Ключевые слова: СССР, США, торгово-экономические отношения, непризнание, Амторг, командировки, Самара
С первых дней провозглашения Советской власти правящие круги Соединенных Штатов Америки отнеслись к ней весьма враждебно и приложили максимум усилий для ее подавления. Правительство США категорически отказалось от признания Советской власти. Период непризнания длился 16 лет. Данное решение было продиктовано неверием в политическое и экономическое будущее России: большевизм — прямой вызов американскому образу жизни, а возможность улучшения экономического положения в России казалась маловероятной. Заклеймив большевистский режим, У. Колби вместе с тем допускал возможность развития торговых отношений с Советами. Необходимо отметить, что в 1918–1923 гг. экономические связи не упали до нулевой отметки: существовало ряд концессий и контрактов, а также шла непрерывная борьба сторонников и противников признания. С 1923 г. экономические отношения активизировались. Позиция официальных кругов не мешала отдельным предпринимателям иметь деловые контакты с Россией. Несмотря на ненависть к капитализму, большевистское руководство не скрывало восхищения перед техническими достижениями Запада.
До конца 1933 г. у СССР и США не было дипломатических отношений. Договоры американских фирм с советским правительством были их личным делом, американцы заключали их на свой страх и риск. оформление всех сделок контролировал Амторг — созданная в 1924 г. формально независимая корпорация American Trading Corporation, которой руководили из Москвы. Она являлась торгово-финансовым представителем СССР и выполняла целый ряд функций, в том числе и пропагандистские, и разведывательные. Через нее велись расчеты с американскими фирмами, и с нею они должны были согласовывать все свои действия.
Зарубежные командировки и производственная практика советских специалистов и рабочих считались самым эффективным способом обучения, так как в принимающей компании можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов, и узнать производственные секреты. Сотни инженеров, техников и рабочих ежегодно направлялись за рубеж. Помимо плановых командировок, советские организации использовали договоры о технической помощи и контракты на поставку оборудования для поездок многочисленных практикантов на предприятия компаний.
У компании Форда с Россией и россиянами сложились давние отношения. «Форды» в Российской империи продавались с 1909 г., а эмигранты из нее пополняли ряды тех, кто эти автомобили строил. В 1920-е гг. основатель компании — Генри Форд — стал самым известным и уважаемым в Советском Союзе американцем. В художественном произведение Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка» Генри Форд описывается как одна из интереснейших достопримечательностей Америки, описывают его внешность, взгляды и род занятий с уважением: он худ и легко движется, проводит на заводе целые дни, любит чертежи и ненавидит акции, и вообще он похож на востроносого русского крестьянина, самородка — изобретателя, который внезапно сбрил бороду. В СССР знаменит совсем другой Форд. «У вас знаменит Форд — механик, у нас — Форд — удачливый купец». Его методы поточного производства широко пропагандировались и изучались. Компания Форда поставила собственные технологии для крупнейшего в Европе автозавода в Нижнем Новгороде, трактора «Фордзон» первыми нашли массовое применение в советской деревне, а несколько сот инженеров, техников и мастеров прошли в компании Форда производственную практику.
О русских эмигрантах в С. С. Ш.А. пишет в своем отчете о загранпоездке тов. Климов Д. А. «В Соединенных Штатах Америки имеется до 500 тысяч человек, преимущественно это рабочие на заводах, рудниках, выехавшие из бывшей России с 1907 по 1914 гг. в западных губерниях: Минской, Гроднинской, Могилевской из-за безземелья и притесняемые в то время помещиками. Большинство из этих эмигрантов неграмотные, пьют запоем самогон, играют в карты..».. и между ними нет организованной «спайки», поэтому легко поддаются легкой эксплуатации со стороны капиталистов. Единственное объединение русских эмигрантов — это кооператив взаимопомощи, в который входит 100 тысяч человек. Эта организация примыкает к газете «Новый мир», выходящей на русском языке один раз в неделю. Среди этих эмигрантов имеется большая тяга поехать в СССР. Из общего числа переехавших, около 20 тысяч — это белогвардейцы, классовый состав их состоит преимущественно из царских чиновников, генералов, офицеров, крупных фабрикантов, помещиков. Эта часть эмигрантов имеет свою организацию взаимопомощи и издают 5 газет на русском языке. Большинство эмигрантов генералов, офицеров занимаются такой работой: в ресторанах за буфетами, сторожами, подметают пол на заводах, торгуют газетами. Некоторые из них работают на заводах рабочими. Значительная часть из них настроены против СССР, но есть и те, кто тоскуют по Родине и говорят: «Если бы нам простили все прошлое, мы бы спокойно вернулись на Родину» [5].
По архивным данным города Самары можно проследить степень и хронологические рамки взаимодействия СССР и США. В 1920-е гг. в капиталистическую страну на обучение советские граждане отправлялись часто. Такие командировки имеют место быть в 1925, 1926, 1927 гг. Далее роль С. С. Ш.А. в технической помощи идет на спад. На смену американским инженерам, приходят европейские. Налаживается сотрудничество в сфере производственных связей с Германией и Швейцарией.
Таким образом, следует отметить, что в 1920-е гг. через контакты в сфере производства советский человек устанавливает прочные связи с капиталистическим миром, несмотря на дипломатическое непризнание. Грани ментальной оппозиции, возникшие после революции, снова стираются.
Литература:
- Дэвис Д. Э., Трани Ю. П. Первая холодная война. Наследие Вудро Вильсона в советско-американских отношениях. Пер. с англ. Е. В. Нетесовой. М., 2002.
- Осокина Е. А. Золото для индустриализации: «ТОРГСИН». М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2009.
- Шпотов Б. М. Использование опыта США в реконструкции советской нефтяной промышленности в 1920–1930-е гг. // Российский журнал менеджмента. 2006. № 1.
- Орлов И. Б., Юрчикова Е. В. Массовый туризм в сталинской повседневности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина». 2010.
- СОГАСПИ. Ф. 1, ОП. 5. Д. 58. Л. 6.