Разработка и повышение конкурентоспособности образовательной программы по специальности «Электроэнергетика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Абдикулова З. К., Шырынбекова Б. Ж. Разработка и повышение конкурентоспособности образовательной программы по специальности «Электроэнергетика» // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 437-440. — URL https://moluch.ru/archive/145/40774/ (дата обращения: 22.08.2018).



Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1, с. 8].

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2]. Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников.

Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3, с. 207].

Для определения целей образовательной программы был проведен анализ потребностей, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ потребностей образовательной программы

Этап

Инструменты анализа

Результаты анализа

1

Соответствие Европейской рамке квалификаций

− Описание Европейской рамки квалификаций

− Описание дескрипторов когнитивного, психомоторного и аффективного доменов.

Уровень 6 (бакалавриат)

− Передовые знания в области трудовой деятельности или обучения, включая критическое осмысление теорий и принципов.

− Продвинутые умения, демонстрирующие мастерство и инновации, необходимые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области трудовой деятельности или обучения.

− Умение управлять сложной или профессиональной деятельностью или проектами при ответственности за принятие решений в непредсказуемых условиях трудовой деятельности или обучения.

2

Анализ национальной политики

Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК

Принципы государственной политики в области образования

− Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

− Послание Президента Республики Казахстан

Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014г. Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее

вектор национальной стратегии развития образования:

− триединства языков;

− дуальность образования

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы

Перспективы развития системы образования:

− задачи высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

− обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

− формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

3

Анализ нормативных документов

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 года № 1080

Уровни Национальных рамок квалификаций

Государственный общеобязательный стандарт образования. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 – 2011

Определение основных принципов государственной политики в области высшего образования

Государственный общеобязательный стандарт образования. Бакалавриат. Специальность 050718 — Электроэнергетика. ГОСО РК 3.08.344–2006

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В071800 — Электроэнергетика

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 195. О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности

Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

Учебные достижения обучающихся:

− знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности

4

Анализ ключевых ориентиров для разработки и реализации образователь-ных программ

Проект TUNING (настройка образовательных структур в Европе). 2012.

Перечень рекомендованных общих и профессиональных компетенций и результатов обучения выпускников образовательной пограммы

5

Анализ образователь-ных программ ведущих вузов мира

Университеты Селчук, Нежмедтин Ербакан, г.Кония (Турция)

Структура ОП для обеспечения академической мобильности студентов и ППС

Федеральный государственный стандарт России третьего поколения

Примеры формирования компетенций, соответстующих специальности

6

Анализ внутренней среды вуза

Стратегический план развития МКТУ имени А. Яссави на 2014–2018 годы

Миссия, видение, ценности, SWOT анализ, стратегическое направление, индикаторы развития университета

7

Анкетирование и проведение фокус-групп с заинтересованными лицами

Результаты анкетирования работодателей:

− анкетирование студентов

− анкетирование ППС

Рекомендации работодателей для улучшения качества подготовки специалистов, выпускаемых вузом.

В результате анализа потребностей сформулированы цели образовательной программы специальности 5В071800-Электроэнергетика:

− знание духовных ценностей и их значений;

− организация мер по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

− обеспечение энергетической безопасности страны;

− изучение основ правовой системы и законодательства Республики Казахстан;

− современные и перспективные направления развития энергетических систем;

− изучение принципов работы, технических характеристик и конструктивных особенностей разрабатываемых и используемых энергетических установок и систем;

− освоение методов проведения теоретических и экспериментальных исследований в области энергетики и автоматизации;

− изучение основ проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации технических средств энергетических систем;

− освоение методов организации монтажных, наладочных и ремонтных работ электротехнологического оборудования и систем энергоснабжения.

Для достижения целей образовательной программы определены 7 общекультурных компетенций, включающие в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 35 профессиональных компетенций. Ключевые компетенции формируются у обучающихся при освоении модулей образовательной программы [4, с. 37]. Элективные модули образовательной программы позволяют обучающимся сделать выбор по определенной траектории обучения. Установлена взаимосвязь идентифицированных компетенций с модулями образовательной программы в виде матрицы.

В рамках международного сотрудничества проводится регулярная работа по координации образовательных программ университета с требованиями Европейской рамки квалификации и анализ образовательной программы ведущих университетов мира, что позволяет обеспечить внешнюю мобильность студентов и ППС [5, 6].

Оценка эффективности образовательной программы периодически проводится через экспертизу официальных механизмов утверждения, периодических проверок и мониторинга образовательной программы.

В конце каждого учебного года систематически производится оценка эффективности образовательной программы [7, с. 8]. Для оценивания эффективности образовательной программы постоянно проводится мониторинг реализации образовательной программы. Для этого используются результаты: анкетирования студентов, анкетирования ППС и сотрудников, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации, результаты взаимопосещений занятий, мониторинга со стороны внутреннего и внешнего аудита СМК. Результаты мониторинга используются для анализа потребностей образовательной программы в целях дальнейшего ее совершенствования.

Таким образом, образовательная программа специальности 5В071800 — “Электроэнергетика” имеет четкие и ясные цели, соответствующие миссии университета, а также Европейской и Национальной рамок квалификаций [8, 9].

Разработанная образовательная программа обеспечивает нормативно — методическую базу для формирования знаний в области электроэнергетики: электрических станций и подстанций, электрических систем и сетей, релейной защиты и автоматизации, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и автоматизации технологических комплексов. Образовательные траектории были сформированы на основе анализа рынка труда и требований работодателей. Цели образовательной программы соответствуют требованиям рынка труда и систематически совершенствуются. Разработаны механизмы обеспечения непрерывного процесса контроля оценки качества и постоянного совершенствования образовательной программы [10, с. 118].

Литература:

  1. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.
  3. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  4. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  5. Мухаметкалиев т. м. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
  6. Туймебаев Ж. К. О состоянии высшего и послевузовского образования в Казахстане и его приоритетах / Междунар. конф., университет Болонья, Италия. 2008.
  7. Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
  8. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
  9. Зимняя И. А., Лаптева М. Д., Мазаева И. А., Морозова Н. А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2008.
  10. Киянский В. В. Менеджмент качества — философия конкурентоспособности. Уральск: Полиграфсервис. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, Казахстан, высшее образование, анализ потребностей, Европейская рамка квалификаций, трудовая деятельность, государственная политика, государственный общеобязательный стандарт, государственная программа развития образования Республики, образовательная программа специальности.


Похожие статьи

Ключевые слова: модульная образовательная программа...

В Государственном общеобязательном стандарте высшего образования (ГОСО) РК определены следующие группы базовых требований к результатам обучения выпускников вузов: требования к общей образованности; требования к социально-этическим компетенциям...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения.

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Основной целью Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан является непрерывность системы образования, основанная на

 раскрытие способностей молодёжи и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей

Развитие профессионального образования государственной...

В сфере образования в Российской Федерации принята государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы. В данной программе учтены важнейшие потребности населения в образовании.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии...

Компетентностный подход в системе образования

Основными направлениями работы кафедры в области качества являются: постоянное улучшение уровня и качества образовательных услуг в соответствии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов образования РК, конъюнктурой рынка...

Проблемы и перспективы разработки и внедрения...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочие группы.

Проектирование образовательных результатов основной...

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная программа, результаты обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Ключевые слова: модульная образовательная программа...

В Государственном общеобязательном стандарте высшего образования (ГОСО) РК определены следующие группы базовых требований к результатам обучения выпускников вузов: требования к общей образованности; требования к социально-этическим компетенциям...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения.

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Основной целью Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан является непрерывность системы образования, основанная на

 раскрытие способностей молодёжи и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей

Развитие профессионального образования государственной...

В сфере образования в Российской Федерации принята государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы. В данной программе учтены важнейшие потребности населения в образовании.

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии...

Компетентностный подход в системе образования

Основными направлениями работы кафедры в области качества являются: постоянное улучшение уровня и качества образовательных услуг в соответствии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов образования РК, конъюнктурой рынка...

Проблемы и перспективы разработки и внедрения...

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональный стандарт, образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, рабочие группы.

Проектирование образовательных результатов основной...

Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная программа, результаты обучения.

Задать вопрос