Разработка и повышение конкурентоспособности образовательной программы по специальности «Электроэнергетика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Абдикулова З. К., Шырынбекова Б. Ж. Разработка и повышение конкурентоспособности образовательной программы по специальности «Электроэнергетика» // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 437-440. — URL https://moluch.ru/archive/145/40774/ (дата обращения: 26.05.2018).



Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1, с. 8].

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2]. Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников.

Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3, с. 207].

Для определения целей образовательной программы был проведен анализ потребностей, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ потребностей образовательной программы

Этап

Инструменты анализа

Результаты анализа

1

Соответствие Европейской рамке квалификаций

− Описание Европейской рамки квалификаций

− Описание дескрипторов когнитивного, психомоторного и аффективного доменов.

Уровень 6 (бакалавриат)

− Передовые знания в области трудовой деятельности или обучения, включая критическое осмысление теорий и принципов.

− Продвинутые умения, демонстрирующие мастерство и инновации, необходимые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области трудовой деятельности или обучения.

− Умение управлять сложной или профессиональной деятельностью или проектами при ответственности за принятие решений в непредсказуемых условиях трудовой деятельности или обучения.

2

Анализ национальной политики

Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК

Принципы государственной политики в области образования

− Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

− Послание Президента Республики Казахстан

Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014г. Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее

вектор национальной стратегии развития образования:

− триединства языков;

− дуальность образования

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы

Перспективы развития системы образования:

− задачи высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;

− обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;

− формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

3

Анализ нормативных документов

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 года № 1080

Уровни Национальных рамок квалификаций

Государственный общеобязательный стандарт образования. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 – 2011

Определение основных принципов государственной политики в области высшего образования

Государственный общеобязательный стандарт образования. Бакалавриат. Специальность 050718 — Электроэнергетика. ГОСО РК 3.08.344–2006

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В071800 — Электроэнергетика

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 195. О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности

Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

Учебные достижения обучающихся:

− знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности

4

Анализ ключевых ориентиров для разработки и реализации образователь-ных программ

Проект TUNING (настройка образовательных структур в Европе). 2012.

Перечень рекомендованных общих и профессиональных компетенций и результатов обучения выпускников образовательной пограммы

5

Анализ образователь-ных программ ведущих вузов мира

Университеты Селчук, Нежмедтин Ербакан, г.Кония (Турция)

Структура ОП для обеспечения академической мобильности студентов и ППС

Федеральный государственный стандарт России третьего поколения

Примеры формирования компетенций, соответстующих специальности

6

Анализ внутренней среды вуза

Стратегический план развития МКТУ имени А. Яссави на 2014–2018 годы

Миссия, видение, ценности, SWOT анализ, стратегическое направление, индикаторы развития университета

7

Анкетирование и проведение фокус-групп с заинтересованными лицами

Результаты анкетирования работодателей:

− анкетирование студентов

− анкетирование ППС

Рекомендации работодателей для улучшения качества подготовки специалистов, выпускаемых вузом.

В результате анализа потребностей сформулированы цели образовательной программы специальности 5В071800-Электроэнергетика:

− знание духовных ценностей и их значений;

− организация мер по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;

− обеспечение энергетической безопасности страны;

− изучение основ правовой системы и законодательства Республики Казахстан;

− современные и перспективные направления развития энергетических систем;

− изучение принципов работы, технических характеристик и конструктивных особенностей разрабатываемых и используемых энергетических установок и систем;

− освоение методов проведения теоретических и экспериментальных исследований в области энергетики и автоматизации;

− изучение основ проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации технических средств энергетических систем;

− освоение методов организации монтажных, наладочных и ремонтных работ электротехнологического оборудования и систем энергоснабжения.

Для достижения целей образовательной программы определены 7 общекультурных компетенций, включающие в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 35 профессиональных компетенций. Ключевые компетенции формируются у обучающихся при освоении модулей образовательной программы [4, с. 37]. Элективные модули образовательной программы позволяют обучающимся сделать выбор по определенной траектории обучения. Установлена взаимосвязь идентифицированных компетенций с модулями образовательной программы в виде матрицы.

В рамках международного сотрудничества проводится регулярная работа по координации образовательных программ университета с требованиями Европейской рамки квалификации и анализ образовательной программы ведущих университетов мира, что позволяет обеспечить внешнюю мобильность студентов и ППС [5, 6].

Оценка эффективности образовательной программы периодически проводится через экспертизу официальных механизмов утверждения, периодических проверок и мониторинга образовательной программы.

В конце каждого учебного года систематически производится оценка эффективности образовательной программы [7, с. 8]. Для оценивания эффективности образовательной программы постоянно проводится мониторинг реализации образовательной программы. Для этого используются результаты: анкетирования студентов, анкетирования ППС и сотрудников, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации, результаты взаимопосещений занятий, мониторинга со стороны внутреннего и внешнего аудита СМК. Результаты мониторинга используются для анализа потребностей образовательной программы в целях дальнейшего ее совершенствования.

Таким образом, образовательная программа специальности 5В071800 — “Электроэнергетика” имеет четкие и ясные цели, соответствующие миссии университета, а также Европейской и Национальной рамок квалификаций [8, 9].

Разработанная образовательная программа обеспечивает нормативно — методическую базу для формирования знаний в области электроэнергетики: электрических станций и подстанций, электрических систем и сетей, релейной защиты и автоматизации, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и автоматизации технологических комплексов. Образовательные траектории были сформированы на основе анализа рынка труда и требований работодателей. Цели образовательной программы соответствуют требованиям рынка труда и систематически совершенствуются. Разработаны механизмы обеспечения непрерывного процесса контроля оценки качества и постоянного совершенствования образовательной программы [10, с. 118].

Литература:

  1. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.
  3. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  4. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  5. Мухаметкалиев т. м. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
  6. Туймебаев Ж. К. О состоянии высшего и послевузовского образования в Казахстане и его приоритетах / Междунар. конф., университет Болонья, Италия. 2008.
  7. Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
  8. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
  9. Зимняя И. А., Лаптева М. Д., Мазаева И. А., Морозова Н. А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2008.
  10. Киянский В. В. Менеджмент качества — философия конкурентоспособности. Уральск: Полиграфсервис. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательной программы, целей образовательной программы, эффективности образовательной программы, конкурентоспособности образовательной программы, компонентом образовательной программы, образовательной программы ведущих, модулями образовательной программы, мониторинга образовательной программы, модулей образовательной программы, модули образовательной программы, потребностей образовательной программы, реализации образовательной программы, совершенствования образовательной программы, Цели образовательной программы, определения целей образовательной, образования Республики Казахстан, определение целей образовательной, требованиями Европейской рамки, достижения целей образовательной, программа развития образования.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос