Библиографическое описание:

Пискачев И. А. Повышение сохранности сельскохозяйственной продукции при транспортировке // Молодой ученый. — 2017. — №11.3. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/archive/145/40908/ (дата обращения: 22.05.2018).



В структуре агропромышленного комплекса (АПК) России сельское хозяйство является главным звеном. Оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит другой сфере АПК - отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%.

Сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК, производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери собранного зерна составляют 30%, картофеля и овощей - 40-45%. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%.

Роль транспорта в сельскохозяйственном производстве трудно переоценить. Он является связующим звеном в единой технологической цепи (АПК). Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой увеличение объема перевозок и грузооборота. Для бесперебойного обеспечения населения продуктами питания среднегодовое повышение объема производства сельского хозяйства должно быть не менее 12 %. Поэтому вопросы повышения производительности труда и снижения повреждений продукции АПК на транспорте приобретают в настоящее время большое значение [1].

Одной из наиболее существенных и сложных задач является борьба с повреждениями и потерями сельскохозяйственной продукции, в которой весьма ответственная роль отводится автомобильному и тракторному транспорту как важнейшим звеньям АПК. Как показал анализ материалов по заготовке и использованию плодоовощей более 15 – 20% продукции не доходит до потребителя. Низок качественный уровень использования транспортных средств при перевозке плодоовощей. До 50% времени пребывания транспортных средств в наряде составляют простои в пунктах погрузки и разгрузки, что также отрицательно сказывается на сохранности продукции. Ежегодный ущерб от потерь сельскохозяйственной продукции составляет около 8 млрд. руб. Транспортные издержки в себестоимости производимой на селе продукции достигают 30 - 40% и более. Снижение их позволит дополнительно направить на развитие агропромышленного комплекса значительные средства.

Перейдя более конкретно к одной из культур, рассмотрим происходящую картину на примере картофеля.

Повышение надежности, улучшение эксплуатационно-технологических и агротехнических показателей работы машин для транспортировки картофеля является актуальной научно-технической задачей сельскохозяйственного производства. При транспортировке картофеля необходимо учитывать следующие особенности: сезонность производства и заготовки; необходимость срочного вывоза с полей после уборки урожая; применение различных схем доставки в зависимости от назначения продукции и мест хранения.

На внутрихозяйственных перевозках в АПК РФ вместе с автомобилями широко используется тракторный транспорт. Рациональность применения колесных тракторов на внутрихозяйственных перевозках обосновывается возможностью их движения как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам. Удельный вес перевозок тракторным транспортом в отечественном сельском хозяйстве составляет 22-27% от общего объема транспортных перевозок и 50-60% объема внутрихозяйственных перевозок.

Проблема обеспечения современной сельскохозяйственной техникой предприятий АПК в настоящее время достаточно сложна. В «Нормативах потребности АПК в технике для растениеводства и животноводства» транспортные средства не рассматриваются в технологическом процессе производства сельскохозяйственной продукции, а в качестве самого востребованного энергосредства указан колесный трактор МТЗ-80/82 кл. 1,4. При этом обеспеченность хозяйств транспортно-погрузочными средствами не превышает 50% от потребности при темпах ежегодного старения выше 60%.

Снижение темпов пополнения и обновления парка транспортных и погрузочных средств за последние годы привело к значительному ухудшению их технического состояния, работоспособности и логистического обслуживания производственных процессов в сельском хозяйстве.

Для улучшения транспортного обслуживания АПК в сложившихся условиях необходимо совершенствовать технологии перевозок с применением методов логистики, пополнять и обновлять имеющийся парк, но в связи с низкой платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий и высокими ценами на автотракторную технику проблема обеспечения сельского хозяйства соответствующими средствами приобретает наиболее острый характер. Специализированный подвижной состав в отличие от универсальных транспортных средств выполняет производственные процессы в определенных условиях с меньшими затратами ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транспортных средств, а также значительному сокращению номенклатуры выполняемых работ и снижению коэффициента использования пробега специализированных машин [2,4].

Немаловажным звеном технологической цепочки всего аграрного производства в сельском хозяйстве является сегмент прицепной и съемной транспортной техники.

Рассмотрим ряд наиболее актуальных образцов техники для перевозки картофеля.

Для перевозки картофеля, используются картофелевозы на шасси КамАЗ. Одной из основных и важных особенностей такого КамАЗа является снижение количества поврежденной продукции при погрузке и выгрузке собранных плодов, что позволяет увеличить доходность сельскохозяйственных предприятий и, соответственно, создает благоприятные условия для развития агробизнеса.

Кузов для перевозки картофеля, сезонный и используется в течение трех или четырех месяцев. Поэтому кузов БАЛТ «Гранд – Полевик», установленный на базе шасси КамАЗ является сменным. То есть можно демонтировать кузов и установить либо самосвальную установку, либо бортовую платформу.

Для уменьшения боя корнеплодов при загрузке их в «Гранд – Полевик» используются ремни-гасители, которые уменьшают скорость падения картофеля в кузов [3].

Машиностроительный завод "Тонар" приступил к серийному производству новой модификации полуприцепа-картофелевоза с донной разгрузкой модели 95235, которая оснащается рессорно-балансирной подвеской и предназначена для эксплуатации с седельными тягачами повышенной проходимости с высотой ССУ 1350 мм.

Специалистами ВИМ и машиностроительного завода опытных конструкций (МЗОК) для решения проблемы транспортного обеспечения уборки и других работ разработана технология с использование специальных базовых транспортных средств, оборудованных системой смены кузовов «ВИМЛИФТ» и набором сменных кузовов, представляющая собой гидравлический крюковой погрузочно-разгрузочный механизм [3].

В результате проведенных исследований полученные результаты показали очевидное преимущество технологии перевозки картофеля с применением системы «ВИМЛИФТ» со сменными кузовами по сравнению с традиционными самосвалами. Применение в хозяйствах на уборке картофеля и овощей автотракторной системы со сменными кузовами позволило повысить: производительность уборочной техники в 1,7 раза, снизить затраты труда на погрузочно-разгрузочные работы в 1,6 раза, снизить расход топлива на гектар в 1, 25 раза, сократить потребность в уборочной технике в 1,5 раза, обеспечить круглогодичную загрузку транспортных средств.

Как мы видим из выше изложенного, наиболее часто используемая прицепная техника является контейнерной. Это говорит о том, что при эксплуатации транспортной техники, при перевозке картофеля, как производители, так и аграрии, использующие эту технику, останавливают, все чаще, свой выбор именно на контейнерном способе перевозки. Таким образом, совершенствование контейнеров для перевозки, в частности картофеля, является не маловажной задачей инфраструктурного блока АПК, которым и являются высшие учебные заведения в области АПК.

Литература:

  1. Успенский И. А., Юхин И.А., Колупаев С.В., Жуков К.А. Алгоритм сохранения качества плодоовощной продукции при уборочно-транспортных работах. // Техника и оборудование для села. – 2013. - № 12. – С. 12 – 15.
  2. Колчин Н.Н., Елизаров В.П. Снижение уровня повреждений картофеля и овощей в машинных технологиях. // Сельскохозяйственные машины и технологии - 2013. - № 6. – С. 18-21.
  3. Пискачев, И.А. Факторы, влияющие на снижение сохранности качества картофеля при транспортировке. // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – № 12-3 – С. 159.
  4. Юхин И.А. Снижение повреждений картофеля и яблок на внутрихозяйственных перевозках стабилизацией транспортных средств: дис. … канд. техн. наук / И.А. Юхин. – Рязань, 2016.
  5. Гольтяпин, В.Я. Эффективная сельскохозяйственная техника компании CLAAS для АПК. // Техника и оборудование для села. – 2012. – № 11 (184). – С. 19 – 22.
  6. Гайдуков К.В., Шемякина Е.Ю., Терентьев В.В., Шемякин А.В. Устройство для разгрузки сыпучих материалов из бункера. // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – М., 2008. – № 7. – С. 47.
  7. Патент на изобретение РФ № 2346875 Бункерное устройство. / К.В. Гайдуков, М.Б. Латышёнок, В.В. Терентьев, А.В. Шемякин. Опубл. 20.02.2009.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортных средств, продукции АПК, перевозки картофеля, сельскохозяйственной продукции, объема продукции АПК, производимой продукции АПК, повреждений продукции АПК, сельского хозяйства, производственных отраслях АПК, звеньев АПК, сфере АПК, важнейшим звеньям АПК, отраслей АПК, «Нормативах потребности АПК, техникой предприятий АПК, транспортного обслуживания АПК, повреждений картофеля, инфраструктурного блока АПК, области АПК, внутрихозяйственных перевозках.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос