Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 25.03.2017

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Челтыгмашева, С. П. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня / С. П. Челтыгмашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 558-561. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40926/ (дата обращения: 19.04.2024).



Первый этап «Звук, буква, слог, слово». Основное содержание коррекционно-педагогической работы направлено на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, на совершенствование фонематических представлений учащихся. В процессе данной работы дети уточняют представления о слове, слоге, ударении, звуке, букве, гласном, согласном.

Второй этап «Лексика, предложение». Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнению значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Третий этап работы «Текст». Основная цель — развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания у младших школьников:

‒ программирование смысловой структуры высказывания;

‒ установление связности и последовательности его;

‒ отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания.

Эти цели реализуются в определённой последовательности:

1) Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему).

2) Развитие умений и навыков анализировать текст: определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями; составлять план связного высказывания.

3) Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания: определять замысел высказывания; последовательность развёртывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними; отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; составлять план связного высказывания.

Для реализации первого этапа «Звук, буква, слог, слово» мы предлагаем использовать словесные упражнения, например:

«Цепочка слов». Каждое новое слово должно начинаться со звука, на который заканчивается предыдущее, например: роза — апельсин — нос — сук — крот — трос — сани

«Собери из букв слова». К, Т, О, Ш, Р, А, Ы, С, Д, М, Л, Н (ток, кот, шар, сыр, сок, коса, рот, дом, слон, сын, нос)

«Составьте слова из слогов». БУЛ, ВА, БЕЛ, РЫ, БОБ, БА, БУК, КАК, КИ, БАН, РА, РАН, КА (булка, белка, баранка, кабан, ранка, раки, рыба, баран, банка)

«Слоговой аукцион «Кто больше?» Составьте как можно больше слов со слогом БА в начале (база, барабан, баранка, бабушка, баран, батон, бабочка, бакалея); в середине (колбаса, барбарис), в конце (рыба, труба, баба)

«Слог за слогом». Цель игры: закрепление навыка деления слов на слоги.

Яма, машина, натура, корзина, ракета, тарелка, каша, картина, конфета, ромашка, весна, картошка, кормушка, погода, рис, мыс, калитка, горка, сумка, деревья, дым, азбука, гроза, коньки, птенчик, лыжи, флаги, носорог, книжка, резина, сосулька, гитара, стручок, сирена.

«Цветы». Нужно выбрать из слов сначала те из них, которые являются односложными, затем состоящие из двух слогов, из трёх. (Мак, роза, гладиолус, сирень, гвоздика, лилия, магнолия, астра, ландыш, фиалка, незабудка, ромашка, лилия, ноготки, бархатцы, ирис)

«Заменяем букву». Замени в словах одну букву на букву Н. Запиши получившиеся слова. Объясни значение слов.

СОК (сон), СЫР (сын), СЛОГ (слон), РАМА (рана), ЛУПА (луна), СЕЛО (сено).

Для реализации второго этапа «Лексика, предложение» мы подобрали следующие упражнения:

«Скажи наоборот» (признаки), например: узкий — широкий, старый — молодой.

Слова — чистый, мягкий, длинный, высокий, жадный, сильный, гладкий, ленивый, светлый, кислый, худой, сытый, весёлый, белый, полезный, сухой, храбрый, мелкий, злой.

«Кто назовёт больше признаков предмета?» Педагог называет какой-нибудь предмет, например, шкаф. Учащиеся перечисляют признаки: большой, новый, высокий, деревянный, жёлтый, книжный, тяжёлый, новый.

«У кого кто?», например: у ежа (ежата), у слона (слонята).

Слова — лев, корова, волк, овца, лось, баран, бобр, собака, кролик, тигр, лошадь, заяц, свинья, коза, медведь, белка, кошка, жираф.

«Кузовок». Собираем в кузовок слова, заканчивающиеся на -ОК (грибок, флажок, дубок, совок, носок, платок, дымок, станок, лесок, рожок, молоток, стрелок, стручок, прыжок, коробок, глазок, зубок, язычок, кабачок, пирожок, лучок, крючок, городок)

«Одним словом». Назовите одним словом о ком или о чём говорится.

Презрительное название ненасытного человека (обжора). Детёныш галки (галчонок). Наездник на скачках, бегах (жокей). Сделанный из холста (холщовый). Сделанный из камыша (камышовый). Место соединения кусков ткани (шов). Асфальтированная дорога (шоссе). Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами (крыжовник). Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш). Высокое болотное растение (камыш).

«Превращение слов». Измените одну букву в словах. Какое слово получится?

Лес (лев), бог (дог), сказка (указка), ложка (лодка), репка (щепка), круг (друг), хлеб (хлев), клёв (клюв), шлюпка (шляпка).

«Третий лишний». Найдите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый; часовщик, часть, час; печурка, печать, печка; циркуль, циркач, цирк; гусыня, гусеница, гусята; лекарь, лекало, лечить; свет, светофор, светлый.

«Прочитайте слова ипридумайте сними предложения»

Ваза, меч, аквариум, сундук, кеды, тропа, музей, канат, сироп, стадион, коромысло, пила, ураган, стрела, бревно, седло, папка, скалка.

Задание: Вставь в пустые строчки подходящие по смыслу слова. Слова для работы: портрет, лучик, одуванчик, цвет.

Уронило солнце … золотой

Вырос … первый, молодой.

У него чудесный, золотистый …

Он — большого солнца маленький …

«Прочитайте предложение по-разному».

Мы идём в цирк. Мы идём в цирк? Мы идём в цирк!

Гриша ловит рыбу. Гриша ловит рыбу? Гриша ловит рыбу!

Дети спешат в школу. Дети спешат в школу? Дети спешат в школу!

«Дополните предложение»

Ребята пошли в… Маша любит бывать в… Коля пришёл из… Деревья сажали за… Каток залили перед… Он сидел у… Поезд отошёл от… Дети гуляли около…

Для реализации третьего этапа «Текст» мы предлагаем использовать серию заданий.

Задание: Составьте правильные предложения. Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте текст.

  1. Белка, спешить, к, гнезду. / Белка спешит к гнезду. (4)
  2. Она, скакать, за, еловые, шишки. / Она скачет за еловыми шишками. (2)
  3. Забраться, белка, в, тёплое, гнездо. / Белка забралась в тёплое гнездо. (5)
  4. В, лес, закружила, вьюга. / В лесу закружила вьюга. (3)
  5. Будет, вкусная, еда, у, зверёк, в, кладовая. / В кладовой у зверька будет вкусная еда. (6)
  6. Белка, выбралась, из, гнезда. / Белка выбралась из гнезда. (1)

Задание: Прочитайте. Как вы думаете, это текст? Почему? Что нужно сделать, чтобы из этих предложений получился текст? Прочитайте предложения в нужной последовательности. Докажите, что у вас получился текст.

Котёнок и утята

Однажды увидел он утят — и за ними. Из неё выскочил лохматый пёс. А утята спокойно пошли к воде. Жил котёнок во дворе с мамой. Утята побежали к собачьей будке. Котёнок пружиной взлетел на плетень.

Задание: Работа с деформированным текстом. Прочитайте. Можно ли назвать это текстом? Найдите первое предложение, второе и т. д. предложения.

Грача называют белоносым а на самом деле носик у него чёрный в чём тут дело грач целый день в земле копается облюбует себе овражек или холмик и давай работать из-под прутиков достаёт личинок или зёрнышки или кусочек корешка от такой работы чёрные пёрышки вокруг клювика вытираются остаётся только колечко белой кожи вот со стороны и кажется нос белым.

Задание: Прочитайте предложения. О чём они? (о весне). Составьте из этих предложений текст на тему «Первый весенний день».

Ласково пригрело весеннее солнышко. Жарко печёт солнце. Прилетели из дальних стран птицы. Весело чирикают воробьи. Снег потемнел. На деревьях распустились клейкие листочки. Появились первые проталинки. Пёстрым ковром цветов покрылся лужок. Они радуются приходу весны.

Задание: Прочитайте текст. О ком говорится в тексте? Что вы узнали о них из этого текста? Как автор оценивает поступок мальчиков? Какова основная мысль текста? Подберите такой заголовок к этому тексту, в котором была бы выражена оценка того, как поступили мальчики, т. е. основная мысль этого текста (Жестокий поступок. Злая забава).

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.

Одна лягушка высунулась из воды и говорит шалунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть…»

Ю. Дмитриев. Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица. Этот зверёк очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых. Днём она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь. Настаёт ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

Вопросы и задания:

  1. Чем необычна летучая мышь?
  2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица». Так кто же она?
  3. Чем полезна летучая мышь?
  4. Когда она охотится?
  5. Как летучая мышь проводит день?
  6. Объясните значение слова «небылицы».

К. Ушинский. * * *

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.

— Не разоряй гнёзда, — сказал мальчику отец. — Весной ласточка опять прилетит.

Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела — и скоро гнёздышко было отделано заново.

А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!

Вопросы и задания: 1. Озаглавьте рассказ. 2. Что хотел сделать мальчик осенью? 3. Как отнёсся к этому отец? 4. Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду?

5. Чему радовался мальчик? 6. Как понять выражение «работа закипела»?

Таким образом, используя предложенный выше комплекс заданий и упражнений в процессе коррекционно-педагогической работы, направленной на предупреждение нарушений смыслового восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, мы обогатили словарный запас, активизировали речь и улучшили у учащихся уровни смыслового восприятия.

Литература:

  1. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2016. — 360 с.
  2. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. — М.: АРКТИ, 1997. — 214 с.
Основные термины (генерируются автоматически): летучая мышь, предложение, текст, слово, Белок, задание, Развитие умений, связное высказывание, СЛОГ, коррекционно-педагогическая работа.


Похожие статьи

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения...

Использование авторских стихотворений в работе...

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

[1] Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение.

Развитие навыков пересказа у детей... | Ключевые слова

2) формирование навыков построения связных монологических высказываний

Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.).

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим...

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

...картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь.

Задания в разделе «Упражнения» направлены на закрепление словарного запаса ребёнка по выбранной теме и развитие способности различать изученные слова в связной речи.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

 определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте

Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Формирование умения составлять предложения из 2–4 слов. Развитие участия детей в несложном диалоге.

— Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы

Развиваются навыки связной речь.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение. Дошкольники тренируются в умении

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта.

Похожие статьи

Содержание, организационные формы, методы... | Молодой ученый

Содержание, организационные формы, методы коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей-билингвов.

Дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения...

Использование авторских стихотворений в работе...

Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

В этом случае логопед может предложить специальные задания по тексту

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

[1] Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение.

Развитие навыков пересказа у детей... | Ключевые слова

2) формирование навыков построения связных монологических высказываний

Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.).

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим...

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

...картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь.

Задания в разделе «Упражнения» направлены на закрепление словарного запаса ребёнка по выбранной теме и развитие способности различать изученные слова в связной речи.

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

 определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте

Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Формирование умения составлять предложения из 2–4 слов. Развитие участия детей в несложном диалоге.

— Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.

Использование нетрадиционных методов и приемов при...

Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы

Развиваются навыки связной речь.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение. Дошкольники тренируются в умении

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта.

Задать вопрос