Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Бажданова Ю. В. Особенности формирования образа лидера в профессиональной деятельности в представлении студентов // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 193-200. — URL https://moluch.ru/archive/147/41299/ (дата обращения: 27.05.2018).



В данной статье автор рассматривает проблему формирования у студентов представления о качествах идеального лидера через описание реально существующих образов лидеров. Приводятся результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: лидер, образ, качества, психологические характеристики, теории лидерства.исследование

Актуальность исследования обусловлено тем, что изучение лидерства и лидера уже длится не одно десятилетие, но на данный момент так и не сформировано ни одно направление, ни одна теория, объясняющие достаточно полно столь многосложное и многоплановое явление. Феномен лидерства сложное явление и изучается не одной наукой, но даже взяв только одно направление — психологию, мы все равно не обнаружим единой точки зрения в понимании и определении лидерства.

На данный момент существует три основных подхода в изучении лидерства: структурный, поведенческий и ситуационный. Первый подход ориентирован на выявление универсальной структуры личностных черт и характеристик эффективного лидера. Второй — на выявление универсальных поведенческих особенностей, а третий — на формирование структурной и поведенческой концепции лидера в контексте конкретной ситуации. Но несмотря на столь всестороннее рассмотрение феномена лидерства, ни в одном из подходов нет единой точки зрения на основные факторы и составляющие данного сложного явления.

Изучают лидерство уже не первое десятилетие, и даже уже не первое столетие. За это время сложилось несколько подходов в рассмотрении данного феномена. К этим подходам относят: структурный, поведенческий и ситуационный.

Многие исследователи пришли к необходимости выделения двух базовых факторов, обеспечивающих эффективность поведения лидера: направленность на достижение целей группы / организации (планирование, структуризация и организация деятельности, контроль, координация, прессинг и т. д.) и ориентация на поддержку и удовлетворение личных потребностей членов группы / организации, на ее сохранение как целостного сообщества. Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера. Исключительная ценность этого подхода состоит в том, что, предложив теоретическую модель, он, в отличие от других, оказался чрезвычайно продуктивным для создания целого ряда практикоориентированных методов, реально работающих в современных организациях.

Проводились исследования, связанные с особенностями РМ- теории лидерства [1]. Результаты показали, что практически во всех типах организаций РМ-стиль лидерства является наиболее эффективным. И наоборот: рм-стиль всегда оказывается минимально эффективным для организации [1].

Проведенный теоретический анализ привел к организации исследования, целью которого стало выявление содержания и структуры образа реального и идеального лидера в представлениях обучающихся. Также была сформулирована гипотеза: образ идеального лидера в представлении студентов содержательно и структурно отличается от образа реального лидера.

Для проведения исследования был разработан опросник в основу которого легла трехфакторная модель лидерства. Первая часть опросника состоит из высказываний для изучения стиля лидерства. Стили лидерства определяются для образа идеального и реального лидера. Вторая часть опросника состоит из перечня ценностей и принципов, которые нужно проранжировать для идеального и реального лидера. Третья часть состоит из набора анкетных данных.

В исследовании приняли участие 298 студентов, из них 67 % девушек и 33 % парней. Выборка респондентов охватывает со 2 по 5 курсы обучения. Студенты обучаются на следующих специальностях гуманитарных и технических направлений (психология, юриспруденция, экономика, статистика, государственное и муниципальное управление, прикладная информатика в экономике и т. д.).

В трудовую деятельность включены 29 % студентов, остальные 71 % пока еще не работают. По полу данный признак распределился следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов, включенных в трудовую деятельность и нет, %

На рис. 1 представлено деление на две группы: первая — работающие студенты, вторая — не работающие. Если смотреть по половому признаку, то 26 % девушек включены в трудовую деятельность, 74 % еще не работают. Из выборки молодых людей работающих 33 %, оставшиеся 67 % еще не работают.

Составленный опросник включает следующие направления: определение стиля лидерства и определение ориентации лидера на определенные ценности и принципы. Первая и вторая часть выполнялась для образа реального и идеального лидера. В каждой части надо было ответить от 1 до 5, где 1 — это категорически нет, а 5 — полностью согласен. Рассмотрим принципы и ценности в образе реального лидера.

В опроснике приведены определенное количество ценностей, принципов и значимых черт характера. В данный список вошли в частности стрессоустойчивость [2], эффективность, успех, качество, знания, инициативность, честность и т. д. Далее приведем примеры ранжирования студентами ценностей и принципов в идеальном и реальном образах лидера.

Рис. 2. Ценности и принципы в образе реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1

На рис. 2 перечислены принципы и ценности реального лидера, получившие максимальное количество ответов 1, т. е. респонденты считают, что этих особенностей в образе реального лидера нет. Лидирует в этом списке уважение к традициям, на втором месте стоит честность и на третьем креативность.

Рис. 3. Ценности и принципы реального лидера, получившие минимальное количество ответов 5

Далее проанализируем образ реального лидера и посмотрим какие ценности и принципы присутствуют в меньшем количестве (рис. 3). Как показывают данные минимальное количество ответом 5 получила лояльность, на втором месте честность, и на третьем — приверженность. Честность в представлениях студентов является спорным вопросом, одни говорят, что этой ценности полностью нет, а другие, что она сильно развита (напоминаем, что минимальное количество ответов 5). Можно сделать вывод о том, что относительно этой ценности есть противоположное мнение у лидеров — одни в своей деятельности проявляют честность, а другие нет, т. к. не считают основополагающей.

Рис. 4. Ценности и принципы образа реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5

На рис. 4 представлены ценности и принципы реального лидера, получившие максимальное количество ответов 5, т. е. респонденты считают, что эти качества максимально присутствуют в образе реального лидера. На первом месте лидерство, на втором власть и репутация, и на третьем профессионализм.

Рис. 5. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 1

Следующим пунктом в анализе результатов посмотрим образ идеального лидера в представлениях студентов. Сперва мы посмотрели, каких ценностей и принципов, по их мнению, не должно быть у идеального лидера (рис. 5). Лидером оказалось уважение к традициям, следующими лояльность и власть, на третьем месте партнерство с акционерами.

Рис. 6. Ценности и принципы образа идеального лидера, получившие максимальное количество ответов 5

На рис. 6 представлены ценности и принципы идеального лидера, которые, по мнению студентов, должны быть максимально ярко представлены у идеального лидера. На первом месте стоит эффективность, на втором ответственность и качество, на третьем — стремление к совершенству. Если мы посмотрим рис. 4, то увидим, что образ реального и идеального лидера очень сильно отличается. Максимальное количество ответов 5 в разных образах получили разные принципы и ценности.

Далее проведем факторный анализ. В таблице 1 представлены результаты факторного анализа образа реального лидера. В результате анализа выделилось три фактора и их составляющие. В основу исследования легла трехфакторная модель лидерства: ориентация на результат, ориентация на людей, ориентация на ценности. Результаты анализа подтвердили эту модель.

Таблица 1

Матрица повернутых компонент

Компонента

1

2

3

VAR00017

,742

VAR00018

,724

VAR00016

,706

,243

-,150

VAR00014

,701

VAR00020

,674

VAR00013

,663

-,116

VAR00019

,655

-,112

VAR00024

,648

,159

-,308

VAR00021

,627

-,116

,138

VAR00015

,625

-,277

,180

VAR00036

,569

,176

VAR00030

,528

,142

-,271

VAR00023

,489

,403

VAR00035

,467

,307

-,236

VAR00012

,446

,221

-,132

VAR00006

,445

,224

VAR00003

,427

,161

-,118

VAR00005

,358

,286

,198

VAR00038

,356

,189

VAR00028

,356

,162

,134

VAR00037

,286

,215

,223

VAR00004

,581

VAR00002

,502

VAR00007

,500

,264

VAR00022

,433

,490

VAR00033

-,159

,464

VAR00008

,332

,425

,111

VAR00001

-,176

,333

,207

VAR00025

,222

,321

VAR00011

,276

VAR00010

,253

,198

VAR00027

,221

,648

VAR00026

,171

-,166

,578

VAR00029

,566

VAR00032

,147

,477

VAR00031

-,244

,255

,451

VAR00034

-,138

,447

VAR00009

,186

,277

Метод выделения: Анализ методом главных компонент.

Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.

a. Вращение сошлось за 5 итераций.

Полная объясненная дисперсия

Компонента

Суммы квадратов нагрузок вращения

Итого

% Дисперсии

Кумулятивный %

1

7,268

19,126

19,126

2

2,720

7,157

26,283

3

2,529

6,656

32,940

За основу бралась трёхфакторная модель лидерства: первый фактор 1–12 — ориентация на результат, второй 13–24 — ориентация на людей, третий — 25–38 — ориентация на ценности. Факторная структура подтвердила теоретическую модель. По результатам анализа доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. Графически результаты анализа можно изобразить следующим образом (рис. 7).

Рис. 7. Трехмерная модель образа реального лидера

На рис. 7 компонента один — это ориентация на людей, компонента 2 — ориентация на результат, компонента 3 — ориентация на ценности.

Теперь приведем результаты факторный анализа образа идеального лидера в представлениях студентов (табл. 2).

Таблица 2

Матрица повернутых компонент

Компонента

1

2

3

VAR00015

,676

,215

VAR00014

,675

-,124

,242

VAR00018

,667

VAR00019

,634

VAR00020

,605

VAR00016

,574

-,123

VAR00013

,555

VAR00017

,549

VAR00023

,542

,283

VAR00021

,522

,236

VAR00024

,513

,116

VAR00006

,510

,218

,160

VAR00022

,468

-,145

,339

VAR00012

,375

,309

VAR00036

,340

,324

VAR00030

,296

,233

VAR00029

,747

VAR00027

,237

,725

VAR00031

-,171

,624

,166

VAR00026

,591

VAR00034

,583

VAR00032

,574

,132

VAR00028

,210

,403

,126

VAR00037

,218

,362

,153

VAR00033

-,293

,359

,338

VAR00007

,139

,694

VAR00004

-,238

,618

VAR00002

,160

,586

VAR00001

-,175

,351

,510

VAR00008

,228

-,154

,494

VAR00009

,419

,486

VAR00011

,168

,479

VAR00010

,328

,473

VAR00003

,172

-,142

,427

VAR00005

,267

,112

,427

VAR00025

,258

,159

,332

VAR00038

,298

,256

,322

VAR00035

,171

,292

Метод выделения: Анализ методом главных компонент.

Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.

a. Вращение сошлось за 7 итераций.

Полная объясненная дисперсия

Компонента

Суммы квадратов нагрузок вращения

Итого

% Дисперсии

Кумулятивный%

1

5,444

14,327

14,327

2

3,857

10,151

24,478

3

3,735

9,829

34,307

По результатам факторного анализа в образе идеального лидера также выделилось три фактора. Лидирующем фактором в этом случае становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат. Графически результаты можно изобразить следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Трехмерная модель образа идеального лидера

При обработке данных по образам реального и идеального лидера, выделились различные лидирующие принципы и ценности. В образе идеального лидера у мужчин и женщин есть общие приоритетные ценности и принципы, на которые должен ориентироваться лидер. Для проверки надежности опросника был взят коэффициент устойчивости (надежности) — Альфа Кронбаха. Надежность опросника подтвердилась.

Факторная структура подтвердила теоретическую модель — три компоненты. По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.

По результатам факторного анализа стиля поведения реального лидера доминирующим фактором является ориентация на людей, на втором месте — ориентация на результат, на третьем — ориентация на ценности. По результатам факторного анализа стиля поведения идеального лидера лидирующим фактором в этом случае также становится ориентация на людей, на втором месте ориентация на ценности, на третьем — ориентация на результат.

Литература:

  1. Занковский А. Н. Адаптация РМ-метода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
  2. Пожарская Е. Л., Васякин Б. С., Дебердеева Н. А. Проблема стресса и исследование степени стрессоустойчивости сотрудников с использованием существующих методик // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 72–77.
Основные термины (генерируются автоматически): идеальный лидер, реальный лидер, ценность, ориентация, образ, принцип, представление студентов, место, результат анализа, факторный анализ стиля поведения.


Ключевые слова

образ, лидер, качества, психологические характеристики, теории лидерства.исследование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос