Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кирилин А. В., Кожин С. А. Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта // Молодой ученый. — 2017. — №11.3. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/archive/145/40902/ (дата обращения: 19.06.2018).



Развитие и становление теории создания объектов современной техники обычно отождествляют с процессом развития теории проектирования технических систем [1,2,3,5,7,8]. Действительно, теория проектирования всей современной техники является производной от общей теории ее создания и содержит в своей методологии все признаки, принципы и методы последней, ибо процесс проектирования - главная, исходная составная часть всего процесса создания технических объектов.

Терминологически «создавать» - значит делать существующим [1,11]. Однако от момента появления идеи и до ее материального воплощения долгий путь. Структурно его можно представить так, как это показано на рисунке. Наибольшее теоретическое развитие в рассматриваемом процессе получил этап, именуемый "разработка". Действительно, в условиях научно-технической эволюции ноосферы человечества неизмеримо возрастает роль проектировщика и конструктора.

Только в середине ХХ-го столетия, резко наметившаяся тенденция к усложнению объектов конструирования, заставила разработчиков обратиться с бесчисленным количеством вопросов к ученым, работающим в области системных методов анализа биосферы, ноосферы, геосферы, техносферы и т.п. Таким образом появилась возможность создать обобщенную методологию формирования облика современных технических объектов и систем, куда сразу вошли целые разделы, оснащенные хорошо развитым аппаратом исследований. Сюда можно отнести: методы физического и математического моделирования, методы исследования операций, с широким набором хорошо разработанных ветвей прикладной математики, таких как, теория вероятности и математическая статистика, теория множеств, математическая теория игр, теория массового обслуживания и пр. Перечень будет неполным, если не учесть еще целый ряд крупных междисциплинарных областей знаний, таких, как кибернетика, теория управления, инженерная психология, эргономика, научная организация труда [4,6,9,10,11,12 ].

Сложилась противоречивая ситуация: научные основы методологии проектирования сформировались так быстро, что разрыв между уровнем знаний инженеров - конструкторов и сложностью аппарата системотехники оказался слишком велик.

Рис. 1 - Структура процесса создания новой техники

Все это говорит о трудности определения целей, объектов и методов проектирования, порождаемой процессом постоянного развития техники, сфер и видов человеческой деятельности, организацию которых хотя бы частично охватывает проектирование.

Необходимость поиска сложных, обоснованных и ответственных решений в процессе проектирования вызвало появление новой методологии [1,5,6,7,8,11]. Это наблюдалось в разные периоды фактически во всех сферах деятельности - в естественных науках, планировании и организации производства, военном деле и т. д.

Несмотря на различия в подходах к процессу проектирования большинство специалистов едины в одном - любую проектную деятельность необходимо рассматривать как самоорганизующуюся систему. Однако именно этот аспект рассмотрения позволяет подойти к пониманию одного из центральных объективных противоречий в методологии проектирования. С одной стороны, при проектировании в ходе поиска оптимального решения приходится вырабатывать большое число вариантов. При этом проектировщик не может производить среди них выбор одного варианта интуитивно, на основе имеющегося у него опыта из-за опасности отбросить оригинальное нестандартное решение, но не может также проводить и строгое сопоставление вариантов из-за отсутствия формализованного представления целей и критериев отбора, что необходимо для программированного поиска оптимального решения.

Появление до настоящего времени все новых и новых методов говорит о том, что актуальность данной предметной области сохраняется, а многообразие методов позволяет сделать вывод о том, что нет пока единого, универсального метода, пригодного для всех случаев постановки и решения проектно-конструкторских задач. Все вышеизложенное напрямую относится и к области проектирования сложных технических систем эксплуатации автомобильной техники.

Литература:

  1. Кокорев Г.Д. Основные принципы управления эффективностью процесса технической эксплуатации автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 128-131.
  2. Кокорев Г.Д. Программы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов к 55-летию РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 136-139.
  3. Кокорев Г.Д. Основы построения программ технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 133-136.
  4. Кокорев Г.Д. Классификация критериев эффективности при управлении техническими системами. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 13-19.
  5. Кокорев Г.Д. Некоторые аспекты теории комплексного проектирования сложных организационно-технических систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 19–21.
  6. Кокорев Г.Д. Принципы поведения технических систем на этапах их жизненного цикла. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 22–26.
  7. Кокорев Г.Д. Математические модели в исследованиях сложных систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 8–12.
  8. Кокорев Г.Д. Подход к формированию основ теории создания сложных технических систем на современном этапе. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 54-60.
  9. Кокорев Г.Д. Обосновани6е выбора показателей эффективности поведения сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 60–70.
  10. Кокорев Г.Д. Моделирование при проектировании новых образцов автомобильной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 423–425.
  11. Кокорев Г.Д. Состояние теории создания объектов современной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 425–427.
  12. Кокорев Г.Д. Основные принципы исследования проблемы управления качеством сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов ВАИ. – Рязань, 2002. – Вып. 12. – С. 135–141.
  13. Моудер Дж., Элмаграби С. Исследование операций. // Методологические основы и математические методы: Пер. с англ. М.: Мир,1981.712 с.
  14. Флейшнан Б.С. Основы системологии. – М.: Радио и связь,1982. – 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс проектирования, оптимальное решение, современная техника.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос