Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.
Ключевые слова: культура речи, общение на русском языке, метод проектов, учебный проект, высшее учебное заведение, модель обучения, профессиональная деятельность, инновационные технологии
Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Молодые специалисты должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности: уметь квалифицированно вести беседу и чувствовать себя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт — это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно, чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», — так отмечает российский психолог А. Е. Войсунский.
Профессиональное общение — это речевое воздействие студента и преподавателя в вузе или специалиста с другими специалистами на производстве в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Общение на русском языке лежит в основе различных профессий: от лингвиста, журналиста, преподавателя до инженера, писателя, переводчика, рекламного агента.
Овладение профессиональной речью играет не менее важную роль, чем овладение предметом специальности и получению профессиональных знаний. А в таких отраслях народного хозяйства как нефтегазовая, энергетическая и теплотехническая русский язык является непосредственным орудием профессиональной деятельности.
Следовательно, перед методикой преподавания русского языка встаёт задача создания модели обучения общению в профессиональной сфере. И здесь необходимо учесть, что владение языком специальности предполагает не только знание специальной терминологии, профессиональной фразеологии, но и делового стиля. Термины и выражения должны войти в активный речевой запас специалиста, и он должен иметь навыки владения ими при выражении мысли.
В высшем учебном заведении предусматривается обучение формированию мысли на основе специального текста, обучение структуре текста, средствам связи между фразами в абзаце и абзацами в тексте, логической связи между абзацами.
Для того, чтобы будущие специалисты Республики Узбекистан в дальнейшем могли успешно реализовать себя в профессиональной деятельности и были востребованы на рынке труда, научный и кадровый состав вуза всё активнее стремится использовать в своей работе инновационные педагогические технологии. Их использование всё больше смещает учебный процесс в сторону самостоятельной образовательной деятельности студентов. К наиболее эффективным инновационным технологиям можно отнести обучение в сотрудничестве, метод проектов, кейс-стади, личностно-ориентированное обучение, модульную технологию.
Целью метода проектов (проектной технологией) является создание профессионального контекста обучения, направляющее активность студентов на будущую профессиональную деятельность, пробуждающее интерес к инженерной деятельности, потребность самоусовершенствования в этой области. Кроме того, использование метода проектов имеет целью выработку умений проектирования, что способствует развитию инженерного мышления, интеллектуальной активности студентов — будущих инженеров.
Предлагаемый учебный проект занятия по русскому языку для 1 курсов проводится по теме «Моя специальность» на основе текста «Основные угрозы энергетической безопасности». В связи с тем, что проект реализуется в тот период, когда студенты только приступают к изучению своей профессии, т. е. на начальном этапе изучения профессиональной дисциплины, он носит научно-популярный характер. Поэтому может быть использован в работе и по другим инженерным специальностям.
Учебный проект по теме «Моя специальность». Направление— энергетика. Основные угрозы энергетической безопасности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ |
|
Учебная дисциплина: |
Русский язык |
Учебная тема: |
Моя специальность |
Лексическая тема: |
Основные угрозы энергетической безопасности |
Участники: |
Студенты 1-го курса направления «Энергетика» |
Образовательная цель: |
Развитие монологической и диалогической речи студентов. Расширение общего, технического, профессионального и культурного кругозора |
Ожидаемые результаты: |
Уметь рассказать о своей специальности в форме монолога и диалога. Уметь выявлять проблему, искать пути её разрешения. Научиться добывать информацию из книг, журналов, дополнительной литературы, работать с каталогом, анализировать полученную информацию. Вести беседу по проблемным вопросам, высказывать и отстаивать собственное мнение. |
Опорные знания инавыки: |
Дополнительная информация о роли энергетической безопасности в развитии экономики государств. Классификация угроз энергетической безопасности и меры, принимаемые государствами по её устранению. |
Классификация проекта по признакам разделения: |
|
Тип проекта: |
Практико-ориентированный |
Тематико-содержательная область (отрасль): |
Монопроект — разработан в рамках одной дисциплины и по одному направлению — энергетика |
Количество участников: |
Две группы по пять студентов |
Срок выполнения: |
1 неделя. |
Порядок работы по проекту: |
Выполняется во внеаудиторное время. Проводится презентация на занятии |
Оценка проекта: |
В групповом проекте оценивается следующее: |
- качество представленной информации (макс. 15 баллов); |
|
- отчёт (макс. 7 баллов); |
|
- презентация проекта (макс.8 баллов); |
|
|
- защита проекта: (макс. 3 балла) |
Этапы проектного обучения: |
|
Подготовительный этап: |
Введение. Обсуждение проектного задания. Распределение заданий — аудиторная работа |
Этап выполнения проекта |
- внеаудиторная, самостоятельная работа |
Заключительный этап: |
Отчёт. Презентация и защита проекта, оценка проектной деятельности студентов |
Анализ проектной деятельности студентами |
- аудиторная работа |
Анализ выполнения проектного обучения |
- внеаудиторная работа |
Образовательная модель учебного проекта:
Задание проекта |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
Изучая тему «Моя специальность» мы не можем отойти от базовых основ отрасли, т. е. от основных угроз энергетической безопасности. Поэтому учебный проект нашего занятия так и называется — «Угрозы энергетической безопасности». Познакомимся с новой лексикой: |
|
функционирование |
ishlash, faoliyat ko’rsatish |
энергетическая безопасность |
energetik xavfsizlik |
угроза |
xavf-xatar |
классификация |
tasniflash, guruhlarga bo’lish |
категория |
toifa |
человеческая деятельность |
inson faoliyati |
внутренняя и внешняя угроза |
ichki va tashqi xatar |
антропогенная, природная |
antropogen, tabiiy, tabiatga oid |
солнечная активность |
quyosh faolligi |
маловодность речного потока |
daryo oqimining kam suvligi |
электрическая энергия |
elektr energiyasi, quvvati |
тепловая энергия |
issqlik energiyasi, quvvati |
стихийные бедствия |
tabiiy ofat |
техногенная катастрофа |
texnogen halokat |
духовная сфера |
ma’naviy soha |
правила технической безопасности |
texnik xavfsizlik qoidalari |
хищение энергии |
energiyani o’g’rilash |
конфликты |
ixtilof, nizo, mojaro |
забастовка |
ish tashlash |
нестабильность в обществе |
jamiyatdagi barqarorsizlik |
диверсии |
qo’porovchilik |
морально устаревшее оборудование |
ma’naviy eskirgan jihozlar |
Чтение базовой информации из текста |
|
Функционирование и развитие экономики любой страны требует наличия определённых условий, в частности, энергетической безопасности. Доступность энергии в любое время, в различных формах и в необходимых количествах, и по доступным ценам предполагает надёжную защиту отрасли от различных угроз. Что мы понимаем под угрозой энергетической безопасности? Прежде всего совокупность факторов и условий, создающих ситуацию в природе или техносфере, при которой возможно возникновение неблагоприятных процессов или явлений кратковременного либо долговременного характера в жизни личности, общества и государства. Изучение многочисленных источников показало, что в мире существует более 400 видов угроз энергетической безопасности как в отдельных звеньях энергетического хозяйства отдельных стран, так и в глобальной энергетике в целом. |
|
Проблема, требующая решения врамках проекта: определить причины угроз энергетической безопасности |
|
Проблемы впроблеме: |
|
- по характеру возникновения |
антропогенная природная |
- по виду деятельности |
практическая духовная |
- по человеческой деятельности |
объективная субъективная |
- по источнику угроз |
внутренняя внешняя |
- по вероятности реализации |
реальные потенциальные |
- по следствиям |
частные локальные всеобщие |
- по сферам общественной деятельности |
политическая экономическая социальная |
Цель проекта (для чего создан): |
уметь проанализировать ситуацию, выявить источники угроз. Составить классификацию. Вывести критерий, по которому можно определить, является ли данный фактор угрозой энергетической безопасности |
Итоговый результат проекта (продукт): |
умение вести монолог и диалог по проблеме, высказывать и отстаивать свою точку зрения |
Пользователи продуктом проекта: |
студенты |
Структура исодержание проекта:
|
информация список использованной литературы обоснование |
Задачи участников проектной группы:
|
найти источник информации, собрать её, систематизировать, оформить в виде таблиц, графиков, обзора, составить список источников оформить проект подготовить отчёт подготовить презентацию |
Форма презентации проекта: |
устная, в форме монолога и диалога |
Структура оформления отчёта:
|
тема проекта цель и результаты проекта участники, виды деятельности участников (информация, таблицы и др.) обоснование актуальности проекта обоснование решения проблемы результаты решения заданий проекта список использованных источников |
Защита и оценки деятельности проекта |
|
В групповом проекте оценивается следующее: |
проект (макс. 15 баллов) отчёт (макс. 8 баллов) презентация проекта (макс. 7 баллов) процесс защиты проекта (макс. 3 балла) |
Таким образом, навыки работы с учебным проектом на русском языке развивают культуру речи будущего специалиста, расширяет кругозор, формируют собственное мнение, развивают логическое мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Знание русского языка — необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности.
Литература:
- Войсунский А. Е. Я говорю, мы говорим. — М., «Знание», 1990
- Конторович А. Э. и др. Угрозы энергетической безопасности и условия эффективного развития — ТЭК Россия//Минеральные ресурсы России, 2006, № 5
- Морогов А. Формирование системы энергетической безопасности Японии // Индекс безопасности, 1992, № 1, т. 16
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 85.
- Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985
- Журнал «Проблемы информатики и энергетики» — Изд. «Фан ва технология», Т., 2014, № 1–2.