Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Зиненко Г. В. Подготовка персонала в области информационных технологий // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 206-208. — URL https://moluch.ru/archive/145/40752/ (дата обращения: 23.05.2018).



В настоящее время наблюдается динамичное развитие цифровых технологий. Информация во все времена была одним из решающих факторов успеха, а в настоящее время данная ситуация актуальна как никогда. С уверенностью можно говорить, что в настоящий момент ни одна организация не обходится в своей деятельности без применения информационных технологий.

За последние десять лет уровень развития технологий значительно изменился. Но на этом развитие не останавливается: появляются новые технологии, дающие новые возможности, которые позволяют сократить временные затраты и частично автоматизировать типичные и рядовые задачи [3]. Даже малые и средние предприятия стараются внедрить актуальное и современное оборудование, не говоря уже об огромных корпорациях. Системы электронной торговли, корпоративные интернет порталы и прочие инструменты позволяющие получить дополнительные преимущества, интегрируются во множество организаций вне зависимости от их профиля.

Однако, одновременно с этим, возникает множество проблем. Одной из самых актуальных сложностей является невозможность пользоваться информационным обеспечением, по одной простой причине  отсутствии навыков и знаний для работы в данных системах [3]. Конечно, за последнее время, уровень компьютерной грамотности среди сотрудников неуклонно растет, но встретить ситуации, когда в информатизацию были заложены большие бюджеты, а система просто-напросто простаивает, можно очень часто [2].

Выход из ситуации прост  повышение квалификации сотрудников. Метод затратный, но в то же время эффективный. Как правило, подрядчик, внедряющий такую систему на предприятие, предлагает услуги по обучению работы с ней, с учетом всех специфики и адаптаций программного обеспечения под потребности организации. Правда руководитель всегда несет риски, связанные с увольнением работника, прошедшего курсы, деньги уже не вернуть и необходимо обучать нового сотрудника. Так же это является одной из причин, почему работодатели ищут человека с опытом и стажем в трудовой книжке. Конечно же, можно совсем исключить человека из информационной системы и сделать ее автономной. Программа будет работать безошибочно, но круг возможностей значительно уменьшится. Такая система сможет обрабатывать простые действия и команды и будет служить в основном как автоматизация каких-либо процессов. Ярким примером такой системы является электронный документооборот.

При первых попытках внедрения информационных технологий в организацию, использовались в основном иностранные продукты. Соответственно, документация на родном языке отсутствовала, и сотрудникам приходилось «в слепую» учится работать на новом оборудование. Со временем ситуация менялась, и сейчас на рынке представлено множество иностранных и отечественных продуктов, а также предложений о разработке программного обеспечения с нуля для любой организации и под любые запросы [1].

Важно подчеркнуть, что все технологии со временем устаревают. Когда организация начинает менять старую информационную систему на актуальную и современную, то возникает ситуация, при которой персонал начинает испытывать сложности. Данный шаг необходим, так как зачастую имеющаяся система себя изжила и не имеет путей развития. Выход  учить кадры, либо искать на рынке труда специалистов, которые имеют опыт работы с такими системами. В настоящее время большой проблемы с этим нет, уровень компьютерной грамотности имеет положительные тенденции развития. Частично поможет избежать проблем учет мнений и пожеланий действующих сотрудников в организации. Добавление дополнительного функционала обычно значительно улучшает ситуацию.

Повышение квалификации сотрудников должно протекать в несколько этапов. Во-первых, группу обучаемых, следует разбить на подгруппы, по наличию навыков. Обычно это те, кто совсем не умеет работать с информационными системами. Вторая группа это продвинутые пользователи. По понятным причинам обучать совместно их нельзя.

Следующим шагом будет непосредственно обучение. На начальных этапах следует уделить внимание вопросам касающихся мелких сбоев в работе программного обеспечения. Когда работник может самостоятельно устранить сбой и выявить ошибку и избавится от нее, экономится много времени и работа продолжается дальше в штатном режиме.

Отдельно стоит упомянуть, что не нужно учить персонал владеть всей системой на высшем уровне. Настройкой сети и оборудования должен заниматься системный администратор, а сотрудникам следует использовать систему для увеличения своих трудовых показателей.

Большую роль в обучении играет самоподготовка. Незнание регламентов, поверхностное изучение документации несоблюдение стандартов играют большую роль на квалификации работника. Лучшая защита  это профилактика [4]. До коллег необходимо донести угрозу, которую представляет вредоносное программное обеспечение. Формирование отдельного отдела, который отвечает за безопасность сетей и данных это хорошо, но гораздо проще не допустить заражения информационной системы, чем устранять последствия.

Важно подчеркнуть, что для компании необходим человек, способный обучить персонал. Для этого он должен обладать достаточным уровнем знаний и квалификацией, подтверждённой сертификатом. Такие услуги недешевы, но дают хороший результат в дальнейшем [4].

В настоящее время тенденция обучения своих сотрудников не теряет популярности. Связано это с тем, что работник видит организацию изнутри, знает основные процессы и имеет устоявшиеся взаимоотношения с коллективом, в отличие от нового квалифицированного сотрудника. В свою очередь сотрудник после обучения относится лояльней к компании, в которой он работает: шансы что он покинет место работы снижаются.

Для руководителя организации, в которой проводится обучение, существует еще одно преимущество. В связи с повышением квалификации, необходимость держать большой штат сотрудников отпадает [4]. Это положительно влияет на затраты, связанные с оплатой труда. Также в организации постепенно «отсеиваются» неэффективные сотрудники и остаются те, кто реально стремится достичь высот. Обучение для таких сотрудников действительно важно, и приносит свои плоды. Впоследствии большинство из них занимают руководящие посты и помогают развитию предприятия.

В Красноярском крае большое внимание уделяется обучению персонала. Сотни организаций предлагают свои услуги по повышению квалификации и проведению тренингов для сотрудников компаний. Для проведения такого значимого события для города, как зимняя Универсиада были выделены средства для обучения персонала и волонтеров. Между дирекцией Зимней универсиады и компанией Норильский Никель заключено соглашение о сотрудничестве. Согласно документу, Норильский Никель выделит значительное количество денежных средств, для создания дирекции из 650 человек, которые будут обучаться для повышения квалификации. Согласно соглашению, обучение с помощью специальной программы пройдет 1800 человек. Программа повышения квалификации начнет действовать уже в ближайшее время и продлится вплоть до 2019 года: до начала Универсиады.

Одной из крупнейших площадок по подготовке персонала для Универсиады является Сибирский Федеральный Университет. В рамках подготовки к Универсиаде, производится набор студентов, которые пройдут обучающие курсы и будут участвовать в Универсиаде в качестве сотрудников и организаторов. Студенты будут участвовать на всех этапах проведения Универсиады, снимать фото и видео, организовывать и вести проекты. Несмотря на то, что универсиада будет проходить только через два года, обучение уже началось. Конкурс большой в связи огромным количеством желающих.

Учитывая выше сказанное, можно утверждать, что проблема обучения персонала актуально в любой сфере. Чем выше значимость деятельности сотрудников, тем больше внимания уделяется обучению. Можно вложить большие бюджеты в оборудование, организацию, бесперебойную работу, но не получить ожидаемых результатов из-за отсутствия квалификации сотрудников.

Литература:

  1. Моргунов Е. А. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. − Москва: Юрайт, 2011.− 576 с.
  2. Папонова Н. Е. Обучение персонала компании. − Москва: Финпресс, 2011.− 176 с.
  3. Потуданская В. Ф. Эффективность труда персонала инновационно активного предприятия. Социотехнологический подход.− Москва: Экономика, 2016.− 228 с.
  4. Кязимов К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала.− Москва: МИК, 2013.− 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): квалификации сотрудников, уровень компьютерной грамотности, информационных технологий, программного обеспечения, повышения квалификации, повышение квалификации сотрудников, Повышение квалификации сотрудников, отсутствия квалификации сотрудников, большие бюджеты, обучения персонала, Норильский Никель, пожеланий действующих сотрудников, информационной системы, Программа повышения квалификации, большой штат сотрудников, значимость деятельности сотрудников, уровень развития технологий, Социотехнологический подход.− Москва, развитие персонала.− Москва, проблема обучения персонала.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос