Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 793 раза

Библиографическое описание:

Пшеничная, В. В. Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход / В. В. Пшеничная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 195-196. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40918/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрены варианты проявления и причины возникновения организационных патологий и способы борьбы с ними. На основе клинико-психологического подхода обоснована критеризация патологических организационных изменений.

Ключевые слова: организация, организационная патология, норма, клинико-психологический подход

Любая организация сродни организму: она живет своей жизнью, развивается, взрослеет, стареет. И как у любого организма, у нее случаются «болезни», ведущие к нарушению ее функционирования.

Бесспорно, что организационная среда может активизировать как продуктивные состояния субъекта профессиональных отношений, так и деструктивные. Нарушенная организационная среда часто приводит к профессиональным деформациям специалистов.

Что есть норма и патология для организации? Этот вопрос лег в основу реализации критериально-клинического подхода к организационной среде. Констатируя ситуацию парадигмальной неопределенности организационной психологии, данный вопрос необходимо представить через понимание самого феномена организации. Различные направления науки дают разнообразные определения организации. В данной статье организация понимается как целевая иерархическая и управляемая общность. Организация возникает тогда, когда достижение общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей, или же, когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей.

Являясь субъектами множества организационных структур, люди объединяются тем, что происходит не столько с субъектами, сколько с системой, в которой эти субъекты функционируют в тот момент, когда организация здорова, или когда организация больна. Исходя из положения о единстве протекания законов на любом уровне организации живой материи, методом «лечения патологии» организации целесообразно использовать клинический подход в диагностике и лечении.

Организации представляют собой систему, которая состоит из взаимодействующих элементов, производящих некий полезный продукт, нужный самой системе, но при этом необходимый еще кому-то извне. Впервые в открытой печати термин «организационная патология» появился в 1972 году в связи с исследованиями Я. Станишкис. Сейчас данный термин широко используется в управленческих науках, в том числе и в управлении социальными системами. Чаще всего данный термин означает наличие дисфункций, как на локальном уровне, так и на уровне целой системы. В этой связи адекватной оценкой организационной патологии будет оценка ее объема, выраженности и локализации, а также патологии структуры, патология организационных отношений, патология принятия решений. В этой связи необходимо, прежде всего, отличать организационные патологии от болезней роста организации, которые характерны для всех компаний и являются естественными побочными эффектами развития. Обычно, организации сами довольно успешно решают подобные проблемы, однако, если болезнь роста не была преодолена в свое время, из нее может развиться организационная патология.

И. А. Пригожин выделяет три типа организационных патологий: патологии в строении организаций, в управленческих решениях, в организационных отношениях [3].

К патологиям в строении организаций обычно относят: господство структуры над функцией, обособленность подразделений, несовместимость личности с функцией, бюрократия. Данный вид патологии часто охватывает всю структуру предприятия. Ее следствием всегда является нарушение связей между некоторыми или всеми подразделениями, центром и отделами, замедление темпа выполнения решений.

К патологиям в управленческих решениях относят: маятниковые решения, дублирование организационного порядка, игнорирование организационного порядка, разрыв между решением и исполнением, неспособность к изменениям, подавление развития функционированием, демотивирующий стиль руководства. Возникновению такого рода патологий способствуют как неправильные решения руководящих органов, так сформировавшиеся патологии в строении организации.

К патологиям в организационных отношениях относят: конфликт, неуправляемость, бессубъектность работников, преобладание личных отношений над служебными, рассеивание целей. Подобные патологии чаще возникают на фоне управленческих ошибок.

Также как существуют патологии в организационной среде, так же существуют и критерии нормы. К критериям нормы организации относятся: открытость, управляемость, интеграция взаимодействия, целедостижение, конфликтность, выполнение организационных нормативов, поощрение преобладает над наказанием, норма права.

Вопрос критеризации патологических организационных изменений в рамках клинико-психологического подхода генерируется с симптоматизацией и объективизацией их измерения. Представим попытку синхронизировать критерий, его симптомы и способы измерения.

Открытость как критерий организационной нормы реализуется на уровне патологии через проявления энтропии, измеряется через показатели вероятностного прогноза действий и организационного развития.

Норма управляемости как критерий при патологии, проявляется в выстраивании системы управления организацией без учета структурной иерархии и организационных уровней. Увеличение нормы управляемости приводит к нарушениям контроля и качества. Измеряется данный критерий через оценку согласованности целей и действий подразделений и работников.

Интеграция взаимодействия как критерий на симптоматическом уровне проявляется через нарушение коммуникативных связей структурных подразделений и их субъектов, измеряется через индексы интеграции. Низкий уровень интеграции приводит к невозможности достижения целей организации. Рассматривая критерий согласованности, следует обратить внимание на то, что опасно как низкий ее уровень, так и чрезмерно высокий [1].

Любая организация, как и любой организм, создается с определенной целью. И тут очень важно понимать смысл критерия целедостижение. Критерий нормы конфликта постулирует возможность и необходимость конструктивных противоречий в организации. Конфликт становится патологией, когда в него входит дополнительное содержание. Основная задача оздоровления организации в данном контексте состоит в том, чтобы контролировать наполненность противоречий субъективным содержанием.

Последний критерий — норма поощрения. В организационном консалтинге оно присутствует и имеет конкретное выражение: 4:1. Четыре поощрения любого уровня и одно наказание. Существенный нюанс, что считать поощрением и наказанием. Для каждого субъекта организации различна ценность и того и другого.

Для составления программы борьбы с организационными патологиями важно выделить главную из них и подобрать способ ее устранения. Конечно, выбор метода зависит от конкретных условий и особенностей организации, однако, существуют и типовые способы [2].

Важным методом борьбы с патологией организационной среды являются инновации. Они составляют изменения, которые сопровождаются внедрением разного рода новшеств в систему организации. Подобные организационные изменения оказывают влияние на все элементы системы и поэтому результатами нововведений могут быть не только достижение планируемого результата, но и возникновение новых проблем.

Обобщая содержание представленного клинико-психологического подхода к норме и патологии организации, критеризация патологических организационных изменений генерируется в симптоматических проявлениях и объективизируется в их измерениях.

Литература:

  1. Гусев Д. А., Флеров О. В. К вопросу о межкультурной коммуникации в контексте экономики образования // Наука и школа. 2016. № 2. С. 30–39.
  2. Лазаренко В. А., Никишина В. Б., Медведева М. В., Запесоцкая И. В., Петраш Е. А. Технология оценки эффективности взаимодействия структурных подразделений вуза // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — № 3. — С. 63–68
  3. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, — 2003. С. 93–104.
  4. Флёров О. В., Пологих Е. С. Педагогическое осмысление принципов и содержания работы преподавателя в системе корпоративного обучения // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. — Материалы XII международной научной конференции: в 4-х частях. 2016. С. 375–389.
Основные термины (генерируются автоматически): патология, организационная среда, клинико-психологический подход, организационная патология, достижение, изменение, интеграция взаимодействия, критерий, организационный порядок, строение организаций.


Ключевые слова

организация, норма, клинико-психологический подход, организационная патология

Похожие статьи

Клинико-психологический подход к диагностике употребления...

Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход.

Влияние факторов внешней среды на деятельность частной...

Организация активно взаимодействует с этой частью внешней среды, а менеджеры пытаются управлять ближним окружением, воздействуя на ее параметры, с целью изменения их в благоприятном для организации направлении [1].

Диагностика типа организационной культуры в Национальном...

Ключевые слова: организационная культура, типы организационной культуры, атмосфера в коллективе, ценности организации, университет, субъекты университета, развитие.

Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Что создает условия для развития «ручного управления» со стороны высшего звена и разные подходы к администрированию структурных единиц

Управление в любой организационной системе зачастую зависит от индивидуального стиля управления руководителя.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

Рис. 2. Взаимосвязь внешней среды и организационной структуры [1].

Если во внешней среде наблюдаются незначительные изменения, но в целом она стабильная, то для организации наиболее эффективным будет применить механистические оргструктуры...

Организация психологической помощи детям с отклонениями...

...в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода

модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым

В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Организационные требования к созданию предметно-развивающей в дошкольном образовании.

Учить рассказывать отрывок сказки, вспоминая всех персонажей и порядок их появления.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе.

Архитектурные принципы формирования детских онкологических...

Актуальной задачей является создание клинико-реабилитационных центров (КРЦ), способных оказывать

Принцип организации коррекционно-реабилитационного пространства базируется на

Рис. 4. Пример пространственной модели взаимодействия взрослого и ОБ ребенка.

Похожие статьи

Клинико-психологический подход к диагностике употребления...

Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход.

Влияние факторов внешней среды на деятельность частной...

Организация активно взаимодействует с этой частью внешней среды, а менеджеры пытаются управлять ближним окружением, воздействуя на ее параметры, с целью изменения их в благоприятном для организации направлении [1].

Диагностика типа организационной культуры в Национальном...

Ключевые слова: организационная культура, типы организационной культуры, атмосфера в коллективе, ценности организации, университет, субъекты университета, развитие.

Норма и патология организационной среды: клинико-психологический подход.

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

Что создает условия для развития «ручного управления» со стороны высшего звена и разные подходы к администрированию структурных единиц

Управление в любой организационной системе зачастую зависит от индивидуального стиля управления руководителя.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

Рис. 2. Взаимосвязь внешней среды и организационной структуры [1].

Если во внешней среде наблюдаются незначительные изменения, но в целом она стабильная, то для организации наиболее эффективным будет применить механистические оргструктуры...

Организация психологической помощи детям с отклонениями...

...в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода

модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым

В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Организационные требования к созданию предметно-развивающей в дошкольном образовании.

Учить рассказывать отрывок сказки, вспоминая всех персонажей и порядок их появления.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе.

Архитектурные принципы формирования детских онкологических...

Актуальной задачей является создание клинико-реабилитационных центров (КРЦ), способных оказывать

Принцип организации коррекционно-реабилитационного пространства базируется на

Рис. 4. Пример пространственной модели взаимодействия взрослого и ОБ ребенка.

Задать вопрос