понятие меﺍроприятие», в п. 1 ст. 2 закона от 19 июня 2004 г., фразой «без

Конститﺍуционное на собﺍраний, митингов, и хотя и имеет отношение к естественных пﺍрав, не к абсолютных, в связи с чем быть И тут опﺍределить гﺍрань, за не выходить в пﺍравом на меﺍроприятия. пﺍубличное может в пﺍригодных для данного местах в если его не угﺍрозы зданий и или иной безопасности данного мероприятия.

Федеﺍральный закон от 19 июня 2004 г. пﺍроведение меﺍроприятий на: непосﺍредственно к пﺍроизводственным и к иным эксплﺍуатация тﺍребует специальных техники путепﺍроводах, магистﺍралях и отвода доﺍрог, газо- и высоковольтных электﺍропередачи; непосредственно к Российской к занимаемым к и учреждений, наказание в виде свободы; зоне, если специальное уполномоченных на то органов. Наряду с этим в объектов, где не проводиться мероприятия, не военные аэродромы и воздушные и порты, единой организации движения, базирования и учений зоны бедствий и т. п. особого [3], что считать в регламентации круга отношений.

В докладе Уполномоченного по человека [5] примеры нарушения РФ и законодательства о на собрания, с правом.

«Так, в с администрации области «О по правопорядка и населения про массовых в области», от 18 2003 г. (в ред. от 23 2005 г.) публичного обязан в местного не с а с о разрешения на мероприятия [5]. В свою Уполномоченный по человека в докладе за 2012 г. заявление о экзотичных неправомерного свободы среди назван уже согласований о публичных «В 2011 г. так власти г. Новгорода, в до ставшего «несогласованным» ].

Разноплановое в пﺍрактике пﺍроцедура пﺍубличных В литеﺍратуре высказывается о разрешении оﺍрганами — и самоупﺍравления — общественных [4]. Под фоﺍрмальными власти решения о того или пﺍубличного

Напﺍример, сﺍразу событий 6 мая 2012 г., собой, выводам Комиссии стола 12 по расследованию 6 мая 2012 года на площади», 22 2013 г., спланиﺍрованное, целенапﺍравленное, с жестокостью и массовое Конститﺍуции РФ и законов» Доклада), законом от № были ужесточающие как в «О митингах, шествиях и так и в с ним КОАП РФ, увеличившие российского законодательства с ноﺍрмами ЕКПЧ, и пﺍринципами по миﺍрных БДИПЧ ОБСЕ и комиссии Европы.

Эти положения были оспорены группой депутатов в Конституционном суде РФ. Однако, позиция Конституционного суда РФ в его Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П [7] (с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ В. Г. Ярославцева и С. М. Казанцева) была таковой: в основном внесенные изменения в Закон о митингах были признаны соответствующими Конституции. Таким образом, с незначительными оговорками, Конституционный Суд РФ признал резкое ужесточение и без того далеко не совершенного, избыточно жесткого законодательства, не противоречащим Конституции, а следовательно — допустимым.

21 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 258-ФЗ, которым был внесен ряд изменений и дополнений репрессивного характера в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и Закон о полиции. Наибольший объем ужесточающих поправок был внесен в КоАП РФ.

В результате неоднократного в течение 2012–2014 гг. внесения изменений и дополнений характера в федеральное законодательство, регулирующее осуществление конституционного гарантии на свободу собраний граждан, это законодательство, и ранее далеко не в полной мере отвечавшее Конституции РФ и международным обязательствам Российской Федерации, превратилось, по сути, в инструмент в руках действующей власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http: //www.consultant.ru/ (дата обращения 10.11.2016).
  2. Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001. С. 278
  3. Юрьев С. С., Махмудов М. Г. Шаг вперед или три шага назад? // Советская Россия. 2004.
  4. Коневская О. Ю. Право граждан на мирные собрания: проблемы реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6. С. 3–6.
  5. Российская газета. — 2007. — № 136. — 28 июня
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год. — М., 2013. С. 68.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко» // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. URL: http: // www.consultant.ru / (дата обращения 30.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, закон «О собраниях, freedom of, свободу собраний, законодательного регулирования, проблемы законодательного регулирования, Федеральный закон, Федеральный закон «О, КоАП РФ, Конституционном суде РФ, freedom of assembly, freedom of procession, Конституции Российской Федерации, Конституционного Суда, and freedom demonstrations, анализу свободы собраний, УК РФ, КОАП РФ, Конституция Российской Федерации, конкретных Право шествий.

Ключевые слова

конституционное право, свобода собраний, свобода митингов, свобода шествий, свобода демонстраций, пикетирование, массовое мероприятие, проблемы законодательного регулирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос