Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Бажданова, Ю. В. Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов / Ю. В. Бажданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 193-200. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41299/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: лидер, образ, качества, психологические характеристики, теории лидерства.исследование

Актуальность исследования обусловлено тем, что изучение лидерства и лидера уже длится не одно десятилетие, но на данный момент так и не сформировано ни одно направление, ни одна теория, объясняющие достаточно полно столь многосложное и многоплановое явление. Феномен лидерства сложное явление и изучается не одной наукой, но даже взяв только одно направление — психологию, мы все равно не обнаружим единой точки зрения в понимании и определении лидерства.

На данный момент существует три основных подхода в изучении лидерства: структурный, поведенческий и ситуационный. Первый подход ориентирован на выявление универсальной структуры личностных черт и характеристик эффективного лидера. Второй — на выявление универсальных поведенческих особенностей, а третий — на формирование структурной и поведенческой концепции лидера в контексте конкретной ситуации. Но несмотря на столь всестороннее рассмотрение феномена лидерства, ни в одном из подходов нет единой точки зрения на основные факторы и составляющие данного сложного явления.

Изучают лидерство уже не первое десятилетие, и даже уже не первое столетие. За это время сложилось несколько подходов в рассмотрении данного феномена. К этим подходам относят: структурный, поведенческий и ситуационный.

Многие исследователи пришли к необходимости выделения двух базовых факторов, обеспечивающих эффективность поведения лидера: направленность на достижение целей группы / организации (планирование, структуризация и организация деятельности, контроль, координация, прессинг и т. д.) и ориентация на поддержку и удовлетворение личных потребностей членов группы / организации, на ее сохранение как целостного сообщества. Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера. Исключительная ценность этого подхода состоит в том, что, предложив теоретическую модель, он, в отличие от других, оказался чрезвычайно продуктивным для создания целого ряда практикоориентированных методов, реально работающих в современных организациях.

Проводились исследования, связанные с особенностями РМ- теории лидерства [1]. Результаты показали, что практически во всех типах организаций РМ-стиль лидерства является наиболее эффективным. И наоборот: рм-стиль всегда оказывается минимально эффективным для организации [1].

Проведенный теоретический анализ привел к организации исследования, целью которого стало выявление содержания и структуры образа реального и идеального лидера в представлениях обучающихся. Также была сформулирована гипотеза: образ идеального лидера в представлении студентов содержательно и структурно отличается от образа реального лидера.

Для проведения исследования был разработан опросник в основу которого легла трехфакторная модель лидерства. Первая часть опросника состоит из высказываний для изучения стиля лидерства. Стили лидерства определяются для образа идеального и реального лидера. Вторая часть опросника состоит из перечня ценностей и принципов, которые нужно проранжировать для идеального и реального лидера. Третья часть состоит из набора анкетных данных.

В исследовании приняли участие 298 студентов, из них 67 % девушек и 33 % парней. Выборка респондентов охватывает со 2 по 5 курсы обучения. Студенты обучаются на следующих специальностях гуманитарных и технических направлений (психология, юриспруденция, экономика, статистика, государственное и муниципальное управление, прикладная информатика в экономике и т. д.).

В трудовую деятельность включены 29 % студентов, остальные 71 % пока еще не работают. По полу данный признак распределился следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов, включенных в трудовую деятельность и нет, %

На рис. 1 представлено деление на две группы: первая — работающие студенты, вторая — не работающие. Если смотреть по половому признаку, то 26 % девушек включены в трудовую деятельность, 74 % еще не работают. Из выборки молодых людей работающих 33 %, оставшиеся 67 % еще не работают.

Составленный опросник включает следующие направления: определение стиля лидерства и определение ориентации лидера на определенные ценности и принципы. Первая и вторая часть выполнялась для образа реального и идеального лидера. В каждой части надо было ответить от 1 до 5, где 1 — это категорически нет, а 5 — полностью согласен. Рассмотрим принципы и ценности в образе реального лидера.

В опроснике приведены определенное количество ценностей, принципов и значимых черт характера. В данный список вошли в частности стрессоустойчивость [2], эффективность, успех, качество, знания, инициативность, честность и т. д. Далее приведем примеры ранжирования студентами ценностей и принципов в идеальном и реальном образах лидера.

Рис. 2. Ценности и принципы в образе реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1

На рис. 2 перечислены принципы и ценности реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1, т. е. респонденты считают, что этих особенностей в образе реального лидера нет. Лидирует в этом списке уважение к традициям, на втором месте стоит честность и на третьем креативность.

Рис. 3. Ценности и принципы реального лидера, получившие минимальное количество ответов 5

Далее проанализируем образ реального лидера и посмотрим какие ценности и принципы присутствуют в меньшем количестве (рис. 3). Как показывают данные минимальное количество ответом 5 получила лояльность, на втором месте честность, и на третьем — приверженность. Честность в представлениях студентов является спорным вопросом, одни говорят, что этой ценности полностью нет, а другие, что она сильно развита (напоминаем, что минимальное количество ответов 5). Можно сделать вывод о том, что относительно этой ценности есть противоположное мнение у лидеров — одни в своей деятельности проявляют честность, а другие нет, т. к. не считают основополагающей.

Рис. 4. Ценности и принципы образа реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5

На рис. 4 представлены ценности и принципы реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5, т. е. респонденты считают, что эти качества максимально присутствуют в образе реального лидера. На первом месте лидерство, на втором власть и репутация, и на третьем профессионализм.

Рис. 5. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 1

Следующим пунктом в анализе результатов посмотрим образ идеального лидера в представлениях студентов. Сперва мы посмотрели, каких ценностей и принципов, по их мнению, не должно быть у идеального лидера (рис. 5). Лидером оказалось уважение к традициям, следующими лояльность и власть, на третьем месте партнерство с акционерами.

Рис. 6. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5

На рис. 6 представлены ценности и принципы идеального лидера, которые, по мнению студентов, должны быть максимально ярко представлены у идеального лидера. На первом месте стоит эффективность, на втором ответственность и качество, на третьем — стремление к совершенству. Если мы посмотрим рис. 4, то увидим, что образ реального и идеального лидера очень сильно отличается. Максимальное количество ответов 5 в разных образах получили разные принципы и ценности.

Далее проведем факторный анализ. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа образа реального лидера. В результате анализа выделилось три фактора и их составляющие. В основу исследования легла трехфакторная модель лидерства: ориентация на результат, ориентация на людей, ориентация на ценности. Результаты анализа подтвердили эту модель.

Таблица 1

Матрица повернутых компонент

Компонента

1

2

3

VAR00017

,742

VAR00018

,724

VAR00016

,706

,243

-,150

VAR00014

,701

VAR00020

,674

VAR00013

,663

-,116

VAR00019

,655

-,112

VAR00024

,648

,159

-,308

VAR00021

,627

-,116

,138

VAR00015

,625

-,277

,180

VAR00036

,569

,176

VAR00030

,528

,142

-,271

VAR00023

,489

,403

VAR00035

,467

,307

-,236

VAR00012

,446

,221

-,132

VAR00006

,445

,224

VAR00003

,427

,161

-,118

VAR00005

,358

,286

,198

VAR00038

,356

,189

VAR00028

,356

,162

,134

VAR00037

,286

,215

,223

VAR00004

,581

VAR00002

,502

VAR00007

,500

,264

VAR00022

,433

,490

VAR00033

-,159

,464

VAR00008

,332

,425

,111

VAR00001

-,176

,333

,207

VAR00025

,222

,321

VAR00011

,276

VAR00010

,253

,198

VAR00027

,221

,648

VAR00026

,171

-,166

,578

VAR00029

,566

VAR00032

,147

,477

VAR00031

-,244

,255

,451

VAR00034

-,138

,447

VAR00009

,186

,277

Метод выделения: Анализ методом главных компонент.

Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.

a. Вращение сошлось за 5 итераций.

Полная объясненная дисперсия

Компонента

Суммы квадратов нагрузок вращения

Итого

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

7,268

19,126

19,126

2

2,720

7,157

26,283

3

2,529

6,656

32,940

За основу бралась трёхфакторная модель лидерства: первый фактор 1–12 — ориентация на результат, второй 13–24 — ориентация на людей, третий — 25–38 — ориентация на ценности. Факторная структура подтвердила теоретическую модель. По результатам анализа доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. Графически результаты анализа можно изобразить следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Трехмерная модель образа реального лидера

На рис. 7 компонента один — это ориентация на людей, компонента 2 — ориентация на результат, компонента 3 — ориентация на ценности.

Теперь приведем результаты факторный анализа образа идеального лидера в представлениях студентов (табл. 2).

Таблица 2

Матрица повернутых компонент

Компонента

1

2

3

VAR00015

,676

,215

VAR00014

,675

-,124

,242

VAR00018

,667

VAR00019

,634

VAR00020

,605

VAR00016

,574

-,123

VAR00013

,555

VAR00017

,549

VAR00023

,542

,283

VAR00021

,522

,236

VAR00024

,513

,116

VAR00006

,510

,218

,160

VAR00022

,468

-,145

,339

VAR00012

,375

,309

VAR00036

,340

,324

VAR00030

,296

,233

VAR00029

,747

VAR00027

,237

,725

VAR00031

-,171

,624

,166

VAR00026

,591

VAR00034

,583

VAR00032

,574

,132

VAR00028

,210

,403

,126

VAR00037

,218

,362

,153

VAR00033

-,293

,359

,338

VAR00007

,139

,694

VAR00004

-,238

,618

VAR00002

,160

,586

VAR00001

-,175

,351

,510

VAR00008

,228

-,154

,494

VAR00009

,419

,486

VAR00011

,168

,479

VAR00010

,328

,473

VAR00003

,172

-,142

,427

VAR00005

,267

,112

,427

VAR00025

,258

,159

,332

VAR00038

,298

,256

,322

VAR00035

,171

,292

Метод выделения: Анализ методом главных компонент.

Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.

a. Вращение сошлось за 7 итераций.

Полная объясненная дисперсия

Компонента

Суммы квадратов нагрузок вращения

Итого

% Дисперсии

Кумулятивный%

1

5,444

14,327

14,327

2

3,857

10,151

24,478

3

3,735

9,829

34,307

По результатам факторного анализа в образе идеального лидера также выделилось три фактора. Лидирующем фактором в этом случае становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат. Графически результаты можно изобразить следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Трехмерная модель образа идеального лидера

При обработке данных по образам реального и идеального лидера, выделились различные лидирующие принципы и ценности. В образе идеального лидера у мужчин и женщин есть общие приоритетные ценности и принципы, на которые должен ориентироваться лидер. Для проверки надежности опросника был взят коэффициент устойчивости (надежности) — Альфа Кронбаха. Надежность опросника подтвердилась.

Факторная структура подтвердила теоретическую модель — три компоненты. По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.

По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.

Литература:

  1. Занковский А. Н. Адаптация РМ-метода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
  2. Пожарская Е. Л., Васякин Б. С., Дебердеева Н. А. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 72–77.
Основные термины (генерируются автоматически): идеальный лидер, реальный лидер, ориентация, ценность, образ, принцип, место, представление студентов, результат анализа, факторный анализ стиля поведения.


Ключевые слова

образ, лидер, качества, психологические характеристики, теории лидерства.исследование

Похожие статьи

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Однако, чаще всего используется значение — «образ».

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера. Анализ роли лидера в медицинском учреждении с индивидуальной корпоративной культурой на примере медицинской организации.

Исследование фундаментальных принципов эффективного...

Анализ роли лидера в медицинском учреждении с индивидуальной корпоративной культурой на примере медицинской

Похожие статьи. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя.

Анализ принципов проведения тендеров в проектах ГЧП.

Тренинги командообразования как способ решения проблем...

Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера.

Изучение уровня общих творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих...

Особенности ценностных ориентаций студентов...

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса.

Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер.

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей...

· ценностизначимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их

4. тип формального лидера, в число значимых ценностей которого входит завоевание

4. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как...

Лидерство и ментальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Группа лидеров, работающая сообща, гораздо эффективнее, чем лидер, работающий в одиночку.

как способ ориентации личности в социальном пространстве и воздействия на него

и факторного анализов показателей/событий и Ваши навыки анализа и синтеза.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Ключевые слова: ориентация, ценность, педагогическая аксиология. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования ценностных ориентаций нового поколения

− ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным стилем жизни.

Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной...

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»); ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

В этой группе теорий предметом анализа является лидер, центром внимания для которого...

Исследование ценностей современной российской молодежи

1. за последние 12–14 лет старшеклассники и студенты увеличили ориентацию на ценности

Эти ценности проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении личности.

Результаты моего исследования сравниваются с результатами исследования...

Похожие статьи

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Однако, чаще всего используется значение — «образ».

Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера. Анализ роли лидера в медицинском учреждении с индивидуальной корпоративной культурой на примере медицинской организации.

Исследование фундаментальных принципов эффективного...

Анализ роли лидера в медицинском учреждении с индивидуальной корпоративной культурой на примере медицинской

Похожие статьи. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя.

Анализ принципов проведения тендеров в проектах ГЧП.

Тренинги командообразования как способ решения проблем...

Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера.

Изучение уровня общих творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих...

Особенности ценностных ориентаций студентов...

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса.

Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер.

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей...

· ценностизначимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их

4. тип формального лидера, в число значимых ценностей которого входит завоевание

4. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как...

Лидерство и ментальность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Группа лидеров, работающая сообща, гораздо эффективнее, чем лидер, работающий в одиночку.

как способ ориентации личности в социальном пространстве и воздействия на него

и факторного анализов показателей/событий и Ваши навыки анализа и синтеза.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность»...

Ключевые слова: ориентация, ценность, педагогическая аксиология. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования ценностных ориентаций нового поколения

− ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным стилем жизни.

Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной...

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу («инструментальное лидерство»); ориентацию на межличностные отношения («эмоциональное лидерство»).

В этой группе теорий предметом анализа является лидер, центром внимания для которого...

Исследование ценностей современной российской молодежи

1. за последние 12–14 лет старшеклассники и студенты увеличили ориентацию на ценности

Эти ценности проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении личности.

Результаты моего исследования сравниваются с результатами исследования...

Задать вопрос