Библиографическое описание:

Игнатов П. В., Никитина В. В., Пьянкова А. В. Современные ударные инструменты // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 669-672.



В представленной статье прослежена история развития ударных инструментов, предложена классификация ударных инструментов, рассмотрены отличительные черты таких ударных инструментов, как ханг, глюкофон, рейнстик, мраморная машина.

Ключевые слова: акустика, аудиовизуальное искусство, музыкальное искусство, темп, ритм, ударные инструменты

Ударные инструменты прошли длинный путь эволюции, они считаются одними из первых инструментов, созданных человеком и даже сейчас ни одна композиция, ни один симфонический оркестр не обходится без ритмичного звучания, что приносят им ударные инструменты.

Начиная с древних времен и по сей день, ударные инструменты вдохновляют людей на поиски нового звука. В современном мире, где, казалось бы, все звуки уже услышаны, и все мелодии уже сыграны, человек стремится к еще более сложным сочетаниям. Множество музыкальных инструментов — таких как ханг и глюкофон — в наше время появляются именно благодаря экспериментам в области синтеза звука.

Под ударными инструментами понимают группу музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). [4]

В истории человечества ударные инструменты возникли раньше всех прочих музыкальных инструментов. Еще десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг об друга, тем самым создавая ритмичные звуки, которые позже стали использоваться в ритуалах, танцах, а так же моги служить сигналом об опасности, использоваться для поднятия боевого духа.

По принципу построения древние барабаны, являющиеся одними из первых ударных инструментов, не отличаются от современных. По своей конструкции барабан — это полое тело, на которое натянуты мембраны. Однако, если конструкция барабана практически не менялась, то материал, используемый для создания барабана менялся постоянно, начиная с жил животных и кожи в древние времена, до сложных полимерных соединений сегодня.

Народы и цивилизации на протяжении своей истории породили большое разнообразие ударных инструментов.

В древнем Египте помимо барабанов распространенными ударными инструментами были деревянные колотушки. Первые найденные образцы колотушек грубо вырезаны из дерева, однако со временем они принимают все более изящные формы. Распространены были в Египте барабаны разной высоты и формы, в них били как рукой так палками.

Рассмотрим другие примеры древних ударных инструментов.

В старинных городах Китая до сих пор можно увидеть колокольные башни, с помощью которых сигнализировали о восходе и заходе солнца. Помимо больших колоколов в Китае были распространены маленькие колокольчики, глиняные погремушки и каменные цины.

В античности появились такие ударные как бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты.

До наших времен дошли изображение Диониса, бога виноделия, и его прислужниц — нимф, которые нередко держали в руках ударные инструменты, используемые в ритуальных обрядах.

В средние века барабаны брали в крестовые походы, существуют изображения этих времен, на которых присутствуют барабаны разных форм, однако известно что специальные отдельные названия им не давались. Странствующие актеры и менестрели в своих выступлениях нередко использовали в своих выступлениях бубны и треугольники.

В древней Руси существовали свои ударные инструменты, такие как ложки, трещотка, тулумбас (разновидность литавры) и многие другие.

Ударные музыкальные инструменты можно классифицировать по виду вибраторов, по материалам, по возможности настройки их на определенную высоту тона. Используя классификацию по виду вибраторов ударные инструменты можно подразделить на мембранофоны, идиофоны, хордофоны. [1]

В ХХ веке как дань моде на этнический или ретро стиль, из интереса к мировой истории, этнографии, специалисты по акустике, музыканты и композиторы обращаются к древним инструментам. Например, интерес к африканским ритмам и принципу использования группы разных ударных инструментов привел к экспериментам по созданию ударных установок — группы разных барабанов.

Распространенной стала следующая комбинация — басовый барабан, ножная педаль, ловушка, малый барабан, там-там, малые тарелки и большие подвесные тарелки.

К 1930-м стандартная барабанная установка обрела свой современный вид.

С появлением рок-н-рола, ударные барабанные установки стали играть ключевую роль в задании ритма и характера произведения. Появлялись более сложные по строению устройства для ускорения темпа.

Еще одним направлением развития ударных инструментов стали исследования в области электронного звучания. И сегодня проводятся обширные исследования в области электронного звука: особенностей его восприятия слушателем, изменения акустических характеристик, моделирования электронных инструментов [10]. В частности были созданы разные модели электронных барабанов, звуки которых были недоступны традиционным.

В 1990- х начали появляться первые драм-машины — устройства, на которых можно запрограммировать ритмический рисунок и проигрывать его несколько раз.

Этот инструмент внес большой вклад в развитие новых музыкальных направлений и вдохновил на создание новых музыкальных инструментов.

Одним из таких инструментов стал Ханг (Hang) — это современный ударный музыкальный инструмент, изобретенный в 2000 году специалистами по перкуссионным инструментам Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. [7]

Ханг представляет собой два соединённых металлических полушария, по внешнему виду напоминающих летающую тарелку. Источником звука Ханга является корпус инструмента. Ханг сочетает в себе низкие звуки африканского там-тама с высоким ксилофонным звучанием.

До 2012-го года инструмент не производился массово, и его невозможно было купить в музыкальных магазинах. Для приобретения Ханга нужно было в письменной форме связаться с его создателями и, «отстояв» очередь, лично забрать готовый инструмент.

По мере роста популярности инструмента по всему миру стали создавать его аналоги. Для всех инструментов подобных Хангу было принято общее название — «hand pan», что буквально переводится, как «ручная кастрюлька». В наше время выпускается множество моделей Хангов с различными тональностями. Каждый инструмент настраивается по индивидуальному заказу.

Среди инструментов, похожих по принципу действия на Ханг наибольшую известность получил созданный в 2005 году Глюкофон. [2]

В Америке и Европе данный инструмент имеет множество названий: steel tongue drum (барабан со стальными язычками), tank drum («барабан из бака», так как изначально его делали из газовых баллонов), happy drum (барабан счастья) и dream drum (барабан мечты).

Глюкофон часто путают с хангом из-за похожей на летающую тарелку формы, однако Глюкофон имеет другое строение и звучание. Глюкофон состоит из цельного металлического корпуса, выполняющего роль резонатора и прорезанных в верхней его плоскости лепестков.

Диапазон извлечения музыкальных звуков Глюкофона может составлять от 4 до 13 нот, в зависимости от конструкции инструмента, его размера и размеров самих лепестков.

Еще одно уникальное отличие Глюкофона в том, что он не имеет стандарта: его диаметр может быть от двадцати сантиметров до одного метра, сделан из разного материла и иметь разную форму как сферическую, так и эллиптическую.

Прообразом глюкофона является африканский инструмент калимба. В 2005 году доминиканский перкуссионист Фелле Вега продемонстрировал сделанный им из газового баллона инструмент «Tambiro».

Позже глюкофон был усовершенствован американским музыкантом Деннисом Хавленом.

На глюкофоне играют как руками, так и специальные палочками, которые дают более громкий звук.

Помимо синтезированных инструментов, в музыкальной индустрии нередко используют и забытые этно-инструменты, например, Рейнстик, называемый также «посох дождя».

Точно не известно, как давно был создан этот инструмент, но с середины двадцатого века он обрел популярность за пределами Эквадора и Латинской Америки, где по сей день используется шаманами.

Рейнстик изготовляется из высушенных стволов растений — например бамбука или кактуса на торцах инструмент глух закрыт, а внутри заполняется мелким сыпучим наполнителем (крупы, мелкие семена, камешки).

При переворачивании рейнстика его содержимое пересыпается сквозь спиральное препятствие к противоположному концу трубы. Благодаря такой конструкции инструмент воссоздает звук дождя и эффект падающей воды.

Необычный музыкальный инструмент был изобретен шведским музыкантом из коллектива Wintergatan в 2014 году — Marble Machine по ошибке прозванный в России — Мраморной машиной. Название это не правильное, так как при создании инструмента музыкант вдохновлялся детской игрой в шарики, а также устройствами Руба Годберга, выполняющими последовательные действия, с помощью таких вещей, как вода, катящиеся шары, падающие грузы, каждое действие становится инициатором следующего. [3]

Инструмент не полностью ударный, он совмещает в себе виброфон, металлофон, барабан, бас-гитару и некоторые другие музыкальные инструменты.

Более трех тысяч деталей и 14 месяцев, ушло на создание этого удивительного инструмента. В движение он приводится ручным приводом, и подаваемая энергия заставляет двигаться две тысячи металлических шариков которые падают на поверхность барабанов, задевают струны и сталкиваются с камертонами, создавая неповторимую мелодию.

Акустические характеристики ударных инструментов, особенности восприятия из звучания слушателями, возможности воссоздания звучания инструментов электронным способом, синтез инструментов, изменение характеристик, создание новых — области которые интересуют современную акустику, звукорежиссуру, специалистов по работе с мультимедийными технологиями. Для работы с современным электронным инструментарием необходимы новые знания и навыки, перед авторами встают новые задачи. [6, 8, 9] С помощью электронной обработки можно, например, изменить длительность звучания звука, соединить звуки разных происхождений, например, ритм биения сердца и звук ударного инструмента, но это требует [5, с.129]

В ХХ, ХХI веке с помощью технологий появляются новые виды и жанры искусства, возникают новые направления, однако ударные инструменты, являющиеся наиболее древними, бывшие спутниками человека всю его историю сохраняют свою значимость при всех своих трансформациях.

Существуют многие разновидности ударных инструментов, модифицируясь, заимствуя принципы звучания у своих предков, они рождают новые и новые звуки. А нам остается лишь становится частью этой цепочки, придумывая новые звуки и их сочетания или же просто с интересом наблюдая за этим процессом.

Литература:

1. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. — СПб.: Композитор, 2006. — 720 с.

  1. Глюкофон, хапи драм // Zen Percussion. URL: http://zen-percussion.com/article/glyukofon-hapi-dram-hapi-drum-hank-i-drugie (дата обращения: 26.03.2017).
  2. Машины-монстры: Wintergatan Marble Machine // DailyTechInfo. URL: http://www.dailytechinfo.org/np/7888-mashiny-monstry-wintergatan-marble-machine-muzykalnyy-variant-mashiny-ruba-goldberga.html (дата обращения: 26.03.2017).
  3. Риман Г. Музыкальный словарь. О-Я / Г. Риман — М.: Книга по Требованию, 2011. –605 с.
  4. Сошников В..Д., Югай И. И. Монтаж в режиссуре мультимедиа // Материалы III Международной научно-практической конференции «Музыка в пространстве медиакультуры». — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2016. — С. 128–130.
  5. Сошников В. Д., Рубичева М. В. Звуковое решение аудиовизуального произведения — особенности подготовки режиссеров мультимедиа // Материалы Международной научно-практической конференции «Музыка в пространстве медиакультуры». — Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2014. — С. 355–360.
  6. Ханг // Энциклопедия музыкальных инструментов EOMI. URL: http://eomi.ru/percussion/hang/ (дата обращения: 26.03.2017).
  7. Югай И. И. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с медиа-технологиями // Педагогика искусства. — 2013. — № 4. — С. 389–393.
  8. Югай И. И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством // Вопросы культурологии. — 2013. — № 4. — С. 18–22.
  9. Ignatov P., Stolbov M., Aleinik S. Semi-automated technique for noisy recording enhancement using an independent reference recording // Proceedings of the AES International Conference Сер. «AES 46th International Conference — Audio Forensics: Recording, Recovery, Analysis, and Interpretation» 2012. С. 57–64.
Основные термины (генерируются автоматически): ударных инструментов, ударные инструменты, музыкальных инструментов, развития ударных инструментов, классификация ударных инструментов, первых ударных инструментов, древних ударных инструментов, разнообразие ударных инструментов, разных ударных инструментов, разновидности ударных инструментов, характеристики ударных инструментов, группу музыкальных инструментов, Множество музыкальных инструментов, звучания инструментов электронным, человечества ударные инструменты, научно-практической конференции «Музыка, новых музыкальных инструментов, вибраторов ударные инструменты, музыкальных инструментов eomi, Международной научно-практической конференции.

Ключевые слова

темп, ритм, музыкальное искусство, акустика, аудиовизуальное искусство, ударные инструменты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос