В статье проанализирована роль расходов на социальную сферу в структуре расходов государственного бюджета за последние годы и раскрыто значение государственной политики, осуществляемой в развитии данной сферы в совершенствовании расходов на социальную сферу.
Ключевые слова: расходы государственного бюджета, социальная сфера, просвещение, здравоохранение, культура и спорт, наука, государственная политика, совершенствование расходов культуры и науки
The article analyzes the role of spending on the social sphere in the structure of state budget expenditures in recent years and reveals the importance of state policy implemented in the development of this sphere in improving expenditures on the social sphere.
Keywords: state budget expenditures, social sphere, education, health, culture and sport, science, state policy, improvement of culture and science expenditures
Расходы государственного бюджета в истинном смысле олицетворяют финансовое содержание социально-экономической политики государства. Вместе с этим, ускоренное увеличение расходов на социальную защиту в структуре расходов государственного бюджета на социальную сферу и социальную защиту населения свидетельствует о формировании финансовых основ проводимой эффективной государственной социальной политики.
Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения включают в себе следующие расходы [1]:
− Просвещение;
− здравохранение;
− культура и спорт;
− наука;
− с социальные пособия и материальную помощь семьям;
− социальные обеспечение.
В настоящее время расходы на просвещения направляются на содержание учреждений дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального, высшего, послевузовского, внешкольного образования; повышения квалификации и переподготовки кадров, детских домов, учреждений информационно-методического обеспечения образовательных учреждений, образовательных учреждений, подведомственных министерствам и ведомствам, других вспомогательных учреждений, а также мероприятия в системе образования.
Расходы на зравохранения направляются на содержание центра экстренной медицинской помощи, центра по борьбе со СПИДом, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, профилактики карантинных и особо опасных инфекций, Института здоровья и медицинской статистики, клиник научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, республиканских учреждений службы крови и судебно-медицинской экспертизы, других подведомственных республиканским министерствам и ведомствам лечебно-профилактических учреждений и вспомогательных организаций.
Расходы на культуру и спорта включают в себе расходы содержание учреждений культуры, физической культуры и спорта, содержание и оплату услуг по созданию и распространению теле- и радиопрограмм, содержание средств массовой информации по отдельным решениям правительства, создание кино- и видеопродукции, проведение реставрационных работ на объектах культурного наследия, целевые мероприятия по развитию культуры и спорта согласно утвержденным календарным планам.
А расходы на науку научно-технические проекты, реализуемые по грантам в рамках государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ, содержание уникальных научных объектов и учреждений, обслуживающих науку, проведение экспертизы научных проектов и отдельные мероприятия по науке.
В нынешних условиях расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения, составляющие наибольшую нагрузку для государственного бюджета с одной стороны указывают на повышение значимости государственного бюджета в повышении благосостояния населения, формировании современной системы здравоохранения, с другой стороны содержат финансовую основу защиты малообеспечнных слоёв населения.
Анализируя именно чистые расходы государственного бюджета на социальную сферу (просвещение, здравоохранение, культура и спорт, наука), можно сказать, что они составляют почти половину всех расходов бюджета. Выражаясь конкретнее данный показатель составляет в 2011 году 48,3 процента, в 2012 году 49,8 процентов, в 2013 году 50,2 процента, в 2014 году 50 процентов, в 2015 году 49,2 процента и в 2016 году 49,6 процентов (табл.1) [2]
Таблица 1
Структура расходов Государственного бюджета на социальную сферу
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
млрд. сумов |
% |
млрд. сумов |
% |
млрд. сумов |
% |
млрд. сумов |
% |
млрд. сумов |
% |
млрд. сумов |
% |
|
Расходы государственного бюджета, всего |
16802 |
100 |
21190 |
100 |
26312 |
100 |
31582 |
100 |
37968 |
100 |
42721 |
100 |
Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения |
9723 |
57,9 |
12338 |
58,2 |
15573 |
59,2 |
18873 |
59,7 |
22457 |
59,1 |
25299 |
55,9 |
Чистые расходы на социальную сферу |
8126 |
48,3 |
10555 |
49,8 |
13204 |
50,2 |
15793 |
50,0 |
18782 |
49,2 |
21190 |
49,6 |
Просвещение |
5604 |
33,3 |
7163 |
33,8 |
8984 |
34,1 |
10765 |
34,1 |
12776 |
33,7 |
14419 |
33,8 |
Здравоохранение |
2228 |
13,3 |
3027 |
14,3 |
3768 |
14,3 |
4495 |
14,2 |
5372,5 |
14,1 |
6002 |
14 |
Культура и спорт |
185 |
1,1 |
226 |
1,1 |
279 |
1,1 |
334 |
1,1 |
388,2 |
1,0 |
448 |
1,0 |
Наука |
109 |
0,6 |
139 |
0,6 |
173 |
0,7 |
199 |
0,6 |
245,3 |
0,6 |
321 |
0,8 |
Если рассматривать структуру чистых расходов на социальную сферу, в общем объёме расходов расходы на просвещение составляют 33,3–34,1 процентов, расходы на здравоохранение 13,3–14,3 процентов, расходы на культуру и спорт 1–1,1 процент, расходы на науку 0,6–0,8 процентов.
Как было отмечено в приоритетных направлениях программы развития социальной сферы на 2016 год, по отношению всего к расходам за прошлый год, расходы на просвещение увеличились на 0,1 процент, расходы на науку увеличились на 0,2 процента, расходы на здравоохранение сократились на 0,1 процент, расходы на культуру и спорт остались неизменными.
В этой связи проанализируем исполнение расходов бюджета на 2016 год. В результате проведения подробного анализа каждого из показателей расходов бюджета мы можем увидеть, которые, именно из запланированных расходов были невыполнены.
Исполнение расходов государственного бюджета составило 95,5 процент. Исполнение чистых расходов на социальную сферу составило 95,7 процентов. Если рассматривать структуру данной сферы, исполнение составило: расходы на просвещение 95,1 процент; расходы на здравоохранение 97,0 процентов, расходы на культуру и спорт 99,5 процентов, расходы на социальное обеспечение 97,8 процентов [3].
Таблица 2
Исполнение расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на социальную сферу за 2016 год
Из данных видно, что по всем направлениям расходования в структуре расходов на социальную сферу было невыполнение плана. Значит, нужно рассмотреть проблемы в этой сфере и предусмотренную государственную политику по поводу их устранения.
В последние годы проведена значительная работа, направленная на укрепление материально-технического потенциала и повышение эффективности научно-исследовательской деятельности. Создан ряд новых научно-инновационных структур — Центр геномики и биоинформатики, Международный институт солнечной энергии, Центр высоких технологий с участием Кембриджского университета.
В системе организации научно-исследовательской деятельности особое место по праву принадлежит Академии наук как флагману фундаментальных исследований. И потому не случайно огромное внимание государства к вопросам дальнейшего усиления роли академической науки в инновационном развитии экономики, повышения престижа и совершенствования научно-инновационной деятельности Академии наук. В связи с этим С 1 января 2017 года академикам выплачивается ежемесячный гонорар в размере десяти минимальных заработных плат, не облагаемый налогом на доходы физических лиц. Для них также предусмотрено ежегодное бесплатное прохождение курса оздоровления в санаторно-оздоровительных учреждениях.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев, нынешний уровень научно-технического потенциала, обеспеченности кадрами, материально-технической, лабораторной и экспериментальной базы научно-исследовательской деятельности отстает от высоких темпов социально-экономического развития страны.
В целях решения накопившихся проблем в данной сфере принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности» от 17 февраля 2017 года ПП№ 2789. Данным постановлением предусматривается реализация широкого круга конкретных целенаправленных мер.
В частности, постановлением определены основные задачи и приоритетные направления деятельности Академии наук на основе современных требований. Кроме того, в целях дальнейшего укрепления научно-исследовательской инфраструктуры в составе Академии наук создается ряд научно-исследовательских учреждений, а также отдельные учреждения возвращаются в ее ведение. Данные меры позволят Академии наук обеспечить проведение широкопрофильных исследований, сконцентрировать имеющийся научный потенциал в различных отраслях науки и направить его на решение актуальных проблем социально-экономической сферы.
В сфере финансирования культуры и спорта также есть ряд проблем, решение, которых приведёт к совершенствоанию финансирования данной сферы.
В настоящее время в стране функционируют 39 театров, 175 музеев, более одной тысячи центров и парков культуры и досуга населения, 301 детская школа музыки и искусства, 296 детско-юношеских и республиканских спортивных школ, около 51 тысячи спортивных комплексов, стадионов и сооружений, более 2,7 миллиона детей регулярно занимаются спортом, музыкой и искусством. В сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры занято 69 тысяч работников [4].
Вместе с тем критический анализ эффективности государственного управления в области культуры и спорта показал, что ответственным органом в лице Министерства культуры и спорта не обеспечивалось в полной мере выполнение широкого круга поставленных задач, особенно по координации деятельности органов государственного управления и исполнительной власти на местах в данной сфере, укреплению материально-технической базы культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных учреждений, обеспечению их квалифицированными кадрами.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» от 15 февраля 2017 года № 4956 упраздняется Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан с образованием на его базе отдельно Министерства культуры Республики Узбекистан и Государственного комитета Республики Узбекистан по физической культуре и спорту.
В структуру Министерства культуры в целях совершенствования системы музыкального образования и подготовки кадров переданы Республиканские специализированные музыкальные академические лицеи имени Р.Глиэра и В.Успенского, Республиканский специализированный академический лицей музыки и искусства, 301 детская школа музыки и искусства, входящие в структуру Министерства народного образования. В сфере финансирования культуры и спорта также есть ряд проблем, решение, которых приведёт к совершенствоанию финансирования данной сферы.
В целях расширения проведения на высоком уровне культурно-массовых мероприятий для удовлетворения потребностей населения Министерству культуры переданы из ведения Ташкентского городского хокимията дворцы искусств «Истиклол» и «Туркистон» с выделением средств республиканского бюджета на финансирование расходов по их содержанию в части, непокрытой собственными доходами.
В структуру Государственного комитета по физической культуре и спорту для качественного усиления проводимой работы по развитию и популяризации детского спорта, дальнейшему укреплению материально-технической базы объектов детского спорта, совершенствованию системы спортивного образования и подготовки спортивного резерва из Министерства народного образования переданы исполнительный аппарат Фонда развития детского спорта Узбекистана, 256 спортивных школ и школ-интернатов спортивного направления.
Министерству культуры, Министерству финансов и Министерству труда совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручено до 1 июля 2017 года внести проект постановления Президента Республики Узбекистан по совершенствованию системы оплаты и усилению материального стимулирования труда работников культуры.
Исходя из выводов необходимо обратить внимание на следующие некоторые принципиальные задачи:
Во первых, Президентом нашей страны ставятся конкретные задачи по возрождению научного потенциала во всех регионах и эффективному использованию интеллектуального потенциала в комплексном развитии территорий, активному вовлечению молодежи в научно-исследовательскую деятельность. При решении этих задач важное значение имеют целенаправленная мобилизация научных исследований на решение реальных проблем социально-экономической сферы, обеспечение тесной интеграции науки и производства и, в свою очередь, создание механизмов повышения эффективности внедрения производственными предприятиями научно-технологических разработок ученых.
Во вторых, осуществляемая государственная политика в области культуры и спорта не только создала необходимые условия для реализации огромного интеллектуального и творческого потенциала нашего народа, воспитания и формирования общества гармонично развитых, физически здоровых и духовно зрелых личностей, удовлетворения растущих духовных и эстетических потребностей населения, но и направлена на укрепления материально-технической базы учреждений культуры и спорта. Это в свою очередь приведёт ко внесению ряда изменений по поводу финансирования данной сферы из бюджета и будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств.
В третьих, предусматривается развитие нужных сфер, путём эффективного использования бюджетных средств, где в управлении расходов бюджета важное место занимает достижение максимального результата при минимуме затрат. Всем известно, что большая часть расходов бюджета нашей страны расходуется на социальную сферу и социальную поддержку населения. А значит, необходим постоянный контроль за эффективным использованием средств на эту сферу.
В четвёртых, использование за основу показателей, характеризующих социально-экономическое развитие в качестве основного критерия эффективности финансирования бюджетных расходов, очередной основной задачей ставится необходимость разработки критериев оценки и механизмов социально-экономических результатов этих расходов. Оценка результатов и управление считается сложным, но главным фактором в определении эффективности расходов бюджета.
Литература:
- «Бюджетный кодекс Республики Узбекистан» от 26.12.2013 г. ЗРУ-360.
- Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей государственного бюджета Республики Узбекистан на 2011–2016 гг». ПП № 1449, 1675, 1887, 2099, 2270, 2455.
- http://www.mf.uz (Официальный сайт Министерства финансов Республики Узбекистан)
- http://mcs.uz (Официальный сайт Министерства культуры и спорта Республики Узбекистан).