В рамках представленной статьи проанализированы ключевые моменты, касаемо проблематики процесса оценки функционирования и развития логистических систем.
Ключевые слова: оценка, функционирование, системы, логистика, связи, развитие, логистическая деятельность
Логистические системы продолжают развиваться, лишь находясь в тесной связи с развитием логистической концепции. Согласно существующим ступеням развития и внедрения логистики имеются также стадии развития систем логистики.
На начальной стадии своего развития логистическое управление касается только осуществления конкретных задач в области продажи или снабжения (перевозка, складирование и так далее), на остальных стадиях логистические системы включают в себя функциональные спектры функционирования в данной области, затем контроль начинает охватывать каждый организационный логистический процесс — от приобретения материальных ресурсов до работы с клиентами. Появляется местная микрологистическая система, которую возможно приспособить к динамичности окружающей среды. Кроме того, выделяется этап развития систем логистики в компаниях, реализующих свою деятельность довольно масштабно, а значит, создающих глобальные сети логистики. Специфическая особенность развития систем логистики — передача некоей доли функций специализированным компаниям (логистическим провайдерам).
Если говорить о том, что происходит на практике, логистические системы каждой отдельной организации располагаются на различных ступенях развития. Переход на следующую, более высокую ступень может растянуться на достаточно длительный срок. Для того, чтобы ввести логистику в хозяйственную практику, а затем усовершенствовать ее, на предприятиях в государствах, развитых в сфере промышленности, появляются специальные отделы консультации. Здесь осуществляется диагностика состояния логистики в организации, исследование данной сферы, разрабатываются предложения, позволяющие усовершенствовать ее, ведутся занятия по изучению вопросов, касающихся этой проблемы, а также практики других компаний.
В нынешнее время не существует общего взгляда теоретиков и практиков касательно критериев оценки продуктивности работы системы логистики и действенности обслуживания клиентов.
Необходимо подробно рассмотреть главные методы оценки действенности систем логистики знаменитыми специалистами в данной области.
Бороненкова С.А определяет оценку эффективности систем логистики как необходимый элемент в установлении степени производительности интегрированной цепочки поставок посредством использования качественных и количественных параметров. Качественными характеристиками ученый считает:
‒ удовлетворение клиента (степень его удовлетворенности);
‒ эластичность (степень реакции цепочки поставок на происходящие изменения в спросе);
‒ интеграционная степень информационного и сырьевого перемещения;
‒ действенное управление рисками (уровень их минимизации);
‒ эффективность поставщика (объем поставок, предоставленных в срок, а также их качество).
Количественные характеристики:
‒ производительность (максимизация производительности, максимизация привлечения финансов);
‒ затраты (сокращение расходов);
‒ возможности реагирования (объем осуществленных заказов, частота несрочных поставок, срок осуществления заказа, сокращение функционального дублирования, частота возвратов, рентабельности расходов на логистику);
‒ максимизация сбыта;
‒ максимизация дохода;
‒ инвестиционный возврат. [1, c.12]
Захаров М. Н. утверждает, что почти не представляется возможной оценка каждого фактора функционирования системы логистики, поэтому он предлагает реализовывать комплексный анализ на следующей основе:
‒ анализ выгодности клиента как маршрутной аналитической системы дает возможность просчитать выгодность каждой из остановок на маршруте и действенно распределить временные ресурсы;
‒ анализ действенности товарных составов, устанавливается при помощи их главных функций, а также параметров действенности и производительности, которые потом необходимо сопоставить с затратами на заработную плату, оборудование, размещение на складе и денежные вложения. Сверения осуществляются и отдельно по функциям, и общие — для всех функций сразу;
‒ анализ потраченных на транспортировку средств;
‒ анализ консолидации грузов, выявляется посредством установления затрат на транспортировку и слиянием небольших партий груза в крупные;
‒ анализ доходности товара путем расчета «реальных расходов и доходности для изготовителя от распределения каждого отдельного названия товара вдоль всей распределительной цепи (перевозка, обработка, хранение, обработка заказов и так далее) до итогового клиента»;
‒ установление некоего эталона, предусматривающего исследование параметров действенности от четырех до шести компаний-конкурентов для того, чтобы определить методы сравнения организаций при реализации ими всяческих задач и процессов;
‒ анализ нормативов и стандартов данной отрасли. [2, c.32]
В деятельности ведущих исследователей США, работающих в сфере логистики, Д. Бауэрсокса и Д. Клоса, измерение действенности системы логистики ориентировано на установление двух групп показателей в данной сфере: внутренние и внешние. Внутренние показатели подразделяются на такие типы:
‒ затраты;
‒ обслуживание клиентов;
‒ производительность;
‒ контролирование активов;
‒ качество.
Данные параметры должны в полной мере отражать действенность реализации основных операций касательно внутреннего функционирования. Это значит, что они необходимы для управленческого наблюдения за каждым из аспектов работы конкретной организации. Потребность во внешних параметрах проявляется в выделении и осуществлении клиентских ожиданий в качестве главного ориентира системы.
Главными по необходимости инструментами исследования действенности процессов логистики ученые Сковронек и Скариуш-Вольский называют подход экономического анализа, который дает возможность:
‒ проводить оценку явлений и процессов по факту;
‒ определять и выявлять источники и причины возникновения проблем;
‒ выяснять недолгосрочные прогнозы развития некоторых определенных явлений и процессов;
‒ формировать выводы, а также идеи, способствующие увеличению эффективности в области хозяйствования.
Экономический анализ процессов логистики данные исследователи предлагают реализовывать, используя три специализированных блока:
‒ исследование ресурсов и информационных процессов (анализ закупочного процесса, исследование запасов, анализ процессов, происходящих на складе, анализ процессов сбыта);
‒ управленческое исследование процессов (собственное изготовление или закупка, источники закупок, действенность транспортного обслуживания, действенность складских вложений, подбор дистрибутивных каналов);
‒ исследование логистических расходов (анализ расходов на перемещение, исследование расходов на запасы, анализ расходов на информационные операции). [3, c.12]
Кузьбожев Э.Н проблему действенности рыночно-экономической деятельности организации решает изучать на основании формирования положений и основ формулы эффективности системного логистически-маркетингового управления. Говоря о данной системе, он выделяет пять элементов ее структуры, которые представляют собой одновременно и главные компоненты управленческой системы (целевая подсистема, подсистема затрат, подсистема финансов, подсистема эффектов и подсистема цены для потребителя). Главные детерминаты комплексной формулы действенности логистически-маркетингового управления организацией по мнению Веселовского:
‒ общность клиентских потребностей и многомерные статистические эффекты (ориентация на появление потребительских преференций, быстрая адаптация работы, влияние на процессы, взаимодействие, инновации, качество, время, место, надежность и завершенность системы);
‒ вероятность интеграционного развития, касающегося маркетинговой и логистической систем;
‒ процедура формирования действенности (изменение, интеграция, координация и создание цены).
С. Мейер выдвинул характеристику и определение целевых критериев действенности и успешности подобных систем управления, особенно выделяя традиционные и современные оценочные и управленческие критерии в контролировании систем. В качестве традиционных критериев он выделяет:
‒ затраты;
‒ временные ресурсы;
‒ качество.
Как современные критерии, принимаются следующие категории:
‒ готовность и адаптационные сроки, то есть скорость, с которой организация способна адаптироваться к подходящей структуре расходов;
‒ способность реакции — скорость, с которой компания может среагировать на внеплановые условия со стороны клиентов;
‒ устранение ненужных затрат — устранение абсолютно всех не требуемых расходов касательно полного объема значительных средств. [4, c.13
Л. Миротин очень значимым параметром оценки действенности работы данных систем называет доход, который, как он считает, может в должной степени отображать итоги общей логистической деятельности. Саму действенность системы он изучает в качестве показателя (или же комплекса показателей), представляющего собой характеристику степени качества деятельности системы при существующем уровне общих расходов на логистические процессы. Она должна устанавливать следующее:
‒ рамки системы;
‒ ее структуру;
‒ главные ресурсы, которые используются;
‒ основным разновидности товара системы логистики;
‒ вероятные или уже существующие итоги;
‒ критерии эффективности данной системы;
‒ оценочные процессы;
‒ регулирование и контролирование обратной связи;
‒ планирование совершенствования.
Изучив все вышесказанное, можно сказать, что у исследователей не существует единого мнения касательно решения проблемы оценки систем логистики. Но, есть возможность выделения перечня критериев действенности, обладающих самым большим распространением. Главные из таких критериев — это степень логистических расходов, но не меньшей важностью обладает и ориентация организации на своего клиента и достижение требуемого уровня сервиса в сфере логистики
Нужно сказать и о том, что процедура оценки системы логистики осуществляется и на этапе ее проектирования и планирования, кроме того, оценивать необходимо уже функционирующие системы. Проводя оценку, следует сопоставлять возможные и уже приобретенные выгоды с расходами на осуществление непосредственно проекта. Выгода отображается в улучшении качества обслуживания, уменьшении имеющихся издержек, улучшении применения активов и так далее. В качестве улучшения качества обслуживания подразумевается увеличение доступности и максимальное повышение применения качества услуг, развитие возможностей сервиса, кроме того, совершенствование обеспечивает поток клиентов. Уменьшение расходов представляется возможным как единовременное сокращение капитала (к примеру, сбыт ненужных складских помещений по сниженной стоимости, оборудования для переработки грузов, транспортировки и прочего), а также сокращение текущих затрат на хранение, содержание и использование транспортных средств и так далее. Полученные значения сопоставляются с критериями (значениями по нормативам) действенности системы логистики. К примеру, торговый уровень обслуживания устанавливается посредством использования нормативов длительности функционального цикла, доступности имеющихся запасов, ассортимента дополнительных услуг. Очень внимательно на сегодняшний день относятся и к срокам реагирования на клиентские запросы, к объему выполнения требований, точности отгрузки продукции и к состоянию самого груза. Критерии должны включать в себя абсолютно все процессы в сфере логистики, а не только лишь некоторые из ее функций.
Для того, чтобы оптимизировать логистическую систему и достичь согласования интересов членов логистических цепочек разных уровней, как правило, как показатель ее действенности, рассматривается соотношение между общими расходами в области логистики и качеством обслуживания (выполнения заказов).
Необходимо рассмотреть и остальные подходы к оценке действенности данных систем. Для этих целей можно объединить в три категории показатели, выдвигаемые различными авторами:
‒ параметры, которые характеризуют работу логистических систем.
Коэффициент контакта «поставщик-клиент» представляет собой эффективность взаимодействия конкретного клиента с конкретным поставщиком. Рассчитывается как отношение количества ресурсов (сырьевых, материальных и так далее), которые потребитель получил за отчетный период от этого поставщика, к объему ресурсов, полученных клиентов. Коэффициент готовности к поставке — отношение объема выполненных фирмой заказов к объему заказов, полученных данной организацией. Увеличение данного коэффициента до величины, близкой к единице, — нецелесообразно в экономическом плане для поставщика, ведь расходы увеличиваются быстрее, нежели прибыль.
‒ Структурный показатель логистической цепочки — средний объем торговых звеньев, которые пропускают через себя материальный поток от изготовителя до клиента;
‒ параметры действенности системы глазами клиента:
Качество предоставляемых услуг.
Стоимость обслуживания.
‒ Кроме того, применяется итоговый показатель, говорящий о способности организации достичь полноценного удовлетворения клиента — «совершенный заказ». Такой показатель описывает равномерность и бесперебойность выполнения заказа на каждом и этапов, а организация логистической системы должна подходить под такие нормативы:
Полноценная доставка всей продукции.
Соблюдение сроков доставки.
Грамотное ведение документов.
Соблюдение существующих условий поставки;
‒ показатель эффективности системы с точки зрения ее членов. Главный критерий здесь — максимизация дохода на единицу расхода при должном качестве обслуживания. Может использоваться такой показатель действенности работы системы, как рентабельность логистических расходов.
Степень развития системы можно определить по интеграционному уровню ее процессов:
‒ По фрагментам.
‒ По функциям.
‒ Общий.
На уровне цепи поставок. Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функционирования логистических систем, расчёт различных вариантов обслуживания заказов потребителей позволяет определить максимальную эффективность. Таким образом, результативность логистической системы определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем результативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше общие затраты логистики.
Литература:
- Бороненкова С. А. Управленческий анализ. -М. Финансы и статистика,2013. — 256 с.
- Захаров М. Н. Контроль и минимизация затрат предприятия в системе логистики. — М.: Экзамен, 2013. — 158 с.
- Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/ Под общей и научной редакцией профессора В. И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 976 с.
- Кузьбожев Э. Н., Тиньков С. А. Логистика. — М.: КН0РУС,2014. — 224 с.