Учебный проект как средство достижения профессионального успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Рахманова, Ю. К. Учебный проект как средство достижения профессионального успеха / Ю. К. Рахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 480-483. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40747/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Ключевые слова: культура речи, общение на русском языке, метод проектов, учебный проект, высшее учебное заведение, модель обучения, профессиональная деятельность, инновационные технологии

Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Молодые специалисты должны в совершенстве владеть всеми видами речевой деятельности: уметь квалифицированно вести беседу и чувствовать себя уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт — это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно, чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», — так отмечает российский психолог А. Е. Войсунский.

Профессиональное общение — это речевое воздействие студента и преподавателя в вузе или специалиста с другими специалистами на производстве в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Общение на русском языке лежит в основе различных профессий: от лингвиста, журналиста, преподавателя до инженера, писателя, переводчика, рекламного агента.

Овладение профессиональной речью играет не менее важную роль, чем овладение предметом специальности и получению профессиональных знаний. А в таких отраслях народного хозяйства как нефтегазовая, энергетическая и теплотехническая русский язык является непосредственным орудием профессиональной деятельности.

Следовательно, перед методикой преподавания русского языка встаёт задача создания модели обучения общению в профессиональной сфере. И здесь необходимо учесть, что владение языком специальности предполагает не только знание специальной терминологии, профессиональной фразеологии, но и делового стиля. Термины и выражения должны войти в активный речевой запас специалиста, и он должен иметь навыки владения ими при выражении мысли.

В высшем учебном заведении предусматривается обучение формированию мысли на основе специального текста, обучение структуре текста, средствам связи между фразами в абзаце и абзацами в тексте, логической связи между абзацами.

Для того, чтобы будущие специалисты Республики Узбекистан в дальнейшем могли успешно реализовать себя в профессиональной деятельности и были востребованы на рынке труда, научный и кадровый состав вуза всё активнее стремится использовать в своей работе инновационные педагогические технологии. Их использование всё больше смещает учебный процесс в сторону самостоятельной образовательной деятельности студентов. К наиболее эффективным инновационным технологиям можно отнести обучение в сотрудничестве, метод проектов, кейс-стади, личностно-ориентированное обучение, модульную технологию.

Целью метода проектов (проектной технологией) является создание профессионального контекста обучения, направляющее активность студентов на будущую профессиональную деятельность, пробуждающее интерес к инженерной деятельности, потребность самоусовершенствования в этой области. Кроме того, использование метода проектов имеет целью выработку умений проектирования, что способствует развитию инженерного мышления, интеллектуальной активности студентов — будущих инженеров.

Предлагаемый учебный проект занятия по русскому языку для 1 курсов проводится по теме «Моя специальность» на основе текста «Основные угрозы энергетической безопасности». В связи с тем, что проект реализуется в тот период, когда студенты только приступают к изучению своей профессии, т. е. на начальном этапе изучения профессиональной дисциплины, он носит научно-популярный характер. Поэтому может быть использован в работе и по другим инженерным специальностям.

Учебный проект по теме «Моя специальность». Направление— энергетика. Основные угрозы энергетической безопасности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина:

Русский язык

Учебная тема:

Моя специальность

Лексическая тема:

Основные угрозы энергетической безопасности

Участники:

Студенты 1-го курса направления «Энергетика»

Образовательная цель:

Развитие монологической и диалогической речи студентов. Расширение общего, технического, профессионального и культурного кругозора

Ожидаемые результаты:

Уметь рассказать о своей специальности в форме монолога и диалога. Уметь выявлять проблему, искать пути её разрешения. Научиться добывать информацию из книг, журналов, дополнительной литературы, работать с каталогом, анализировать полученную информацию. Вести беседу по проблемным вопросам, высказывать и отстаивать собственное мнение.

Опорные знания инавыки:

Дополнительная информация о роли энергетической безопасности в развитии экономики государств. Классификация угроз энергетической безопасности и меры, принимаемые государствами по её устранению.

Классификация проекта по признакам разделения:

Тип проекта:

Практико-ориентированный

Тематико-содержательная область (отрасль):

Монопроект — разработан в рамках одной дисциплины и по одному направлению — энергетика

Количество участников:

Две группы по пять студентов

Срок выполнения:

1 неделя.

Порядок работы по проекту:

Выполняется во внеаудиторное время. Проводится презентация на занятии

Оценка проекта:

В групповом проекте оценивается следующее:

- качество представленной информации (макс. 15 баллов);

- отчёт (макс. 7 баллов);

- презентация проекта (макс.8 баллов);

- защита проекта: (макс. 3 балла)

Этапы проектного обучения:

Подготовительный этап:

Введение. Обсуждение проектного задания. Распределение заданий — аудиторная работа

Этап выполнения проекта

- внеаудиторная, самостоятельная работа

Заключительный этап:

Отчёт. Презентация и защита проекта, оценка проектной деятельности студентов

Анализ проектной деятельности студентами

- аудиторная работа

Анализ выполнения проектного обучения

- внеаудиторная работа

Образовательная модель учебного проекта:

Задание проекта

ВВЕДЕНИЕ

Изучая тему «Моя специальность» мы не можем отойти от базовых основ отрасли, т. е. от основных угроз энергетической безопасности. Поэтому учебный проект нашего занятия так и называется — «Угрозы энергетической безопасности». Познакомимся с новой лексикой:

функционирование

ishlash, faoliyat ko’rsatish

энергетическая безопасность

energetik xavfsizlik

угроза

xavf-xatar

классификация

tasniflash, guruhlarga bo’lish

категория

toifa

человеческая деятельность

inson faoliyati

внутренняя и внешняя угроза

ichki va tashqi xatar

антропогенная, природная

antropogen, tabiiy, tabiatga oid

солнечная активность

quyosh faolligi

маловодность речного потока

daryo oqimining kam suvligi

электрическая энергия

elektr energiyasi, quvvati

тепловая энергия

issqlik energiyasi, quvvati

стихийные бедствия

tabiiy ofat

техногенная катастрофа

texnogen halokat

духовная сфера

ma’naviy soha

правила технической безопасности

texnik xavfsizlik qoidalari

хищение энергии

energiyani o’g’rilash

конфликты

ixtilof, nizo, mojaro

забастовка

ish tashlash

нестабильность в обществе

jamiyatdagi barqarorsizlik

диверсии

qo’porovchilik

морально устаревшее оборудование

ma’naviy eskirgan jihozlar

Чтение базовой информации из текста

Функционирование и развитие экономики любой страны требует наличия определённых условий, в частности, энергетической безопасности. Доступность энергии в любое время, в различных формах и в необходимых количествах, и по доступным ценам предполагает надёжную защиту отрасли от различных угроз. Что мы понимаем под угрозой энергетической безопасности? Прежде всего совокупность факторов и условий, создающих ситуацию в природе или техносфере, при которой возможно возникновение неблагоприятных процессов или явлений кратковременного либо долговременного характера в жизни личности, общества и государства.

Изучение многочисленных источников показало, что в мире существует более 400 видов угроз энергетической безопасности как в отдельных звеньях энергетического хозяйства отдельных стран, так и в глобальной энергетике в целом.

Проблема, требующая решения врамках проекта: определить причины угроз энергетической безопасности

Проблемы впроблеме:

- по характеру возникновения

 антропогенная

природная

- по виду деятельности

 практическая

 духовная

- по человеческой деятельности

 объективная

 субъективная

- по источнику угроз

 внутренняя

 внешняя

- по вероятности реализации

 реальные

 потенциальные

- по следствиям

 частные

 локальные

 всеобщие

- по сферам общественной деятельности

 политическая

 экономическая

 социальная

Цель проекта (для чего создан):

уметь проанализировать ситуацию, выявить источники угроз. Составить классификацию. Вывести критерий, по которому можно определить, является ли данный фактор угрозой энергетической безопасности

Итоговый результат проекта (продукт):

умение вести монолог и диалог по проблеме, высказывать и отстаивать свою точку зрения

Пользователи продуктом проекта:

студенты

Структура исодержание проекта:

 информация

 список использованной литературы

 обоснование

Задачи участников проектной группы:

 найти источник информации, собрать её, систематизировать, оформить в виде таблиц, графиков, обзора, составить список источников

 оформить проект

 подготовить отчёт

 подготовить презентацию

Форма презентации проекта:

устная, в форме монолога и диалога

Структура оформления отчёта:

 тема проекта

 цель и результаты проекта

 участники, виды деятельности участников (информация, таблицы и др.)

 обоснование актуальности проекта

 обоснование решения проблемы

 результаты решения заданий проекта

 список использованных источников

Защита и оценки деятельности проекта

В групповом проекте оценивается следующее:

 проект (макс. 15 баллов)

 отчёт (макс. 8 баллов)

 презентация проекта (макс. 7 баллов)

 процесс защиты проекта (макс. 3 балла)

Таким образом, навыки работы с учебным проектом на русском языке развивают культуру речи будущего специалиста, расширяет кругозор, формируют собственное мнение, развивают логическое мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Знание русского языка — необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности.

Литература:

  1. Войсунский А. Е. Я говорю, мы говорим. — М., «Знание», 1990
  2. Конторович А. Э. и др. Угрозы энергетической безопасности и условия эффективного развития — ТЭК Россия//Минеральные ресурсы России, 2006, № 5
  3. Морогов А. Формирование системы энергетической безопасности Японии // Индекс безопасности, 1992, № 1, т. 16
  4. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. — с. 85.
  5. Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985
  6. Журнал «Проблемы информатики и энергетики» — Изд. «Фан ва технология», Т., 2014, № 1–2.
Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая безопасность, русский язык, учебный проект, профессиональная деятельность, балл, высшее учебное заведение, культура речи, проект, угроза, аудиторная работа.


Похожие статьи

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся

Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.

Применение методов инновационных технологий на занятиях по русскому языку в национальных группах

В данной статье приведён образец проведения интерактивного занятия в национальных группах и рассмотрены методы и приёмы педагогических технологий.

Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Похожие статьи

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Виртуальная экскурсия на иностранном языке как один из эффективных методов развития исследовательских навыков учащихся

Статья посвящена изучению технологии виртуальных экскурсий в процессе обучения иностранному языку как средства развития познавательной активности и исследовательских навыков учащихся.

Применение методов инновационных технологий на занятиях по русскому языку в национальных группах

В данной статье приведён образец проведения интерактивного занятия в национальных группах и рассмотрены методы и приёмы педагогических технологий.

Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)

В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Использование модульной технологии в обучении иностранному языку студентов технического вуза

В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Задать вопрос