К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Хрущева Ю. Н. К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 501-504. — URL https://moluch.ru/archive/145/40738/ (дата обращения: 26.09.2018).



В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодействия ДОО и семьи.

Ключевые слова:взаимодействие, эстетическое развитие дошкольников, дошкольная образовательная организация, родители

Дошкольное детство считается одним из основополагающих этапов в жизни человека. В этот период имеет большое значение правильная организация всего пространства, в котором находится ребенок. Эмоции детей, чувство их безопасности, способность общаться с окружающими людьми и эстетическое развитие зависит от того, как к ним будут относиться взрослые и сверстники, какие старания и усилия приложат к этому. У детей в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться устойчивая структура мотивов, зарождаются потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности [19]; они усваивают определенную систему духовных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Таким образом, у них закладываются основы будущей личности.

Семья и дошкольная образовательная организация (ДОО) — два важных института социализации детей. Современный детский сад уделяет особое внимание формированию потенциально развитой личности и способностей каждого ребенка [33]. Но какие бы ни были успешно разработанные методики педагогического коллектива в детском саду, семья считается основным фактором формирования личности ребенка [32]. Семейные ценности и традиции, духовная культура является основой становления личности [32]. Но в XXI веке родители часто не могут найти свободного времени дома на общение с детьми, так как работа стала важнее. Многие думают, что без их участия ребенок получит достаточно знаний и умений в ДОО. Для большего эффекта необходимо более активное внимание родителей в образовании. Поэтому родители нуждаются в помощи специалистов ДОО в воспитании и развитии своих детей. Но трудности, связанные с организацией взаимодействия, возникают и у педагогов. Причинами, как правило, могут служить: незнание современных методик изучения семьи, недостаточный опыт, использование малоэффективных методов работы, незнание детско-родительских отношений в семье. Следовательно, для всестороннего развития старшего дошкольника важно эффективно организовать взаимодействие ДОО и семьи.

Изучением вопроса по организации взаимодействия занимались и занимаются следующие авторы: Е. П. Арнаутова, Л. Г. Богославец, Ю. А. Гладкова, С. В. Глебова, О. М. Дергачева, Т. Н. Доронова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева, А. В. Козлова, Т. В. Кротова, А. Н. Леонтьев, А. А. Майер, Т. А. Маркова, Е. А. Милашевич, Г. И. Хозяинов и др. [1, 2, 8, 9, 10, 12, 14, 17, 21, 23, 24, 25, 26]. Они утверждают, что необходимо взаимодействовать детским садам и семьям по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Опираются авторы на то, что именно искусство вызывает у детей определенные эмоции, которые развивают у них ассоциативное мышление и творческие способности. Поэтому эстетическое развитие старшего дошкольника имеет особое значение для его подготовки к школе.

Проанализировав различные подходы к понятию «эстетическое развитие» таких авторов, как Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. Н. Дороновой, В. П. Зинченко, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, А. Н. Леонтьева, И. А. Лыковой, А. В. Родионовой, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, В. И. Турченко, Е. А. Флериной, Р. М. Чумичевой, В. Н. Шацкой [4, 6, 11, 13, 22, 27, 28, 29, 30, 31, 34, 36, 37, 38, 39, 40], мы рассматриваем эстетическое развитие как процесс формирования у детей чувственных переживаний различных прекрасных образов красоты и результат их освоения. Целью эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является формирование у них основ эстетической культуры, выражающихся в эмоциях, переживаниях, поведении, и развитие способности создавать продукты собственного творчества [5].Основными задачами эстетического развития старших дошкольников являются: развитие заинтересованности к эстетической стороне окружающей действительности, художественно-творческой деятельности; эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, музыкальной и др.); формирование чувства удовлетворенности детей в самовыражении [27]. Для решения данных задач необходимо организовать взаимодействие педагогов и родителей.

Основными принципами взаимодействия педагогического коллектива и семьи по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста являются: равное сотрудничество, принцип развивающегося общения, диалоги, уважительное и доверительное отношение друг к другу, учитывая индивидуальные возможности и способности [7]. Данные принципы во взаимодействии будут являться залогом успеха [36]. Педагогический коллектив должен использовать к каждому родителю чуткость и компетентность.

Специалистам ДОО следует применять как традиционные, так и нетрадиционные методы взаимодействия с родителями по эстетическому развитию старших дошкольников. К традиционным формам взаимодействия с семьей отнесем такие формы, как беседы, родительские собрания, консультации, родительские уголки, папки-передвижки, педагогические советы с участием родителей, посещение ребенка на дому, дни открытых дверей, выставки, совместные праздники, развлечения, работа родительских комитетов [35, 36].

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями условно разделим на три группы.

1) Наглядно-информационные (информационно-аналитические и информационно-просветительные формы).

Например, к информационно-аналитическим формам отнесем «почтовый ящик», семинары-практикумы, индивидуальные блокноты, тренинги [16]; дни открытых дверей, групповые родительские собрания, анкетирование и опросы родителей, общение с родителями во время приема и прощание с детьми, посещение на дому, «круглые столы» [33]; родительские клубы [25] и др. К информационно-просветительским — мини-библиотека, информационные стенды [25], родительский уголок, папки-передвижки, семейный и групповые альбомы, фотовыставка [3]; педагогические журналы, открытые занятия [16]; неофициальные записки.

2) Познавательные формы (например, семинары-практикумы, педагогическая библиотека для родителей [18]; педагогические гостиные, мини-собрания, игры, проектная деятельность совместно с педагогами, детьми и их родителями [16]; нетрадиционные родительские собрания, экскурсии [25] и др.).

3) Досуговые формы (например, тематические выставки, совместные праздники, участие в совместных выставках и конкурсах, выпуск семейных газет) [15, 16, 25, 33].

Предлагаем также использовать активные методы взаимодействия по эстетическому развитию старших дошкольников для установления партнерских отношений ДОО с родителями такие, как совместные проекты, творческие мастерские, тематические праздники, театральные постановки, создание и проведение игротек.

Взаимодействие педагогов ДОО и семьи делится на 3 этапа [20]. На первом этапе воспитатели должны изучить семьи ребенка, детско-родительские отношения; далее, создается программа сотрудничества, выбор содержания, форм взаимодействия с семьями воспитанников. На втором этапе реализуется разработанная программа сотрудничества педагогов и родителей. На третьем этапе отслеживаются результаты и рефлексия их участниками взаимодействия.

Подведя итог, отметим, что мы рассмотрели проблему организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников, представили краткую характеристику эстетического развития дошкольника, а также раскрыли особенности организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, именно искусство вызывает у старших дошкольников определенные эмоции, развивая творческие способности. Для успешного эстетического развития детей необходимо организовать взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников. Данное взаимодействие представляет собой большую и тонкую работу, требующую терпения и желания для того, чтобы достичь высоких результатов в эстетическом развитии детей. Единого стандарта взаимодействия со всеми родителями не может быть, поэтому необходимо искать подход к каждой семье воспитанника.

Литература:

  1. Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. Ред. И. А. Синкевич. — Мурманск: МГГУ, 2014. — Т. 2. – 240 с.
  2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — С. 23–35.
  3. Бехтерева Е. Н., Баер Н. Н. Использование инновационных форм работы дошкольной образовательной организации с семьей // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2013. — № 4. — С. 232–237.
  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. — М.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.
  5. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4. — С. 23–32.
  6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2011. — 244 с.
  7. Гаспринская А. А. Взаимодействие социальных институтов в развитии детей младшего дошкольного возраста // Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». — 2014. — № 9. — С. 64–67.
  8. Гладкова Ю. А. Общаемся с родителями. Детско-родительский клуб / Ю. А. Гладкова, Н. А. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. — № 1. — С. 66–71.
  9. Дергачева О. М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О. М., Хозяинов Г. И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М., 1998. — С. 26–30.
  10. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост. Глебова С. В. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 111 с.
  11. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы [Текст] / И. А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. — 160 с.
  12. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М., 2002. — 120 с.
  13. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. Н. Доронова. 2–е изд. М.: Просвещение, 2008. — 189 с.
  14. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  15. Дубровина Н. И. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. И. Дубровина // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 198–200.
  16. Журавлева Е. С., Горбунова Н. Е. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2013. — С. 2–5.
  17. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ).
  18. Иваненко М. А., Королева С. В. Акмеологический подход к организации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с семьей // Образование и саморазвитие. — 2015. — № 1. — С. 47–52.
  19. Изучение. Эксперимент. Практика: сборник статей. Вып. 5 / И 395 сост. Л. В. Вохминова, отв. ред. А. П. Савченко; Поморский гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: Поморский университет, 2010. — 256 с.
  20. Карман М. М. Актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей по гармонизации родительско-детских отношений // Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года. — 2012. — Т. 4. — С. 273–277.
  21. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
  22. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. — М.: Просвещение, 1977. — 253 с.
  23. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2007. — 144 с.
  24. Майер А. А., Богославец Л. Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — 2012. — 176 с.
  25. Насибова З. Л. кызы Проблемы и перспективы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников // Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. — 2014. — С. 178–181.
  26. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
  27. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
  28. Петрикова С. К., Шибеко Ю. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года. — 2012. — Т.3. — С. 8–12.
  29. Профессиональное образование. Словарь / Под ред. С. М. Вишнякова. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.
  30. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2010.
  31. Родионова, А. В. Педагогический глоссарий, 2010.
  32. Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года / отв. Ред. А. А. Смага. — Мурманск: МГГУ, 2012. — Т. 4. — 307 с.
  33. Соснина Н. В., Старобина Е. М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // Человек и образование. — 2010. — № 4. — С. 25–29.
  34. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  35. Тимиреева М. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. — 2015. — С. 642–645.
  36. Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие / В. И. Турченко. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. — 256 с.
  37. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. — Москва, 1980 // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / [и др.]; Ред. М. Ф. Шабаева; Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко. — Москва: Просвещение, 1980. — С. 303–307.
  38. Чумичева Р. М. Детско-жизненное пространство, освоение ребенком индивидуальной модели поведения [Текст] / Р. М. Чумичева // Мир детства и образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции — Магнитогорск: МаГУ, 2009. — С. 13–19.
  39. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье. — М.: Издательство Знание, 1954. — 24 с.
  40. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое развитие старших дошкольников, эстетическое развитие детей, родитель, старший дошкольный возраст, ребенок, эстетическое развитие, семья, педагогический коллектив, взаимодействие педагогов, дошкольная образовательная организация.


Ключевые слова

взаимодействие, родители, дошкольная образовательная организация, эстетическое развитие дошкольников

Похожие статьи

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия...

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей».

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений

В настоящее время высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют нас педагогов-дошкольников...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Способы поддержки детской инициативы...

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст).

Художественно-эстетическое развитие детей старшего...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа.

Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления

Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия...

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей».

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений

В настоящее время высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей заставляют нас педагогов-дошкольников...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Способы поддержки детской инициативы...

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст).

Художественно-эстетическое развитие детей старшего...

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению коллажа.

Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления

Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Задать вопрос