Особенности учета оборудования к установке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 5323 раза

Библиографическое описание:

Избенникова, М. В. Особенности учета оборудования к установке / М. В. Избенникова, О. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41000/ (дата обращения: 24.04.2024).



Термин «оборудование к установке» связан с технологической структурой капитальных вложений, обусловлен особенностями технологии процесса капитального строительства и относится исключительно к данному виду деятельности.

Бухгалтерский учет процесс создания или реконструкции основных фондов содержит достаточно спорных и противоречивых моментов, обсуждаемых в профессиональных изданиях. Одним из таких вопросов является порядок учёта оборудования к установке, которое отличается от всех других видов внеоборотных активов тем, что ему могут требоваться монтаж и наладка.Эти на первый взгляд несложные операции вносят определенные коррективы в методику бухгалтерского учета.

Обязателен ли отдельный счет для оборудования, требующего монтажа? Есть ли свои нюансы в учете и контроле оборудования к установке? Какие существуют варианты ведения учета оборудования, требующего монтажа, и какова целесообразность их применения в зависимости от субъекта инвестиционной деятельности. В данной статье обобщена учетная практика оборудования к установке и предложены собственные выводы.

Ключевые слова: учет, оборудование к установке, требующее монтажа, подрядчик, заказчик, застройщик, строительство, договор

В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бухгалтерского учета) под оборудованием, требующим монтажа, понимают технологическое, энергетическое, производственное оборудование, предназначенное для установки в строящихся объектах и вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту, опорам, полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений [4]. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.

Известно, что при формировании информации об объектах основных средств организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее — ПБУ 6/01) [5], а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н [7]. Вместе с тем, положения вышеназванных документов не применяются в отношении предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу. Положения ПБУ 6/01 и Методических указаний N 91н будут применимы к оборудованию лишь после завершения работ по его монтажу и зачислению оборудования в состав основных средств при условии, что приобретенное и смонтированное оборудование удовлетворяет условиям, перечень которыхсодержит п. 4 ПБУ 6/01.

Обязанность по обеспечению строительства оборудованием, предназначенным для установки на строящемся объекте, в договоре строительного подряда может быть возложена или на подрядчика (как предусмотрено ст. 745 ГК РФ), или на заказчика [1]. Традиционно это является функцией заказчика, поскольку при осуществлении функций по снабжению стройки материально-производственными запасами, подрядчик заинтересован в максимальном увеличении стоимости выполненных строительно-монтажных работ (потому, что уровень плановой рентабельности, закладываемый в договорную цену, не дифференцируется в зависимости от вида выполняемых работ). Конечно, бухгалтерский учет приобретения оборудования, монтажа и ввода его в эксплуатацию осуществляет застройщик.

Планом счетов бухгалтерского учета, Письмом Минфина РФ № 160 [7] рекомендовано, что учет оборудования, предназначенного для установки на объекте строительства, должен осуществлять застройщик на счете 07 «Оборудование к установке». Это не исключает возможности использования счета 07 организацией, для которой выполнение функций застройщика не является основной деятельностью, но которая осуществляет капитальное строительство.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 3.1.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций [8] в учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации.

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос, нужно ли промышленному предприятию при покупке оборудования, требующего монтажа, применять счет 07 или достаточно использовать общий порядок формирования затрат на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», после чего конечный результат в виде первоначальной стоимости переносится на счет 01 «Основные средства»?

Как упоминалось ранее, счет 07 применяется организациями-застройщиками и большей частью он нужен для контроля за таким оборудованием. Доставленное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 «Оборудование, принятое для монтажа». До тех пор, пока не начаты монтаж и установка переданного подрядчику оборудования на постоянном месте эксплуатации, данное имущество учитывается на счете 07. После того, как оборудование будет сдано в монтаж, заказчик спишет его стоимость на счет 08, где будут отражены и затраты по монтажу, а подрядчик снимет оборудование с забалансового учета, списав стоимость со счета 005.

Отличие счета 07 от счета 08 заключается в том, что на первом счете отражается чистая стоимость оборудования (в нетто-оценке), а на втором — стоимость с учетом монтажа и наладки (в брутто-оценке). Первый счет является контрольным, а второй — накопительным, для затрат. Но не все так однозначно. Во-первых, оборудование к установке принимается к учету по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости приобретения и расходов по доставке этих ценностей на склады организации. Во-вторых, по требующему монтажа оборудованию нужно правильно сформировать стоимость. Например, производственная линия включает различные агрегаты и комплектующие, а также запасные части. Все это должно быть учтено в составе единого объекта и отражено как раз на счете 07.

В таблице 1 представлены бухгалтерские записи по учету оборудования требующего монтажа (при обеспечении объекта строительства оборудованием заказчиком).

Таблица 1

Бухгалтерские записи по учету оборудования требующего монтажа (при обеспечении объекта строительства оборудованием заказчиком)

Дебет

Кредит

Содержание операции

В учете заказчика

07

60

Отражена фактическая себестоимость приобретенного оборудования, требующего монтажа, без НДС

19.1

60

Учтен НДС по приобретенному оборудованию

08.3

07

Списана стоимость оборудования, переданного подрядчику для монтажа, на увеличение стоимости объекта строительства

08.3

60

Приняты к учету затраты по созданию фундамента (места установки)

08.3

60

Осуществлены сами затраты по монтажу объекта

01–1

08.3

Смонтировано, налажено и отражено как ОС оборудование

В учете подрядчика

005

Отражено поступившее от заказчика оборудование для установки на строящемся объекте в оценке, указанной в акте приема-передачи

20

10, 70, 69, 25, 26 и др.

Отражены затраты по установке оборудования на объекте строительства

005

Списана стоимость смонтированного оборудования

Можно сказать, что при использовании счета 07 весь процесс предварительной работы с оборудованием от покупки до ввода в эксплуатацию упорядочен, а стоимость оборудования сформирована с учетом стоимости всех комплектующих и затрат.

Необходимо обратить внимание на то, что если договором строительного подряда предусмотрено, что обеспечение оборудованием возложено на подрядную организацию, подрядчик не может использовать ни счет 07 «Оборудование к установке», так как он применяется предприятиями-застройщиками, ни счет 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о принадлежащих организации-собственнику основных средствах. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [6], согласно которому оборудование к установке относится к материально-производственным запасам, стоимость такого оборудования учитывается подрядчиком на счете 10 «Материалы», субсчет 10–2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

Таким образом, оборудование, требующее монтажа (стоимость которого включена в смету), принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат подрядчика на его приобретение (без учета НДС) (п. п.2, 5, 6 ПБУ 5/01). В бухгалтерском учете формируются следующие записи (табл. 2).

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету оборудования требующего монтажа (при обеспечении объекта строительства оборудованием подрядчиком)

Дебет

Кредит

Содержание операции

10.2

60

Оприходовано оборудование, требующее монтажа, по фактической себестоимости без НДС

19.3

60

Учтен НДС по приобретенному оборудованию, требующему монтажа

60

51

Оплачено поставщику за приобретенное оборудование

68, субсчет

«Расчеты по НДС»

19.3

Принят к вычету из бюджета НДС по оприходованному оборудованию, требующему монтажа

20

10.2

Списано оборудование, требующее монтажа для установки на объекте строительства

В силу норм п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все факты хозяйственной деятельности организации подлежат оформлению первичными учетными документами (п. 4 Закона N 402-ФЗ) [2]. При этом организация может использовать как самостоятельно разработанные документы, так и унифицированные формы первичной документации, содержащиеся в специальных альбомах и утверждаемые Госкомстатом России (формы № ОС-14, ОС-15, ОС-16) [3].

В таблице 3 представлены унифицированные формы первичной документации, для учета оборудования, требующего монтажа.

Таблица 3

Унифицированные формы первичной документации, для учета оборудования, требующего монтажа

формы

Наименование формы

Описание

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

Оформление и учет поступившего на склад организации оборудования с целью его последующего использования в качестве объектов основных средств. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, отвечающей за прием основных средств, и утверждается руководителем организации либо лицом, им на это уполномоченным.

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

Применяется при передаче оборудования в монтаж. Монтаж может быть произведен как силами самой организации, если она располагает для этого достаточными ресурсами техники и персонала, так и с привлечением сторонних организаций.

Если монтаж производится силами самой организации, то акт формы N ОС-15 необходимо составить. При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии включается представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт формы N ОС-15 на передачу оборудования в монтаж не составляется. Уполномоченный представитель монтажной организации в получении оборудования на ответственное хранение расписывается непосредственно в акте, копия такого акта передается ему.

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования

Составляется на дефекты оборудования, выявляемые в процессе монтажа, наладки и испытания, а также по результатам контроля.

Смонтированное и готовое к эксплуатации оборудование зачисляется в состав основных средств, для чего оформляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1), либо Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).

Таким образом, порядок отражения оборудования к установке в бухгалтерском учете целиком зависит от того, на кого из участников строительства возложена обязанность обеспечения объекта материалами и оборудованием по договору строительного подряда. Кроме того, стоит отметить, что во избежание учетных и налоговых ошибок, а также их экономических последствий, следует обратить особое внимание на необходимость закрепления выбранных вариантов ведения бухгалтерского учета оборудования к установке, и в целом на грамотное отражение отдельных спорных вопросов в учетной политике организации.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция).
  3. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
  4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
  5. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».
  6. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01».
  7. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»
  8. «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160).
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, монтаж, оборудование, требующий монтаж, счет, установка, учет оборудования, приобретенное оборудование, средство, первичная документация.


Ключевые слова

договор, учет, заказчик, строительство, застройщик, оборудование к установке, требующее монтажа, подрядчик

Похожие статьи

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

07 «Оборудование к установке».

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, предприятие, счет, документ, малый, расчет, оборотно-сальдовая ведомость, заработная плата, приказ Минфина России, малое предприятие.

Организация управленческого и бухгалтерского учета основных...

В бухгалтерской отчётности и учете указывается именно первичная (начальная) стоимость основных средств, которая не исключено, что может меняться.

Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем; такие же объекты...

Проблемы учета основных средств интернет-провайдера ООО...

Сложности в учете основных средств интернет-провайдера начинаются еще на этапе их первичного признания. Как оприходовать основные средства, как вести их в эксплуатацию, как работать с сетями и перемещать оборудование в процессе деятельности.

Учёт операций по приобретению объектов основных средств на...

Затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа учитываются на субсчёте 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Организация учета внеоборотных активов | Статья в журнале...

Внеоборотные активы — собственные средства организации, изъятые из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском балансе. Они включают основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке...

Учет основных средств и пути его совершенствования на малом...

Бухгалтерский учет ОС ведется на счете 01 «Основные средства». Все объекты поступают на счет 01 через счет 08 «Капитальные вложения».

Объекты ОС принимаются к учету только на основании соответствующих первичных документов.

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства любое предприятие, независимо от формы собственности обязано вести бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов.

Аудит бухгалтерского баланса предприятия | Статья в журнале...

– строительство, которое не завершено, либо, приобретенное оборудование, которое требует монтажа, должны отражаться по фактическим затратам для застройщика, а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство

Похожие статьи

Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

07 «Оборудование к установке».

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, предприятие, счет, документ, малый, расчет, оборотно-сальдовая ведомость, заработная плата, приказ Минфина России, малое предприятие.

Организация управленческого и бухгалтерского учета основных...

В бухгалтерской отчётности и учете указывается именно первичная (начальная) стоимость основных средств, которая не исключено, что может меняться.

Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем; такие же объекты...

Проблемы учета основных средств интернет-провайдера ООО...

Сложности в учете основных средств интернет-провайдера начинаются еще на этапе их первичного признания. Как оприходовать основные средства, как вести их в эксплуатацию, как работать с сетями и перемещать оборудование в процессе деятельности.

Учёт операций по приобретению объектов основных средств на...

Затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа учитываются на субсчёте 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Организация учета внеоборотных активов | Статья в журнале...

Внеоборотные активы — собственные средства организации, изъятые из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском балансе. Они включают основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке...

Учет основных средств и пути его совершенствования на малом...

Бухгалтерский учет ОС ведется на счете 01 «Основные средства». Все объекты поступают на счет 01 через счет 08 «Капитальные вложения».

Объекты ОС принимаются к учету только на основании соответствующих первичных документов.

Организация первичного учёта на предприятии и пути его...

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства любое предприятие, независимо от формы собственности обязано вести бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт ведется на основании первичных учётных документов.

Аудит бухгалтерского баланса предприятия | Статья в журнале...

– строительство, которое не завершено, либо, приобретенное оборудование, которое требует монтажа, должны отражаться по фактическим затратам для застройщика, а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство

Задать вопрос