Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Караханян К. Г. Успешность обучения студента с точки зрения его эмоционального состояния // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 168-170. — URL https://moluch.ru/archive/146/40932/ (дата обращения: 20.09.2018).



В статье рассматривается один из подходов к развитию успешности обучения студентов, через формирование эмоционального интеллекта и развитие навыков социальной коммуникации и адаптации. Основные положения данной статьи могут лечь в основу разработки психолого-педагогических программ развития успешности обучения студентов.

Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения

Keywords: success of learning, student success, success of studying

Анализ научных теорий, концепций и подходов, изложенных в научной литературе, показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается как в психологическом, так и педагогическом направлении. Авторы, которые рассматривают успешность в психологическом аспекте считают, что основа успешности — это эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личные возможности и отношение к выполняемой деятельности. Так успешность с точки зрения одаренности рассматривал Ф. Гальтон, как отражение самооценки — У. Джеймс, как мотивацию к достижениям — X. Хекхаузен, как стремление человека к превосходству или реализации в обществе — А. Адлер, как потребность самоактуализации — А. Маслоу, как потребность в призвании — -A. A. Налчаджян и др.

Вышедшая в 1995 г. книга Даниеля Гольмана «Эмоциональная культура: почему она может иметь большее значение, чем IQ» пробудила горячий интерес к роли, которую играет в нашей жизни эмоциональная культура. Д. Гольман сделал великолепный обзор многолетних исследований в психологии деятельности и общения, изложив эту тему широкому читателю в последовательной и доступной форме. На основе его трудов и теста на эмоциональную культуру Реувеном Бар-Онома, психолог-клиницист Стивен Дж. Стайн (Steven J. Stein, Ph/D) и член правления Международного Общества Психоаналитических Исследований Говард Е. Бук (Howard E. Book, M.D., D.Psych., F. R. P.C) в своих исследованиях выделили основные психологические сферы, которые оказывают влияние на успешность [2]:

  1. Рефлексия — умение распознавать свои чувства, потребности, осознавать действия, которые влияют на окружающих;
  2. Ассертивность — умение открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения;
  3. Независимость — умение направлять и контролировать себя, стоять на своих ногах;
  4. Самоуважение — умение признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости;
  5. Самореализация — умение реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.
  6. Общественные навыки — умение взаимодействовать с другими индивидами в обществе, включает в себя три градации:

– Эмпатия — это умение понимать, что другие люди могут чувствовать и думать.

– Социальная Ответственность — это умение сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы.

– Межличностные Отношения — это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости.

  1. Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя ваше умение быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Ее три шкалы:

– Понимание (Адекватная оценка)

– Действительности — умение видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вам хочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь;

– Гибкость — умение согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями;

  1. Умение «Решать Проблемы» — умение определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.
  2. Сфера «Умения Справиться со Стрессом» касается вашей способности выдерживать стресс и контролировать свои импульсы. Его две градации -

– Переносимость Стресса — умение оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, не сдаваясь;

– Контроль над Импульсами — умение сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

  1. Сфера Общего Настроения тоже имеет две градации.

– Оптимизм — это умение поддерживать реалистичную положительную установку, особенно принеблагоприятных обстоятельствах;

– Счастье (Happiness) — умение быть довольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом и радостью предаваться ряду увлечений.

По мнению А. А. Николаевой, молодежная активность формируется с помощью социальных технологий, применяемых в высшем учебном заведении. Н. А. Фролова отмечает, что социальная активность молодежи в вузе, может реализовываться комплексом университетских и городских мероприятий для формирования студентами собственного социального круга коммуникаций. Мы придерживаемся мнения, что развитие успешности обучения студентов можно обеспечить комплексом психолого-педагогических программ. Современные требования образования определяют для нас необходимость компетентностного подхода в образовательном процессе. Тогда для построения психолого-педагогических программ развития успешности обучения студента, нам необходимо сформулировать компетенции успешного обучения. Из вышеизложенного анализа мы предлагаем примерно следующую формулировку компетенций:

– Способность дифференцировать собственные чувства, умение выражать свои эмоции и мысли, в том числе и негативные.

– Умение выстраивать отношения в коллективе с учетом своих личностных особенностей и нести ответственность за свои поступки.

Вышеизложенный подход в формировании умении и навыков студентов, учитывая эмоциональные особенности, помогут психологам и педагогам формировать у студентов социальные компетенции для повышения успешности обучения студентов и переходу на новый уровень успешности.

Литература:

  1. Николаева А. А. Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Николаева А. А., Фролова Н. А., Образование и общество. 2012. № 3. С. 51
  2. Стивен Стайн, Говард Бук. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех / Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success, Stoddart Publishing Co. Limited 2000 года.
  3. Фролова Н. А., Социальная активность современной российской молодежи: монография / Н. А. Фролова, А. А. Николаева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. технический ун-т». Орел, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, эмоциональная культура, развитие успешности обучения студентов, чувство.


Похожие статьи

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие.

При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими...

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

Библиографическое описание: Каргапольцева С. И. Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

умение сопереживать; – чувство ответственности за выражение собственных переживаний

Важнейшим показателем эмоциональной культуры является высокий уровень развития

– созданию атмосферы творчества, – формированию эмоциональной культуры детей.

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности...

Педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования успешности обучения студентов специальности «Преподавание в начальных классах в полной мере способствуют развитию студентов как субъектов продуктивной...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

эмоциональный компонент — умение распознавать эмоции других людей

Развитие эмоционального интеллекта студентов достигается с помощью проведения тренинговых

В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном...

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов...

Развитие художественно-эстетических умений — важная цель специальной подготовки.

Их единство выступает как условие успешности формирования

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования.

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

На формирование социальной успешности ребенка влияют особенности возраста. Применительно к младшему школьному возрасту можно отметить

Как отмечают психологи, по мере развития ребенка в этот период у него увеличивается объем знаний и умений.

Развитие художественно-эстетической культуры студента...

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования.

Их единство выступает как условие успешности формирования профессионально-педагогической готовности к художественно-эстетической работе с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие.

При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими...

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

Библиографическое описание: Каргапольцева С. И. Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

умение сопереживать; – чувство ответственности за выражение собственных переживаний

Важнейшим показателем эмоциональной культуры является высокий уровень развития

– созданию атмосферы творчества, – формированию эмоциональной культуры детей.

Психолого-педагогические аспекты проблемы успешности...

Педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования успешности обучения студентов специальности «Преподавание в начальных классах в полной мере способствуют развитию студентов как субъектов продуктивной...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

эмоциональный компонент — умение распознавать эмоции других людей

Развитие эмоционального интеллекта студентов достигается с помощью проведения тренинговых

В процессе обучения эмоциональный интеллект можно развивать при коллективном...

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов...

Развитие художественно-эстетических умений — важная цель специальной подготовки.

Их единство выступает как условие успешности формирования

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования.

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

На формирование социальной успешности ребенка влияют особенности возраста. Применительно к младшему школьному возрасту можно отметить

Как отмечают психологи, по мере развития ребенка в этот период у него увеличивается объем знаний и умений.

Развитие художественно-эстетической культуры студента...

Развитие художественно-эстетической культуры студента в системе высшего педагогического образования.

Их единство выступает как условие успешности формирования профессионально-педагогической готовности к художественно-эстетической работе с...

Задать вопрос