Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Бейсенбаева Б. С., Сырлыбаева К. А., Бишаева Г. С., Медетбекова Н. Н. Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 517-519. — URL https://moluch.ru/archive/147/40019/ (дата обращения: 25.09.2018).



Настоящий этап внедрения новой парадигмы образования можно охарактеризовать в целом как этап осмысления и соотнесения существующего положения в образовании с требованиями компетентностного подхода. Изменение стратегии и содержания профессионального образования, будущих специалистов должно планироваться в соответствии с функциями компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам образования: по отношению к личности студента; по отношению к знаниям, умениям и навыкам; по отношению к структуре и содержанию образования; по отношению к способам деятельности.

Мы все стали свидетелями того, что устаревание информации происходит быстрее, чем завершается цикл обучения в вузе. В этой связи традиционный подход на передачу необходимых знаний, от преподавателя к обучаемому, представляется неэффективным. Рынок труда требует не сами знания, а способность специалиста на основе знаний, умений и навыков выполнять определенные, порой непредвиденные функциональные обязанности и операции [1].

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, а также собственный педагогический опыт работы в качестве преподавателя вуза позволили выявить противоречие между нарастающей потребностью общества и образования в развитии ключевых компетенций будущего специалиста и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом и технологическом уровнях. Все это актуализирует проблему оптимизации объема учебной информации для достижения нужных компетенций и вооружения, будущих специалистов неким инструментарием системного видения профессиональной деятельности, умения адекватно оценивать реальность и возможности, а также применением приобретенных знаний из различных областей науки в конкретной практической ситуации.

На сегодняшний день в нашей стране система высшего профессионального образования переживает переломный момент, связанный с вступлением Казахстана в Болонский процесс и перехода на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура). В связи с этим, в высшей школе получили внедрение образовательные стандарты третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций [2]. Происходит трансформация знаний, умений и навыков в определении компетенции, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция — готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональности (модули).

Одной из актуальных идей в свете модернизации казахстанского образования, является идея формирования и развития у студентов системы ключевых компетенций, среди которых всё больший приоритет приобретают инструментальные компетенции.

Процесс формирования инструментальных компетенций во многом зависит от выбора теоретико-методологической основы, выражающейся в специфических методологических подходах. Они позволяют научно определить стратегию и способы исследования процесса формирования компетенций, а также получить достоверные знания об этом объекте.

В психолого-педагогической науке выделяется большое разнообразие подходов к организации процесса обучения, что позволяет всесторонне рассматривать изучаемое явление. Учитывая структурные особенности компетенции: «знание и понимание (теоретическое знание), знание как действовать (практическое применение знаний), знание как жить (ценности, позиции)».

Эффективного формирования компетенций можно достичь, организовывая процесс обучения гуманитарным дисциплинам в русле деятельностного подхода, поскольку компетенции осваиваются, проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения обучаемым определенным образом составленного комплекса действий. Именно опыт деятельности является основой в процессе становления компетенций.

Для процесса формирования инструментальных компетенций значимость деятельностного подхода заключается также в том, что он предполагает обучение учащегося выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности [3].

Компетенции относятся исключительно к личности. Это означает, что методология процесса их формирования предполагает реализацию в процессе гуманитарной подготовки личностно-ориентированного подхода.

Большое значение для формирования компетенций имеет реализация коммуникативного подхода. Отметим, что одним из основных требований современной учебной программы дисциплины является реализация именно коммуникативного метода обучения. Невозможно овладеть коммуникативной компетенцией, не общаясь, равно как и нельзя стать информационно компетентным, не работая с современными информационными источниками.

Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание.

Представленные методологические подходы позволяют эффективно осуществить целенаправленную работу по формированию инструментальных компетенций у студентов в обучения будущего специалиста и становятся базисным основанием для последующей разработки дидактического обеспечения процесса формирования компетенций [4].

В этой связи мы рассмотрим более подробно составляющие компетенции специалиста с высшим университетским образованием.

К личностной компетентности, характерной для специалистов любого профиля, мы относим следующие составляющие:

– социальную, связанную со способностью брать на себя, ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков и религий, т. е. быть толерантным, препятствовать возникновению национализма, климата нетерпимости;

– персональную, предполагающую эрудицию в областях не связанных явно профессиональной деятельностью, владение умениями и навыками рефлексии, саморазвития и самосовершенствования, высокий уровень культуры речи, культуры поведения;

– информационную, включающую в себя владение новыми информационными технологиями и критическое их использование, знание иностранных языков;

– экологическую, основывающуюся на знании общих законов развития общества и природы, в том числе синергетических принципов устройства мира, экологической ответственности за профессиональную деятельность;

– валеологическую, означающую наличие знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни.

Профессиональная компетентность представляет собой достаточно широкую область, в нее входят следующие компетентности:

– специальная — знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие;

– аутокомпетентность — владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферы, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки;

– навыки устной и письменной речи;

– организаторская;

– поисково-реконструктивная — связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных условиях.

Профессиональная компетентность, как общая, так и специальная, обеспечивается во многом развитием профессионально важных качеств, как-то: память, логическое и креативно — критическое мышление, рефлексия, организованность, собранность, настойчивость, аккуратность и пунктуальность, эмоциональная устойчивость, толерантность, наблюдательность, любознательность, внимание, решительность, контактность [5]. Развитие перечисленных выше качеств в сочетании с устойчивой системой нравственных ценностей служит формирование компонентов, необходимых для обучения любой специальности в высшей школе.

Литература:

  1. Педагогика: Учебное пособие для студенте:- пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983,- I 608 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый Курс. В 2-х кн. — Ni 1999.
  3. Педагогика: Учебное пособие для ст-тов /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 3-е изд.- М. Школа — Пресс, 2000–512 с.
  4. Хмель Н. Д. Теория и технология реализации целостного I воспитательного процесса. Учебное пособие. (В помощь преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам). Алматы, 2002.
  5. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988
Основные термины (генерируются автоматически): знание, профессиональная деятельность, умение, компетенция, процесс формирования инструментальных компетенций, профессиональная компетентность, владение умениями, опыт деятельности, высшая школа, формирование компетенций.


Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Компетентность-это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода. Автор: Трифилова Екатерина Анатольевна.

«Владение навыками учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Высокая профессиональная компетентность в области владения основными знаниями и технологиями процессов; ● Владение навыками анализа снижения издержек и повышения прибыли на основе математических и статистических методик.

Компетентностный подход как условие формирования...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

Развитие и формирование компетенций в условиях профессионального образования осуществляются не только на основе знаний и умений, но и на основе тех знаний и умений, которые он приобретает вне формального образования.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального...

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

Для формирования компетентного в определенной области человека необходимо владение соответствующей компетенцией, которая является системным...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности...

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции.

Компетентность-это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Формирование исследовательской компетенции в условиях компетентностного подхода. Автор: Трифилова Екатерина Анатольевна.

«Владение навыками учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза...

Высокая профессиональная компетентность в области владения основными знаниями и технологиями процессов; ● Владение навыками анализа снижения издержек и повышения прибыли на основе математических и статистических методик.

Компетентностный подход как условие формирования...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Проблемы компетентностного подхода к формированию...

Развитие и формирование компетенций в условиях профессионального образования осуществляются не только на основе знаний и умений, но и на основе тех знаний и умений, которые он приобретает вне формального образования.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального...

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

Для формирования компетентного в определенной области человека необходимо владение соответствующей компетенцией, которая является системным...

Задать вопрос