Применение информативного и деятельностного подходов при изучении клинических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Комилова, М. О. Применение информативного и деятельностного подходов при изучении клинических дисциплин / М. О. Комилова, Робияхон Бешимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40223/ (дата обращения: 19.03.2024).



Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя — создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться — того, что тормозит развитие.

Ключевые слова: деятельностный подход, материализованная форма, метод визуализации, память, нозология, перекрестное рецензирование, графологическая структура

The principle of activity in the process of education in developing system determines an apprentice as a main ruler in educational process. Meanwhile, a teacher is counted as an organisator and director of this process. The main aim of the teacher is to create for every situation success, not permitting boredom and fear to be present which stops the development.

Keywords: activity approach, materialized form, method of visualization, memory, nosology, cross-reviewing, graphology structure

Долгое время использовался информативный подход в обучении, который предусматривал передачу информации от преподавателя студенту и затем на контроле — от студента преподавателю. Фронтальный опрос, коллоквиумы, теоретические вопросы в экзаменационных билетах — все это пересказ информации. Изложение информации (например, общих сведений о нозологиях) и решение задач по использованию этой информации для сбора данных о конкретном пациенте, по постановке диагноза, назначению лечения — это не одно и то же. Изучая общие положения о нозологиях и состояниях, считаю, надо научить студента использовать их для конкретного случая со своими особенностями, может быть, сопутствующими заболеваниями. При информативном подходе студентов тоже обучали работе с пациентами. В чем же разница? Разница в том, что при информативном подходе студент, готовясь к практическому занятию, должен был многократно прочитать учебный материал и запомнить его, запомнить общие положения, чтобы на занятии пересказать их преподавателю. Делалась ставка на произвольную память, которая у разных людей разная, а главное, работа — трудоемкая, но память — кратковременная. Через день-два многое стирается в памяти.

При деятельностном подходе заучивать ничего не нужно. Новый материал надо прочитать, чтобы с ним ознакомиться, а дальше — выполнять задания преподавателя с использованием этого материала. По-нашему, такие задания необходимо выполнить столько, сколько требуется для использования всего учебного материала. Какие задания можно использовать?

Можно дать задание составить графологическую структуру изучаемого раздела, темы или логическую схему, выделить главное и второстепенное и т. д. Суть в том, чтобы студент работал с информацией, решая поставленную задачу, а не просто воспринимал новую информацию с установкой «запомнить». Решение ситуационных задач с описанием решения и обоснованием выполняемых действий.

Ответы на вопросы, требующие понимания, т. е. ответа на них нет в литературе, нет в лекции. Надо подумать и предложить свой вариант ответа, например информативный подход в обучении. Почему так долго использовался первый, если он хуже второго? Если деятельностный подход так хорош, то почему многие преподаватели тормозят его внедрение в учебный процесс? Еще пример: есть задачи обучающие, контрольные и ситуационные. Чем они отличаются?

Задания нужно давать как на выполнение деятельности, так и на критическую оценку уже выполненных видов деятельности или действий. Например, сбор данных о пациенте, постановка диагноза, назначение лечения, оказание помощи — все это задания на выполнение деятельности. Анализ и критическая оценка уже решенных задач, написанных историй болезни, поставленного врачебного диагноза, плана по уходу за конкретным больным способствуют развитию критического мышления и тоже усвоению учебного материала в деятельности.

Составление ситуационных задач (в том числе с вопросами к ним и вариантами ответов), вопросов в тестовой форме и развернутых ответов на них — все это можно дать как задание студенту для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Думаю, решив задачи, студент без особого труда может сам составлять аналогичные задания, но при этом составлять не по памяти, а читая и перечитывая, осмысливая учебный материал в деталях.

Решать задачи и тем более составлять свои задания студенту гораздо интереснее, чем просто заучивать учебный материал, не всегда понимая его практическую необходимость.

В деятельностном подходе в обучении при решении задач, выполнении любых заданий преподавателя студент должен иметь возможность пользоваться любой литературой, любыми записями. Однако это может вызвать осложнения в учебном процессе — студенты вообще перестанут читать учебную литературу, лекционный материал. Чтобы этого не случилось, нужно разработать механизм обучения и контроля, адекватный новым условиям и требованиям. Например, на дом нужно дать столько заданий, сколько требуется для проработки всего материала (рекомендовать работать с материалом, а не по памяти!). Как проверить и учесть все выполненные работы?

Можно использовать перекрестное рецензирование работ самими студентами и разбор итогов на занятии. Такой опыт в Ташкентской медицинской академии имеется. Студентам такая работа нравится. Нужно использовать состязательность, рейтинговую систему, другие меры, побуждающие работать добросовестно и продуктивно, например вести строгий учет результатов работы студентов; по каждой работе ставить оценку; при систематическом невыполнении заданий информировать завуча кафедры, может быть, и родителей о недобросовестном отношении студента к учебе, и это обязательно должно влиять на итоговую оценку по дисциплине. У студентов обязательно должны быть примеры заданий и описание их выполнения, образцы решения задач, образцы вопросов, требующих понимания, и ответы на них, а также примеры схем, графологических структур, алгоритмов, ООД и т. д. Наглядность в обучении — один из основных принципов дидактики.

Итак, основные положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, дают основание резюмировать, что гипотеза получила подтверждение, и задачи исследования решены. Результаты внедрения в образовательную практику теоретических и научно-практических разработок экспериментально подтвердили эффективность информативном и деятельностной подготовки врачей общей практики в непрерывном профессиональном образовании и успешность формирования профессиональной компетентности и мобильности врачей.

Литература:

  1. Научная организация учебного процесса. Уч. Пособие.Москва.под. ред. В. А. Белогуровой 2010 г
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. А. С. Полат.-М., 1999.
  3. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем.- М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, студент, задание, информативный подход, выполнение деятельности, графологическая структура, критическая оценка, назначение лечения, постановка диагноза, учебный процесс.


Ключевые слова

деятельностный подход, память, материализованная форма, метод визуализации, нозология, перекрестное рецензирование, графологическая структура

Похожие статьи

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса

Учебная книга нового поколения, ее структура и содержание должны быть неразрывно

Снижает трудоемкость познавательной деятельности студента, обеспечивает мотивацию к...

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного...

Диагностика (от греческого diaqnosis) – распознавание) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза [2, с.418].

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

2. Метод письменного контроляпредполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений

Педагогические условия формирования социокультурной толерантности у студентов в процессе обучения английскому языку в высшем учебном...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т. е. образца полного и правильного выполнения действия.

контроль, экспериментальные исследования, оценка качества знаний, диагностика усвоения материала студентами.

Информационная готовность будущих специалистов как условие...

Результат заключается в том, что студенты научатся: - выполнять задание на основе поставленных целей

- отыскивать в своей учебной деятельности недостатки в изучении материала, находить и пробовать устранять их причины

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей...

Подход к процессу обучения как к деятельности требует принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений.

Также студент получает сведения, что у больного — заболевание легких, и для постановки диагноза этой нозологии (например...

Диагностика и самодиагностика как составляющие при разработке...

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно - аналитической деятельности в практику работы участников образовательного процесса (студентов, педагогов и методистов)...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

1) осуществление личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в процессе организации учебной и внеучебной деятельности студентов, предполагающее использование разнообразных форм...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

При выборе методов обучения педагогу необходимо учесть общие условия, такие как закономерности и принципы обучения, ее цели и задачи, содержание и методы предмета, темы; учебные возможности студентов (возраст, уровень подготовленности...

Похожие статьи

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса

Учебная книга нового поколения, ее структура и содержание должны быть неразрывно

Снижает трудоемкость познавательной деятельности студента, обеспечивает мотивацию к...

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного...

Диагностика (от греческого diaqnosis) – распознавание) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза [2, с.418].

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

2. Метод письменного контроляпредполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений

Педагогические условия формирования социокультурной толерантности у студентов в процессе обучения английскому языку в высшем учебном...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т. е. образца полного и правильного выполнения действия.

контроль, экспериментальные исследования, оценка качества знаний, диагностика усвоения материала студентами.

Информационная готовность будущих специалистов как условие...

Результат заключается в том, что студенты научатся: - выполнять задание на основе поставленных целей

- отыскивать в своей учебной деятельности недостатки в изучении материала, находить и пробовать устранять их причины

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей...

Подход к процессу обучения как к деятельности требует принципиально другого рассмотрения соотношения знаний и умений.

Также студент получает сведения, что у больного — заболевание легких, и для постановки диагноза этой нозологии (например...

Диагностика и самодиагностика как составляющие при разработке...

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно - аналитической деятельности в практику работы участников образовательного процесса (студентов, педагогов и методистов)...

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным...

1) осуществление личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов в процессе организации учебной и внеучебной деятельности студентов, предполагающее использование разнообразных форм...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

При выборе методов обучения педагогу необходимо учесть общие условия, такие как закономерности и принципы обучения, ее цели и задачи, содержание и методы предмета, темы; учебные возможности студентов (возраст, уровень подготовленности...

Задать вопрос