Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 18.03.2017

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Савинская К. А. Необходимость координации монетарной политики в рамках Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 250-253. — URL https://moluch.ru/archive/145/40786/ (дата обращения: 22.05.2018).



В статье дана характеристика основным этапам интеграционного взаимодействия государств, показаны возможные формы координации в монетарной и финансовой сферах, выявлена необходимость координации монетарной политики в рамках Евразийского экономического союза на современном этапе.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), координация монетарной политики

В современном мире эффективное развитие государств невозможно без их сотрудничества с другими странами, при этом любая страна преследует определенные политические цели и имеет собственные экономические интересы. Нередко для их достижения страны объединяются (в различных формах) и осуществляют определенное интеграционное взаимодействие.

Создание интеграционных объединений возможно как странами, близкими по уровню экономического развития (развитыми или развивающимися), так и странами, существенно различающимися по макроэкономическим показателям и потенциалу. В первом случае, основная цель стран-участниц, как правило, общая: стимулирование роста экономики за счет объединения ресурсов и реализации интеграционного потенциала. Во втором случае, ситуация другая, — необходимо, чтобы цели интеграции различных стран дополняли друг друга. Более сильные страны чаще всего заинтересованы в расширении рынков сбыта своих товаров за счет снятия барьеров во взаимной торговле, а также в упрощении доступа к природным и трудовым ресурсам менее развитых стран. Более слабые страны стремятся, прежде всего, к отмене барьеров на пути трудовой миграции, а в идеале, — к привлечению в свою экономику дополнительных финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов, — то есть, к стимулированию иностранных инвестиций, созданию новых производств, внедрению современных технологий, развитию рынка труда на своей территории.

Таким образом, основной целью интеграции является получение странами-участницами экономических преимуществ и выгод в различных сферах и, в итоге, достижение экономического эффекта на макроуровне.

Для достижения поставленных целей должны быть выявлены и проанализированы объективные экономические предпосылки интеграции, с их учетом необходимо разработать стратегию интеграционного сотрудничества (выбрать модель реализации интеграционного потенциала), определить необходимые условия и выработать конкретные механизмы реализации стратегии.

В теории интеграционного взаимодействия выделяют следующие основные этапы интеграционного развития. См. таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика этапов интеграционного развития

Этапы интеграции

Характеристика

Зона свободной торговли

– снижение или отмена таможенных пошлин во взаимной торговле;

– снижение или отмена нетарифных барьеров во взаимной торговле;

– обеспечение свободы транзита.

Таможенный союз

– формирование единой таможенной территории;

– введение единого таможенного тарифа в отношении третьих стран;

– применение единого таможенного законодательства;

– создание наднациональных органов управления на единой таможенной территории;

– введение единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, включая техническое регулирование и др.;

– проведение единой торговой политики в отношении третьих стран.

Общий рынок

– отмена ограничений на движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы; — сближение национальных законодательств в той степени, которая необходима для нормального функционирования общего рынка; — применение общих принципов регулирования естественных монополий;

– создание общих принципов регулирования государственных закупок;

– проведение согласованной экономической политики в интегрирующихся отраслях.

Экономический союз

– проведение согласованной макроэкономической политики;

– применение единых принципов регулирования экономики;

– согласование стратегии экономического развития.

Валютный союз

– проведение единой валютной и денежно-кредитной политики;

– введение единой валюты;

– создание единого эмиссионного центра и формирование совместных институтов валютного регулирования.

Процесс интеграции может происходить с разной скоростью и интенсивностью. Интеграция, как правило, начинается с процесса создания зоны свободной торговли между странами, далее идет развитие интеграционного взаимодействия: таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Наиболее глубокая степень интеграции достигается при формировании валютного союза. Необходимость координации монетарной политики стран-участниц интеграции возникает на этапах создания экономического и валютного союза.

На практике государства не всегда придерживаются классических представлений об этапах интеграции и соответствующих им элементах: в определенных условиях развитие конкретных бизнес-процессов может потребовать принятия решений, соответствующих более продвинутым этапам интеграции.

В целом, результатами эффективного интеграционного сотрудничества могут являться: создание конкурентоспособной продукции, рост производства в интегрирующихся отраслях; расширение рынка сбыта производимой продукции, рост взаимной торговли; рост экспортных доходов от реализации товаров и услуг на мировых рынках и увеличение доли интегрирующихся стран в мировой торговле; развитие конкурентной среды, создание новых рабочих мест и снижение безработицы, приток долгосрочных инвестиций и рост экономики в целом.

В настоящее время в мире функционирует около 50 межгосударственных многосторонних интеграционных объединений различных видов.

В рамках данной работы рассмотрим специфику функционирования Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС), и более подробно остановимся на проблематике координации монетарной политики стран-участниц.

Договор о ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015 года. Однако, данное интеграционное объединение фактически развивалось в течение предшествующих 20 лет и прошло основные этапы интеграционного развития, предшествующие экономическому союзу: в 1996 году был принят Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях; в 2001 году вступил в силу Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС); в 2010 году — Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (ТС); в 2012 году, принятие Декларации о евразийской экономической интеграции фактически положило начало формированию единого экономического пространства (ЕЭП).

Целями создания ЕАЭС декларируются всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц, а также создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В настоящее время в данную международную организацию региональной экономической интеграции входят следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Данные страны обладают определенной спецификой (особенности законодательства, налоговой системы и др.) и существенно различаются по уровню экономического развития. Россия в данном объединении является наиболее крупной экономикой. В связи с вышесказанным, очевидно, что цели вступления стран в интеграционное объединение различны. Некоторые эксперты полагают, что для России создание ЕАЭС имеет преимущественно геополитическое значение, тогда как остальные страны хотят иметь от интеграции реальные экономические выгоды: снижение цен на энергоносители, расширение рынков сбыта, доступ к российскому рынку труда и др., а, например, Армения, еще и военно-политическую поддержку. Несмотря на некоторые различия, все страны стремятся достичь определенного положительного интеграционного эффекта.

Однако еще в процессе формирования ЕАЭС столкнулся с кризисом. Экономика основного партнера — России, в связи с чередой негативных политических событий, введением санкций, падением цен на энергоресурсы и рядом внутренних проблем, находится в стагнации. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, последствия резкой девальвации российского рубля, усиление инфляции, увеличение взаимных колебаний обменных курсов национальных валют, — все эти факторы негативно отразились на макроэкономической стабильности, прежде всего, Казахстана, а также Беларуси и Армении.

В договоре о ЕАЭС [1, статья 63] определены макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития страны, и установлены количественные их значения, обязательные к выполнению странами-участницами ЕАЭС:

– годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления — не выше 3 % ВВП;

– долг сектора государственного управления — не выше 50 % ВВП;

– уровень инфляции (индекс потребительски цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю прошлого года), — не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства-члена, имеющего наименьший рост цен.

Совокупность негативных факторов способствовала превышению некоторыми странами, входящими в ЕАЭС, данных показателей.

Углубление экономической интеграции в рамках экономического союза предполагает формирование и проведение странами-участницами согласованной макроэкономической политики, частью которой является монетарная (денежно-кредитная и валютная) политика. Необходимой предпосылкой координации макроэкономической политики является достижение определенного уровня конвергенции экономики (сближения экономических показателей, например, производительности труда, доходов на душу населения) стран-участниц, синхронизация их бизнес-циклов.

Формы сотрудничества в финансовой, денежно-кредитной и валютной сферах могут быть разными. См. таблицу 2.

Таблица 2

Формы координации в монетарной и финансовой сферах в рамках региональной интеграции

Форма сотрудничества

Характеристика

Региональные платежные и клиринговые соглашения

– наиболее простая форма сотрудничества;

– для сокращения транзакционных издержек при проведении сделок;

– низкие издержки для государств-членов;

– основа для более глубокой координации.

Региональные фонды финансового сотрудничества (пулы валютных резервов)

– объединяют финансовые ресурсы стран-членов;

– для оказания помощи странам-участницам путем предоставления кредитов (или гарантий) в случае кризиса платежного баланса, для реструктуризации долга, предоставления необходимой ликвидности, в случае чрезвычайных обстоятельств и др.;

– позволяют противостоять и не дают распространяться внешним шокам.

Региональная кооперация в целях развития

– создание международных финансовых организаций (МФО) развития (в различных формах, например, Банков развития); — выступают в качестве механизмов обеспечения бюджетного финансирования или привлечения иностранных инвестиций на проекты развития; — для содействия расширению торговли между странами-участницами; — способствуют снижению уровня долларизации, за счет предоставления кредитов в национальных валютах.

Инициативы по развитию общего финансового рынка (сегментов)

– стимулирование развития и интеграции финансовых рынков (или их отдельных сегментов, например, рынка облигаций) стран-участниц;

– гармонизация регулирования и инфраструктуры.

Механизмы обменных курсов и валютные союзы

– форма глубокой координации;

– стимулируют механизмы внутрирегиональной торговли;

– снижают риск проведения политики девальвации с целью повышения конкурентоспособности, когда за счет манипулирования курсом национальной валюты страна искусственно провоцирует рост экспорта и стимулирует привлечение прямых иностранных инвестиций; — высокие издержки на согласование.

Анализ международного опыта показывает, что все рассмотренные формы сотрудничества, в той или иной степени, приводят к снижению волатильности обменных курсов и стимулируют торговлю в рамках интеграционного объединения. Углубление взаимодействия в валютно-финансовой сфере необходимо проводить последовательно и постепенно, и важно, чтобы эти процессы были экономически целесообразны и хорошо подготовлены.

Необходимость координации монетарной политики в рамках ЕАЭС в настоящее время вызвана следующими актуальными проблемами:

– неравномерностью динамики и разной степенью реакции стран на внешнеэкономические шоки;

– дисбалансами на валютных рынках, которые оказывают существенное отрицательное влияние на взаимную торговлю (наблюдаются признаки ведения валютных воин в рамках объединения);

– затруднением доступа к финансированию на международных рынках (по стоимости и срокам).

Координация монетарной политики, выработка коллективных механизмов реагирования на внешние риски позволит снизить уязвимость и отдельных стран, и экономики ЕАЭС в целом.

В настоящее время режимы монетарной политики в странах ЕАЭС, несмотря на некоторое сближение, все еще существенно различаются. См. таблицу 3.

Таблица 3

Классификация режимов курсовой и денежно-кредитной политики в государствах-членах ЕАЭС [2, 47], [3,14].

Страна

Режим денежно-кредитной политики

Режим валютного курса

Армения

Таргетирование инфляции

Стабилизированный (мягкая привязка)

Беларусь

Монетарное таргетирование (промежуточный режим)

Плавающий (управляемое плавание) валютный курс

Казахстан

Таргетирование инфляции

Переход от режима привязки к гибкому курсообразованию

Кыргызстан

Таргетирование процентной ставки (операционный ориентир — процентная ставка, основная цель ДКП — инфляция)

Плавающий (управляемое плавание) валютный курс

Россия

Таргетирование инфляции

Свободно плавающий валютный курс

Для координации монетарной политики в рамках ЕАЭС, прежде всего, необходимо определить оптимальные целевые показатели ценовой стабильности.

В настоящее время в странах ЕАЭС показатели инфляции существенно различаются. См. таблицу 4.

Таблица 4

Инфляция встранах ЕАЭС

Страна

Уровень инфляции (%)

Среднесрочные цели по инфляции (%)

2015

2016

Армения

3,7

-1,4

4

Беларусь

12

10,6

5

Казахстан

13,6

8,5

3–4

Кыргызстан

3,4

-0,5

5–7

Россия

12,9

5,4

4

Источник: данные национальных статистических ведомств и центральных (национальных) банков стран-членов ЕАЭС.

Несмотря на сближение целевых параметров по инфляции, неравномерная волатильность данного показателя выступает сдерживающим фактором интеграции. Также препятствует координации монетарной политики высокая долларизация экономик стран ЕАЭС, недостаточный уровень их монетизации [4, 29], слабо развитый финансовый сектор. Без устранения этих проблем возможности координации монетарной политики и повышения ее эффективности в рамках ЕАЭС ограничены.

Литература:

  1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) http://www.consultant.ru
  2. Денежно-кредитная политика государств — членов ЕАЭС: текущее состояние и перспективы координации. — М.: ЕЭК, СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 148 с.
  3. Абрамова М. А. Гармонизация монетарной политики стран — членов ЕАЭС: возможности и перспективы: монография / коллектив авторов. — М.: “РУСАЙНС”, 2016. — 198 с.
  4. Абрамова М. А., Масленников В. В. «Проблемы координации национальных денежно-кредитных политик стран ЕАЭС в контексте формирования согласованной денежно-кредитной политики интеграционного объединения» /Деньги и кредит 2016 № 12. С. 27–33.
Основные термины (генерируются автоматически): монетарной политики, координации монетарной политики, интеграционного взаимодействия, монетарной политики стран-участниц, Необходимость координации монетарной, реализации интеграционного потенциала, этапы интеграционного развития, основные этапы интеграционного, интеграционного сотрудничества, экономического союза, экономического развития, экономической интеграции, уровню экономического развития, необходимость координации монетарной, проблематике координации монетарной, интеграционного взаимодействия государств, денежно-кредитной политики интеграционного, политики стран-участниц интеграции, режимы монетарной политики, монетарной политики высокая.


Ключевые слова

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), координация монетарной политики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос