Библиографическое описание:

Солонченко С. С., Власова О. А., Черкасов В. А. Эргонимы города Белгорода как способ развития новых значений известных слов (на примере эргонимов, содержащих в своей структуре абстрактную лексику) // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 651-652. — URL https://moluch.ru/archive/146/41012/ (дата обращения: 20.04.2018).



Названия магазинов нашего города разнообразны, мы обратили внимание, что часто встречаются названия, содержащие в своей структуре абстракцию. Мы предположили, что эргонимы, содержащие в своей основе абстрактную лексику, способствуют развитию новых значений у уже известных слов, то есть способствуют развитию языка в целом. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования. Цель работы — проанализировать особенности эргонимов, содержащих в своей структуре абстрактную лексику, как культурно значимых именований.

В словаре русской ономастической терминологии Подольская Н. В. называет эргонимами «собственные наименования деловых объединений людей, предприятий, фирм, обществ и других организаций» [1]. Исторические и экономические изменения в жизни России обязательно отражались в эргонимике. В 20 веке эргонимы стали типовыми и однообразными. В конце 80-х годов стали появляться новые торговые объединения — кооперативы, которые ставили перед собой цель не просто торговать, но и развиваться в коммерческом аспекте, поэтому владельцы кооперативов стали уходить от однообразности. Ономастика города продолжает развиваться и сейчас, в ней отражаются все аспекты времени [2].

Каждая языковая единица выполняет определенную функцию. Эргонимы функционируют в зависимости от экономических аспектов [4]. Эргонимы выполняют несколько функций: рекламно-информативную; информативную; рекламную. Главной является рекламно-информативная функция, потому что эргоним должен быть мотивированным и запоминающимся [2].

В ходе проведенного исследования мы проанализировали частотность употребления эргонимов с различными абстракциями в городе Белгороде. Для этого мы собрали фактический материал и разбили его на группы. Нами проведен социокультурный опрос жителей города Белгорода (50 человек), по результатам которого мы: исследовали коммуникативную успешность эргонимов города Белгорода, включающих абстракцию; исследовали развитие новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов.

Мы проанализировали названия торговых точек города Белгорода. Оказалось, что эргонимы, содержащие абстрактную лексику, занимают 35 % всего эргонимического поля и включают около 55 случаев употребления подобных сочетаний.

Чтобы установить мотивированность, коммуникативную успешность эргонимов города Белгорода и выявить ассоциативные связи, которые вызывают подобные лексемы, мы провели социолингвистический опрос 50 белгородцев разного возраста и социального статуса.

Результаты опроса таковы:

1) эргонимы, содержащие в своей структуре абстракцию «мир» — 85 % таких сочетаний вызывают у респондентов нейтральную реакцию. Негативно оценены 5 % подобных наименований. 10 % наименований из этой группы вызвали у участников опроса положительную реакцию.

2) эргонимы, которые содержат в своей структуре абстракцию «империя» — 99 % подобных названий вызывают у респондентов негативную реакцию. 1 % таких названий респонденты оценили позитивно.

3) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «дом» — 30 % таких сочетаний вызывает у респондентов отрицательную, 70 % — нейтральную реакцию. Названий, которые вызывают положительную реакцию, респондентами выделено не было.

4) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «планета» — 75 % подобных сочетаний вызывают у респондентов нейтральную реакцию, так как данные сочетания являются банальными, не пробуждающими интерес к предлагаемому товару. 20 % были оценены в позитиве. 5 % подобных сочетаний вызвали отрицательную реакцию участников опроса.

5) эргонимы, содержащие в своей основе абстракцию «дружба» — 100 % подобных наименований вызывает у респондентов отрицательную реакцию, так как не несет информативной насыщенности, не дает представления о том, чем занимается организация.

Около 70 % эргонимов города Белгорода, включающих в свою основу абстрактную лексику, являются вполне мотивированными, дающими представление о товаре, предлагаемом той или иной организацией. Но в то же время они вызывают нейтральную реакцию горожан, так как по большей степени являются банальными, не побуждающими к покупке («Мир обуви»). Около 20 % эргонимов, содержащих абстрактную лексику, вызывают отрицательную оценку участников социолингвистического опроса, поскольку они не являются мотивированными, не дают информацию о товаре («Мир табака»). И лишь около 10 % подобных наименований оценены респондентами позитивно, так как эти сочетания мотивированны, вызывают интерес потенциальных покупателей («Мир подарков»). Проводя социолингвистический опрос, мы просили респондентов отметить те ассоциации, которые вызывает у них тот или иной эргоним, содержащий в своей структуре абстрактную лексику. Интересно отметить, что абстракции «мир», «планета», «империя» вызывали схожие ассоциации.

Таким образом, мы можем говорить о возникновении новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов. А именно значения «разнообразия», «многообразия» у абстракций «мир», «планета», «империя».

Итак, нами сделаны следующие выводы:

  1. Преобладающее распространение в городе Белгороде получают эргонимы, включающие абстракцию «мир» (45 %). Реже всего встречаются наименования с абстракцией «любовь» — 2 %, абстракцией «надежда» — 1 %, абстракцией «интерес» — 1 %.
  2. Большинство эргонимов города Белгорода (70 %), включающих в свою основу абстрактную лексику, дают представление о предлагаемом товаре. В то же время они вызывают нейтральную реакцию горожан, так как по большей степени являются банальными, не побуждающими к покупке, не вызывающими интерес. 20 % эргонимов, содержащих абстрактную лексику, вызвали отрицательную оценку респондентов.10 % подобных наименований оценены респондентами позитивно.
  3. Мы выявили возникновение новых значений у слов-абстракций, входящих в состав эргонимов. А именно значения «разнообразия», «многообразия» у абстракций «мир», «планета», «империя». Гипотеза исследования подтверждена — эргонимы, содержащие в своей основе абстрактную лексику, способствуют развитию новых значений у уже известных слов, то есть способствуют развитию языка в целом.

Литература:

  1. Брусенская Л. А., Гаврилова Г. Ф., Малычева Н. В. Словарь лингвистических терминов. — Ростов н/Д.; Феникс, 2015.
  2. Букчина Б. З., Золотова Г. Л. Слово на вывеске // Рус. Речь. 1996. № 3.
  3. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 2008.
  4. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. — М., 2007.
  5. Торопцев И. С. Предмет, задачи, материал и методы ономасиологии // Проблемы ономасиологии. — Орел, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): абстрактную лексику, города Белгорода, нейтральную реакцию, структуре абстрактную лексику, новых значений, эргонимов города Белгорода, основе абстрактную лексику, подобных наименований, основу абстрактную лексику, респондентов нейтральную реакцию, структуре абстракцию, нейтральную реакцию горожан, основе абстракцию, подобных сочетаний, успешность эргонимов города, развитию новых значений, коммуникативную успешность эргонимов, абстракцию «мир», положительную реакцию, отрицательную реакцию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос