Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Кокаева Л. Х., Бугулова Д. В. Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 511-513. — URL https://moluch.ru/archive/146/40961/ (дата обращения: 20.04.2018).



В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Ключевые слова: коммуникативный принцип обучения, методы и приемы обучения, учебно-методический комплекс, дидактическая единица, текст

Традиционная методика обучения осетинскому языку была ориентирована, в основном, на усвоение языковой теории. Это являлось причиной того, что выпускники школ в недостаточной степени овладевали речевыми навыками на осетинском языке.

В основу современных УМК по осетинскому языку, разработанных на кафедре ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института, положена коммуникативная направленность обучения.

Основным методологическим принципом обучения осетинскому языку является принцип «Родной край — Россия — мир». Отбор содержания учебного материала в каждом классе осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Система учебников воспитывает в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Осетии и Российской Федерации.

Принципиально новым в составлении УМК по осетинскому языку является то, что каждый урок, помимо грамматической, имеет и речевую тему. Речевые темы были определены при разработке программ для каждого класса отдельно, они охватывают разные сферы: историю Осетии и России, традиции и обычаи разных народов, науку и образование, народные и календарные праздники, растительный и животный мир, космос, спорт, культуру и т. д.

Объектом данного исследования являются УМК по осетинскому языку для 1–4 классов как родному. Цель — изучить новые подходы к формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Для решения поставленной цели нами был проведен анализ УМК по осетинскому языку: «Абетœ» («Букварь») (автор: М. Л. Моуравова), Осетинский язык для 2 класса (автор: Л. Г. Дзампаева), Осетинский язык для 3 класса (автор: Л. Г. Дзампаева), Осетинский язык для 4 класса (автор: Л. Д. Саламова).

Содержание и построение курса по осетинскому языку для 1–4 классов, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету, устанавливаются программами. Программы по осетинскому языку для 1–4 классов построены с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В программах обозначены основные цели обучения родному языку, определено направление всего процесса обучения: развитие устной и письменной речи, воспитание любви к Родине, родному языку, природе, труду. Программы определяют базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы.

В программах предусмотрено прочное усвоение материала, для этого значительное место в ней отводится повторению. В конце программ каждого года обучения в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. Формированию коммуникативной компетенции учащихся в программах уделяется большое внимание, в ней определены коммуникативные умения, которыми должны овладеть школьники.

В программах по осетинскому языку для 1–4 классов четко обозначены цели обучения, которые вытекают из целей многоязычного поликультурного образования в условиях многонациональной Республики Северная Осетия-Алания и заключаются в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке как в социально-бытовой, так и в учебно-трудовой и социально-культурной сферах.

В Программах учебного курса по осетинскому языку для 1–4 классов сформулированы задачи, необходимые для достижения поставленных целей, они заключаются в формировании знаний, навыков и умений.

Учебники по осетинскому языку для 1–4 классов отличает единство структуры и принципов отбора содержания (Осетия — Россия — мир), единство сквозных линий учебных заданий и подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Необходимо отметить, что материал для упражнений связан с реальной жизнью и повседневной практикой, с ценностями родной (осетинской), российской, мировой культуры и формирует российскую гражданскую идентичность.

Учебники по осетинскому языку для 1–4 классов обеспечивают формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивают достижение предметных результатов.

«Абетæ» [7], автор: Моураова М. Л. — это учебник для первоклассников, поможет начинающему овладеть навыком чтения, а читающему — усовершенствовать этот навык, получить необходимые теоретические сведения о языке. В «Абетæ» представлены рассказы о культуре осетинского народа, традициях и обычаях, нормах этикета и др. Приведем примеры: «Нæртон симды зарæг» («Песня нартского танца «Симд»), «Денджыз» («Море»), «Дохтыр» («Доктор»), «Дзæуджыхъæу» («Владикавказ»), «Мæскуы» («Москва»), «Къоста» («Коста»).

Также предложены для чтения произведения устного народного творчества осетин различного жанра: сказки, притчи, пословицы, есть произведение из Нартсткого эпоса, а также народная песня: «Сырдоны хæрæг» («Осёл Сырдона»), «Мыстытæ æмæ гæды» («Мышки и кошка»), «Мæлдзыг æмæ бæлон» («Муравей и голубь»), «Уæздан цъиу» («Благородная птица»), «Хивæнд сæныччытæ» («Упрямые козлята»).

В качестве средств мотивации используются речевые ситуации, позволяющие создавать на уроке условия для реализации принципа коммуникативного обучения. Эти упражнения разнообразны: воображаемая речевая ситуация; использование иллюстративной наглядности; ролевая игра и инсценирование на основе прослушанного рассказа, сказки. Значительно активизировать учебный процесс помогают иллюстрации, они способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, приводят к повышению самостоятельности и активности, выработке прочных навыков применения полученных знаний на практике. Примером этому служат дидактические игры: «Чи тагъддæр» («Кто быстрее»), «Подставь буквы»; «Бафтауæм уæнг æмæ нæм рауайдзæнис дзырд» («Прибавим слог, и получится новое слово»); ребусы и т. д.

Большое внимание уделяется заданиям, направленным на развитие связной речи детей, на развитие умения определять логическую последовательность событий внутри целостного сюжета. Работу по развитию речи начинается с заданий, направленных на выявление умений составлять предложения с опорой на заданные картинки. Затем предлагаются задания, которые помогут ребенку выстроить логическую последовательность событий сюжета, а уже после этого по этим картинкам рассказать свою историю.

Речевой материал учебника основан на интересном для ребенка материале: это небольшие весёлые стихи, загадки, скороговорки, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют познавательный и воспитательный материал.

В учебнике по осетинскому языку для 2 класса, автор: Л. Г. Дзампаева [1], работа по формированию коммуникативной компетенции включает следующие виды работ: построение текста, составление плана текста, использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написание изложений и сочинений, освоение изложения как жанра письменной речи, сочинения по наблюдению и по картине с использованием описания и повествования.

Новый подход к развитию речевой культуры учащихся состоит в том, что формирование коммуникативных навыков осуществляется на основе текстов, поскольку именно текст «является основной единицей общения, … способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся» [5, с. 96].

В учебнике по осетинскому языку для 3-го класса, автор: Л. Г. Дзампаева [3] заложены современные педагогические технологии, с помощью которых продолжается работа по формированию коммуникативных навыков, развиваются специальные и необходимые личностные черты школьника. Так, «Метод проектов» нацелен на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Помимо этого, в учебнике широко представлены таблицы, схемы, кроссворды, ребусы, считалочки, скороговорки, пословицы, загадки, которые призваны способствовать не только лучшему усвоению изучаемого материала, но и развитию коммуникативных способностей школьников.

Учебник по осетинскому языку для 4 класса, автор: Л. Д. Саламова [9], продолжает обучение, начатое в 1–3 классах. Материал для упражнений также связан с реальной жизнью и повседневной практикой, с ценностями родной, российской, мировой культуры и формирует российскую гражданскую идентичность.

Приведем из учебников по осетинскому языку для начальной школы примеры заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции:

‒ рассмотри картинки; перескажи по ним рассказ;

‒ составь рассказ о вашей семье;

‒ перескажи текст по вопросам или по плану;

‒ составь рассказ по вопросам;

‒ придумай рассказ, используя предлагаемые слова;

‒ составь монолог, диалог;

‒ составь рассказ по картинке;

‒ составь слова по схемам;

‒ составить предложения по схемам;

‒ закончи предложения;

‒ прочитай и перескажи текст своими словами;

‒ напиши письмо по плану и др.

Нами также было рассмотрено и проанализировано содержание Рабочих тетрадей по осетинскому языку для 1–4 классов — неотъемлемого компонента УМК. В Рабочих тетрадях упражнения, разработанные к каждой теме учебника, дифференцированы по трудности, с их помощью увеличивается объем тренировки. Рабочая тетрадь может использоваться как на уроке, так и дома.

В методических пособиях к учебникам по осетинскому языку для начальной школы (Книга для учителя) даётся тематическое планирование на каждую четверть учебного года. Рекомендации для проведения уроков указывают на последовательность в использовании материала, на разные способы организации работы, в том числе по формированию коммуникативных навыков.

Итак, можно сделать следующий вывод. Благодаря различным заданиям и упражнениям учащиеся обучаются вести беседу, используют вопросно-ответные реплики, распоряжения, просьбы, учатся выражать согласие или несогласие, запрашивать дополнительную информацию, выражать собственное отношение к получаемым сообщениям. Таким образом, УМК по осетинскому языку для начальной школы способствуют формированию коммуникативных навыков младших школьников.

Литература:

  1. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 2 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 160 с.
  2. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 2 класс: рабочая тетрадь. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 70 с
  3. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 3 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 192 с.
  4. Дзампаева Л. Г. Осетинский язык: 3 класс: рабочая тетрадь. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 63 с.
  5. Кокаева Л. Х. Текст — дидактическая единица формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках родного языка // Социально-гуманитарный вестник Юга России. № 7–8, 2011. — С. 95–99.
  6. Программы по осетинскому языку для 1–11 классов. Владикавказ: СЕМ, 2013. — 78 с.
  7. Моураова М. Л. Абетæ: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных школ. 2-е изд. — Владикавказ: СЕМ, 2013. — 131 с.
  8. Моураова М. Л. Пропись «Мои первые уроки осетинского языка». — Владикавказ: СЕМ, 2013. -78 с.
  9. Саламова Л. Д. Осетинский язык: 4 класс. — Владикавказ: СЕМ, 2014. — 192 с.
  10. Саламова Л. Д. Осетинский язык: Рабочая тетрадь. 4 класс. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2014. — 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): осетинскому языку, Осетинский язык, коммуникативной компетенции, коммуникативных навыков, начальной школы, обучения осетинскому языку, формированию коммуникативных навыков, Дзампаева Л, родному языку, формированию коммуникативной компетенции, коммуникативной компетенции учащихся, обучения родному языку, современных УМК, Кокаева Л, российскую гражданскую идентичность, Саламова Л, логическую последовательность событий, коммуникативных навыков школьников, развитию коммуникативных, учащихся коммуникативной компетенции.

Ключевые слова

текст, учебно-методический комплекс, коммуникативный принцип обучения, методы и приемы обучения, дидактическая единица

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос