Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при реализации дистанционного адаптивного интеллектуального обучающего комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Григорьев, А. П. Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при реализации дистанционного адаптивного интеллектуального обучающего комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / А. П. Григорьев, А. О. Чернелевский, А. Н. Храброва, В. С. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 36-44. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40664/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рамках данной статьи рассматривается возможность и целесообразность реализации психофизиологической диагностики модальности нервной системы для применения в составе обучающих систем различного вида (автоматизированные, адаптивные, дистанционные) на теоретическом этапе обучения. Проводится анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации.

Ключевые слова: адаптация процесса обучения, обучающие системы (автоматизированные, адаптивные, дистанционные), психофизиологическая диагностика обучаемых, модальность нервной системы, методики определения модальности, диагностика основного канала восприятия, компьютерная диагностика модальности.

В качестве методико-дидактической базы организации контроля знаний в дистанционной адаптивной обучающей системе (ДАОС) используются элементы компьютерного тестирования, подробно рассмотренные в [1].

Наиболее эффективны в настоящее время адаптивные тестовые задания [2, 3, 4, 5, 6, 7] закрытого типа с акцентом на дистанционность (включающие в себя алгоритмы минимизации явления списывания, заучивания и вероятности угадывания).

Различные способы построения, технологии и протоколы, используемые при разработке дистанционных систем оценивания знаний, были подробно рассмотрены и проанализированы в [4, 5, 8].

Пути, направленные на снижение вероятности списывания, запоминания и угадывания правильных ответов, были подробно рассмотрены в статье [3], авторами данной статьи на основании полученных выводов разработана дистанционная адаптивная обучающая система контроля, диагностики и восстановления знаний «БЖДшник». В данной ДАОС, для снижения вероятности угадывания используется моновариантная [7], база адаптивных тестовых заданий с восьмью вариантами ответа. Таким образом, вероятность угадывания для адаптивных тестовых заданий с восьмью вариантами ответа существенно ниже, чем с четырьмя вариантами ответа, что в конечном счете позволяет более эффективно проводить контроль знаний обучаемых.

В комплексе «БЖДшник», помимо тестирования, реализована двухконтурная процедура восстановления знаний. Для реализации двухконтурной системы необходимо и достаточно использовать: поливариантную семантическую базу с информацией к размышлению [7], аппарат нечеткой логики [9, 10], алгоритм, учитывающий степень приближения к правильному варианту ответа [9, 10], и электронный учебник по предметной области дисциплины (в нашем случае по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»).

Эффективность восстановления знаний при использовании одноконтурной и двухконтурной систем восстановления знаний рассматривается в [3]. В результате оценки эффективности восстановления знаний было выявлено, что система с двухконтурным восстановлением знаний за счет использования электронного учебника по предметной области и организации вывода «Информации к размышлению» более эффективна [3].

Фрагмент алгоритма функционирования двухконтурной системы восстановления знаний (для одного из вопросов адаптивного тестирования) представлен и подробно рассмотрен в статье [1], что позволяет в рамках данной статьи проанализировать потенциальную возможность интеллектуализации двухконтурной системы восстановления знаний за счет внедрения системы психофизиологической диагностики и восстановления знаний обучаемых [3, 11, 12] и интеграции с интеллектуальным электронным учебником [13, 14].

Комплекс дистанционного адаптивного обучения с интеллектуальной системой восстановления знаний «БЖДшник» представлен на рис. 1. В данный комплекс интегрирована система психофизиологической диагностики и восстановления знаний, состоящая из психофизиологического тестирования, направленного на определение доминирующего канала восприятия информации (модальность) обучаемым и процедуры психофизиологического восстановления знаний.

Рис. 1. Комплекс дистанционного адаптивного обучения с интеллектуальной системой восстановления знаний «БЖДшник»

Для реализации данного комплекса необходимо воспользоваться уже имеющимся научно-техническим заделом и решить ряд частных задач, связанных с разработкой системы психофизиологической диагностики и восстановления знаний (осуществить анализ и синтез методик определения модальности, обеспечить алгоритмическую и программную реализацию выбранной методики в виде компьютерного теста).

В рамках совершенствования учебного процесса становится актуальным применение методик определения особенностей восприятия обучаемого с целью дальнейшей реализации индивидуальной траектории обучения.

Первые попытки отслеживания и анализа особенностей восприятия обучаемого начались философами еще в эпоху античности. Приблизительно в шестом веке до нашей эры мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения, причем каждый трактовал наблюдения по-разному. До восемнадцатого века человек рассматривался учеными как часть социума, а подход к изучению психологии личности лишь с конца девятнадцатого века в период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается наука, которая называется «Соционика».

Человек, получая информацию из внешнего мира, всегда опирается на собственные органы чувств. Человеческое тело снабжено огромным количеством чувствительных рецепторов, которые являются единственным способом получения информацию. Весь опыт человека формирует следующие ощущения (модальности): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и тактильные. Кроме них есть ещё и другие, но они играют второстепенную роль (рис. 2).

Рис. 2. Виды восприятия человека

Получая информацию при помощи органов чувств, мозг кодирует её и затем представляет в форме соответствующих данных, чувств и эмоций, даже малая часть которых способна вместить в себя целый диапазон всевозможных значений. И уже эти данные и значения человек оценивает и систематизирует, именно так протекает процесс восприятия. Но человек воспринимает полученную информацию субъективно.

При наличие полной, достоверной информации об индивидуальных характеристиках обучаемого можно более успешно формировать и передавать информацию в таком виде, в котором она будет воспринята максимально точно.

В рамках данной статьи предлагается рассмотреть способы оценки индивидуальных особенностей обучаемого, а именно определение ведущего канала восприятия информации (модальность). Под модальностью понимается предпочтение человека в сенсорном восприятии, благодаря которому он лучше всего понимает происходящее.

Проанализируем наиболее известные методики, направленные на определение модальности:

  1. Методика определения ведущей перцептивной модальности С. В. Ефремцева [15] предназначена для определения ведущей репрезентативной системы: визуальной (зрительное восприятие), аудиальной (слуховое восприятие), кинестетической (тактильное восприятие).

В методике представлено некоторое количество утверждений (обычно 48) где обучаемому надо согласится с утверждением, либо нет. После того как тест пройден подсчитывается по ключам к какому типу восприятия обучаемый уделяет большее предпочтение, определяется доминирующий канал восприятия.

Визуалами часто употребляется слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии и т. д. У кинестетиков чувства и впечатления касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. Для аудиалов огромное значение имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

2. У теста С. В. Ефремцева есть неформальная форма использования, предполагающая, что задается абстрактный вопрос и отслеживается перемещение глазных яблок в момент формулирования ответа. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные). Рассмотрим данную методику подробнее:

 если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал;

 если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.;

 если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

В рамках данной методики вопросов может быть задано неограниченное количества, причем требуется также описательная форма на вопрос, по форме которого определяется близость к тому или иному каналу восприятия.

Еще один из способов – применение лингвистических диагностирующих процедур. Например, для изучения ведущих каналов восприятия применяются вербальные диагностические процедуры [16]:

 ассоциативный тест «Выбери то, что тебе больше всего подходит», содержащий от 21 слова с выбором ответа;

 ассоциативный тест «Подбери слова»;

 вербальная диагностика «Анализ употребляемой лексики психологических предикатов на основе написанных сочинений».

3. Ассоциативный тест «Выбери то, что тебе больше всего подходит» построен таким образом, что для каждого вербального стимула (например, «дом») предлагается по три шкалы с характеристиками, демонстрирующими канал восприятия данной реалии:

1) «большой, в деревне, с балконами» – визуальный канал;

2) «разговоры по телефону, песни по радио, тишина» – аудиальный канал;

3) «тепло, вкусно пахнет, спать, уют, семейный очаг» – кинестетический канал.

Испытуемому необходимо выбрать для слова только одну шкалу из всех трёх приведённых.

Слова-стимулы подбираются так, чтобы охватить все уровни сенсорно-перцептивного комплекса. Каждое слово должно нести полифункциональную нагрузку и иметь ярко выраженную модальную доминанту.

Слова-стимулы могут отражать модальности:

– визуального типа («дом»);

– аудиального («звонок», «кричать»);

– тактильного («подушка››, «колючий»);

– обонятельного («дым»);

– вкусового («лимон»);

– кинестетического («бежит», «медленно»);

– эмоционального («слезы»).

А также обозначать:

– предметы («солнце», «листок»), действия («разбить», «спать») и признаки («добрая», «колючий»);

– обобщения и абстракции («зверь»);

– категориальные формы в виде существительных, глаголов, прилагательных и наречий (при разном грамматическом оформлении) как представители лингвистической ступени.

Количественная обработка результатов по ассоциативному тесту «Выбери то, что тебе больше всего подходит» состоит в подсчёте указанных характеристик по каждому параметру (визуальный, аудиальный, кинестетический). Подсчитывается общее количество предикатов по каждому типу модальности восприятия. Наибольшее количество выбранных ассоциативных векторов-предикатов и есть показатель ведущего типа модальности восприятия.

4. Ассоциативный тест «Подбери слова» – проводится аналогично предыдущему тесту. Называются слова, а обучаемый записывает те слова, которые для него связаны с исходным словом (слова любой части речи, не менее 3 слов).

5. Вербальная диагностика «Анализ употребляемой лексики психологических предикатов на основе написанных сочинений». Цель диагностики выявить ведущий канал восприятия у учащихся в связной письменной речи. Основным методом диагностики является анализ речевых предикатов в небольших по объёму сочинениях на заданные темы. В текстах сочинений учитываются и подсчитываются следующие речевые предикаты:

 зрительный канал – визуалы: видеть, рассматривать, наблюдать, глядеть, блестеть, светиться, вспыхивать, казаться, отражать, темнеть, вид, горизонт, знак, луч, круг, белый, красный, зоркий, красивый, форма, ярко, тускло, смутно.

 слуховой канал – аудиалы: говорить, бормотать, слушать, молчать, звать, свистеть, разговор, голос, мотив, мелодия, тишина, молчание, звук, громкий, тихий, звонкий, шумный, вслух.

 чувственный (кинестетический) канал – кинестетики: вздохнуть, гладить, чувствовать, ощущать, давить, жать, ударять, боль, голод, вкус, вес, жара, сила, гладкий, твердый, скользкий, мягкий, холодный, остро.

 рациональный (логический) канал – дигиталы (логики): думать, догадываться, напоминать, знать, забывать, мысль, мнение, убеждение, разум, память, думающий, умный.

6. Методики определения ведущей репрезентативной системы [17]. Под репрезентацией следует понимать процесс представления и выражения определённого опыта (мыслей, идей и т. п.) человеком. А человек, получая информацию, поступающую к нему из внешнего мира, всегда опирается на свои органы чувств. Любая репрезентативная система отражается в движении глаз человека, темпе его речи, тембре голоса, манере держать осанку, положению шеи, жестикуляции, движениях рук и тела, любимых позах, а также в типе телосложения. Чтобы понять, какая система является ведущей, нужно знать признаки каждой из них и уметь их выявлять при общении с людьми и наблюдении за ними. В качестве примера можно привести характерные для каждой системы положения глаз, называемые ключами глазного доступа.

Люди с ведущей визуальной репрезентативной системой при визуализации будут иметь расфокусированный взгляд, направленный прямо, при формировании визуального образа их взгляд будет направлен вверх-вправо, а если человек припоминает что-то, его взгляд будет направлен вверх-влево. Люди с ведущей аудиальной репрезентативной системой при формировании звуковых образов будут направлять взгляд вправо, а при их припоминании – влево. Люди с ведущей кинестетической репрезентативной системой при возникновении телесных ощущений и эмоций будут направлять взгляд вниз-вправо, а во время ведения внутреннего диалога – вниз-влево.

7. Проективная методика «Ленивая восьмерка», предложенная П. и Г. Деннисонами [18].

Методика заключается в следующем: ребенку предлагается нарисовать фигуру знака бесконечности, обводя ее 6-8 раз. Верхние высоты означают работу визуального восприятия, нижние высоты указывают на особенности кинестетического восприятия, боковая часть отражает работу слухового восприятия. Величины трех отрезков являются показателями внутренней стратегии (иерархии) работы визуально-аудиально-кинестетического восприятия и обработки информации. Достоверность и эффективность методики, проверена экспериментом, проводимым авторами [19]. Возможно единственным недостатком методики является то, что она была ориентирована на работу с детьми дошкольного и школьного возраста (начальной школы), таким образом, нет достоверных данных в части ее адекватности при тестировании взрослых.

8. Проективная методика «Мандала Юнга» [20]. Слово Мандалa (mandala) «Горизонтальная восьмерка» является символическим выражением целостности и гармонии мозга. В теории Юнга она носит название «Магические круги». В работах П. и Г. Деннисонов (США) называется «Ленивая восьмерка» и символизирует интеграцию работы мозга. Отечественные кинезиологи называют этот символ «Волшебная восьмерка», «Знак бесконечности», «Магическая восьмерка». Основное отличие от предыдущей методики в том, что при интерпретации результатов диагностики по мандале Юнга, устанавливается также доминирующее полушарие обучаемого. Характеризуется теми же достоинствами и недостатками, что и рассмотренная ранее методика «Ленивая восьмерка».

9. Методика исследования полимодальности восприятия Т. Н. Бандурка [21] направлена на выявление полимодальности восприятия с помощью опросника, состоящего из 80 утверждений: по 10 утверждений на каждую модальность восприятия. Утверждения-высказывания шкал опросника раскрывают содержание, связанное с определенной модальностью восприятия. В характеристике указывается назначение шкалы.

Шкала 1 (кинестетическая модальность восприятия) имеет содержание, связанное с восприятием двигательной активности, мышечных ощущений индивида. С помощью утверждений: «Предпочитаю ходить пешком», «Для меня лучший отдых – это бродить по лесу, ходить по горам», «Долго сидеть неподвижно для меня очень тяжело, в таких случаях очень хочется встать и подвигаться», «Занимаюсь подвижными спортивными играми», «Радуюсь любой возможности подвигаться», «Предпочитаю подвижный образ жизни», «Увиденную или услышанную информацию стараюсь записывать» – выявляется осознанность восприятия движений собственного тела и отношение индивида к собственной двигательной активности.

Шкала 2 (гаптическая модальность восприятия) имеет содержание, связанное с восприятием осязательных ощущений, с активным осязанием. Высказывания-утверждения шкалы раскрывают значимость тактильных и осязательных ощущений для индивида, отношение индивида к активному осязанию как способу познания мира. С помощью утверждений: «Носить новую обувь для меня проблема: чувствую, что она трет, давит», «Чувствую, когда постель, стул, кресло мягкие или твердые», «Обращаю внимание на пожатие руки, оно может многое сказать мне о человеке», «У меня повышенная чувствительность к холодному и горячему», «Думаю, что в прикосновениях содержится больше информации, чем в словах», «Всегда замечаю, удобно ли сидеть на стуле, кресле, диване», «Активное осязание дает мне возможность почувствовать особенности предмета, которые глаза могут не заметить» – выявляется отношение индивида к активному осязанию, предпочтение этого способа восприятия в различных ситуациях.

Шкала 3 (висцеральная модальность восприятия) имеет содержание, связанное с ощущениями внутренних органов, с восприятием органических (системных) чувств, явлений ноцицепции. С помощью высказываний-утверждений: «Для меня важно то, что я чувствую: усталость, прилив сил, волнение», «Чувство голода, жажды для меня нестерпимо, мне становится плохо», «Чувство страха, тревожности, внутреннего дискомфорта при определенных жизненных ситуациях влияют на мое поведение», «Всегда обращаю внимание на изменения в деятельности внутренних органов», «Считаю важным и необходимым говорить о своем отношении к событиям: о том, как стало радостно, грустно, как вздрогнуло сердце от увиденного, услышанного», «У меня повышенная чувствительность к вредоносным, разрушающим воздействиям, которая обычно проявляется ощущениями боли, изжоги, тошноты, головокружения, зуда, онемения», «Чувство боли, голода, апатии, внутреннего дискомфорта часто мешают мне сосредоточиться на увиденном и услышанном» – выявляется осознанность висцеральных ощущений и предпочтение индивидом этого вида восприятия, отношение индивида к этому восприятию как способу познания внутреннего мира.

Шкала 4 (вкусовая модальность восприятия) имеет содержание, связанное с вкусовым восприятием. С помощью высказываний-утверждений: «Всегда реагирую на очень острую или на очень пресную пищу», «Когда ем, то обращаю внимание на то, какая пища: сладкая, горькая, соленая, кислая», «Очень чувствителен (льна) к любым вкусовым ощущениям», «Различаю питьевую воду по вкусу», «Долго помню вкусовые ощущения», «Думаю, что пристрастие к определенной пище сближает людей», «Различаю вкус разной пищи и тонкие оттенки вкуса: сорта яблок и других фруктов» – выявляется осознанность вкусовых ощущений и возможности через вкусовое восприятие постигать внешний мир, предпочтение этого вида восприятия.

Шкала 5 (обонятельная модальность восприятия) имеет содержание, связанное с обонятельным восприятием, различением запахов. С помощью высказываний-утверждений: «В цветах мне больше всего нравится их запах», «Такие запахи, как запахи краски, бензина, ацетона, очень сильно действуют на меня», «Мне очень нравятся запахи леса», «Отличаю запахи готовящейся пищи», «При покупке мыла и других средств гигиены ориентируюсь, прежде всего, на запах», «Обычно я обращаю внимание на запахи в аудитории, квартире, на улице», «Отрицательно реагирую на некоторые запахи» – выявляется осознанность обонятельных ощущений и значение обонятельного восприятия для индивида, предпочтение этой модальности в постижении окружающего мира.

Шкала 6 (слуховая модальность восприятия) имеет содержание, связанное со слуховым восприятием. С помощью высказываний-утверждений: «Хорошо запоминаю то, что однажды услышал(а)», «Я составляю представления о людях по их голосу», «Долго помню то, что услышал(а)», «Ясно слышу внутренний голос при чтении, письме», «Окружающие меня звуки много значат для меня», «Предпочитаю получать нужную мне информацию аудиальным способом (слушая радио, собеседников)», «Мое любимое занятие – говорить и слушать» – выявляется предпочтение индивидом слухового восприятия в постижении окружающего мира.

Шкала 7 (зрительная модальность восприятия) имеет содержание, связанное со зрительным восприятием. С помощью утверждений: «Понимаю лучше увиденное, чем услышанное», «Когда слушаю, читаю, то представляю зрительные картины», «Легко и надолго запоминаю лица людей», «У меня хорошая зрительная память», «Считаю для себя необходимым обращать внимание на цвет, форму, объем предметов, их пространственное расположение и видимое движение», «Природа и окружающий мир привлекает меня обилием ярких красок, разнообразием форм и видимого движения», «Хорошо понимаю человека по выражению его глаз и лица» – выявляется предпочтение зрительной модальности в разных ситуациях.

Шкала 8 (восприятие энергии) имеет содержание, связанное с восприятием энергии (собственной и окружающей действительности). С помощью утверждений: «Войдя в квартиру (в детстве или сейчас), я сразу чувствую, что мама дома (мамы нет дома)», «Чувствую атмосферу в помещении с людьми (в транспорте) как легкую, свободную, напряженную, агрессивную», «Я чувствую энергию другого человека (дружелюбную, спокойную, агрессивную…)», «Чувствую энергию, исходящую от растений и деревьев», «Чувствую энергию своего тела», «Чувствую энергию воды: ручья, реки, озера, океана» – выявляется предпочтение восприятия энергии в разных ситуациях.

Использование разработанного опросника позволяет учитывать индивидуальные и групповые особенности полимодальности восприятия у субъектов учебно-педагогического процесса. Характеристика шкал опросника позволяет не только иметь общее представление используемой методики выявления модальной структуры восприятия обучаемых, но и дает возможность представить экспериментальные процедуры и план психологического исследования полимодальности восприятия у субъектов образовательного процесса.

В результате проведенных [21] исследований установлено, что используемый опросник обладает достаточно высокой валидностью и надежностью, результаты получены на достаточной репрезентативной выборки среди учителей и школьников (1600 студентов, 76 школьников, 40 учителей).

После обзора основных методик, направленных на определение модальности, проанализируем и сравним их друг с другом по следующим критериям (табл. 1): алгоритмическая и программная реализуемость; краткость описания методики; достоверность результатов методики.

Таблица 1

Анализ методик диагностики модальности

Критерии оценки

методики

Методика

диагностики модальности

Алгоритмическая и программная реализуемость

Краткость

описания методики

Достоверность результатов методики

  1. Методика Ефремцева С. В.

+

+

+

  1. Неформальная методика Ефремцева С. В.

-

+

+/-

  1. Вербальные диагностические процедуры. Ассоциативный тест «Выбери то, что тебе больше всего подходит»

+/-

+

+

  1. Вербальные диагностические процедуры. Ассоциативный тест «Подбери слова»

+/-

+

+/-

5. Вербальная диагностика «Анализ употребляемой лексики психологических предикатов на основе написанных сочинений»

-

-

+

6. Методики определения ведущей репрезентативной системы

-

-

+

7. Методика «Ленивая восьмерка»

-

+

+/-

8. Проективная методика «Мандала Юнга»

-

+

+/-

9. Методика исследования полимодальности восприятия Т. Н. Бандурка

+

-

+

Многие из рассмотренных методик диагностики модальности нервной ситемы носят ярко выраженный лабораторный характер и требуют специальных условий при проведении: участия психолога-эксперта и специализированной аппаратуры, являются в целом трудоемкими и долговременными. Из представленных вариантов, анализируя данный табл. 1 целесообразно выбрать методику С. В. Ефремцева, так как она занимает минимальное количество времени, не требует наличия психолога-эксперта, специального оборудования, проста в алгоритмическом исполнении (рис. 3) при реализации в виде программы на персональном компьютере.

Таким образом, данная методика может быть реализована и интегрирована в состав дистанционного адаптивного обучающего комплекса «БЖДшник».

Рис. 3. Алгоритм реализации методики С. В. Ефремцева

Разработанный по рассмотренному алгоритму тест представляет собой психологический опросник из 20 вопросов, по 3 варианта ответа в каждом. Допускается при необходимости выбор более одного варианта ответа, два и три соответственно. Время и число попыток не ограничено. После отображения текста вопроса, обучаемому необходимо «мышкой» указать наиболее подходящий, по его мнению, вариант ответа и подтвердить свой выбор нажатием на кнопку «Далее». По окончании тестирования, при ответе на последний вопрос, необходимо нажать клавишу «Завершить тест», при этом программа прекращает тестирование и выдаёт общее время выполнения и степень принадлежности обучаемого к тому или иному каналу восприятия в процентном отношении.

Для реализации системы психофизиологической диагностики и восстановления знаний авторами статьи на языке программирования C# [22], разработано компьютерное приложение, осуществляющее определение основного канала восприятия информации обучаемыми. Для непосредственной работы программы необходимо запустить с персонального компьютера исполнительный файл «Test.exe». Далее будет предложено ввести личные данные для идентификации в системе, после чего необходимо нажать кнопку «Продолжить». После нажатия откроется окно, в котором нужно будет ответить на 20 вопросов, содержащих по три варианта ответа каждый (рис. 4).

Рис. 4. Интерфейс программы определения основного канала восприятия обучаемого

Как только обучаемый выполняет задание и нажимает клавишу «Завершить тест», программа завершает тестирование и выдает общее время выполнения и степень принадлежности к каналу восприятия информации (аудиальный, визуальный или кинестетический) в процентном соотношении.

Литература:

  1. Григорьев А. П., Долгий А. И. Навигационная дистанционная адаптивная обучающая система с использованием нечеткой логики. Научная сессия ГУАП: сб. докл.: В 3 ч. Ч. I. Технические науки / СПб.: ГУАП, СПб., 2015. 289 с. – С. 31-35.
  2. Григорьев А. П., Долгий А. И. Навигационная дистанционная адаптивная обучающая система с использованием нечеткой логики. Научная сессия ГУАП: сб. докл.: В 3 ч. Ч. I. Технические науки / Спб.: ГУАП, СПб., 2015. 289 с. – С. 31-35.
  3. Григорьев А. П., Долгий А. И. Контроль, диагностика и восстановление знаний в дистанционных адаптивных обучающих системах. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 242-245.
  4. Григорьев А. П., Егоров В. С. Система дистанционного адаптивного тестового контроля навигационных знаний. 67-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2014. 40 с.
  5. Григорьев А. П., Хамидов Д. А., Керн Е. С. Дистанционный нейросетевой контроль знаний оператора-навигатора. 66-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2013. 19 с.
  6. Григорьев А. П., Чернелевский А. О. Разработка универсального конструктора дистанционного адаптивного тестового контроля знаний / Development of universal remote adaptive designer test knowledge control. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 229-233.
  7. Григорьев А. П., Чернелевский А. О. Разработка и исследование универсальных баз данных для организации дистанционного адаптивного тестового контроля знаний авиационных специалистов. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 252-254.
  8. Григорьев А. П. Разработка адаптивного обучающего комплекса по навигации на базе персонального компьютера. 64-ая студенческая научно-техническая конференция ГУАП: Сб. докл. В 2 ч. Ч. I Технические науки /СПб.: ГУАП, 2011. 441.
  9. Гашков С. Э., Григорьев А. П. Адаптивное тестирование на базе нечеткой логики при контроле авиационных специалистов. // Шестьдесят седьмая международная студенческая научная конференция ГУАП: сб. докл.: В 2 ч. Ч. I. Технические науки / СПб.: ГУАП., 2014. 311 с.: ил. – С. 15-19.
  10. Гашков С. Э., Григорьев А. П. Нечеткая логика в адаптивном дистанционном тестовом контроле знаний / Fuzzy logic in adaptive remote test control of knowledge. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 209-213.
  11. Григорьев А. П., Маров В. Д., Смирнов Г. В. Реорганизация лекционных занятий с учетом психофизических особенностей студентов аэрокосмического профиля. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 250-252.
  12. Григорьев А. П., Смирнов Г. В. Адаптация по типу восприятия окружающего мира и индивидуализация обучения студентов аэрокосмического профиля / Adaptation by type perception of the world, and individualization of teaching students aerospace profile. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. Сборник статей международной ежегодной научной интернет-конференции. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 226-229.
  13. Григорьев А. П., Долгий А. И. Интеллектуальный электронный учебник для теоретической подготовки авиационных специалистов. Педагогическая наука и современное образование. Сборник статей II Международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015 г. С. 239-242.
  14. Григорьев А. П., Демьянов А. А., Чернелевский А. О. Интеллектуальный электронный учебник / Intelligent electronic textbook. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fit-herzen-conf.ru/statii/285_grigoriev.php (дата обращения: 25.10.2016).
  15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.
  16. Малявина А. М. О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия // Филологический класс. 2013. №2 (32).
  17. Барлас Т. В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 176 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 93).
  18. Dennison, Gail E., and Paul E. Dennison. Edu-K for Kids. Glendale, California: Edu-Kinesthetics, Inc., 1987. – 82 p.: ill.
  19. Ладохина И. Ю. Полимодальное обучение. Диагностический инструментарий для младших школьников / И. Ю. Ладохина // Мир образования - образование в мире, 2011, № 1 (41). – С. 161-167.
  20. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
  21. Бандурка Т. Н. Экспериментальное исследование полимодальности восприятия у субъектов образовательного процесса // Материалы Всероссийской научной конференции «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» ИП РАН, 18-19 ноября 2010 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010, С. 100-105.
  22. Шилдт Герберт. C# 4.0. Полное руководство.: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс». – 2011. – 1056 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): ассоциативный тест, вариант ответа, методика, восстановление знаний, психофизиологическая диагностика, слово, модальность, слуховое восприятие, ведущая репрезентативная система, вербальная диагностика.


Ключевые слова

адаптивные, адаптация процесса обучения, обучающие системы (автоматизированные, дистанционные), психофизиологическая диагностика обучаемых, модальность нервной системы, методики определения модальности, диагностика основного канала восприя-тия, компьютерная диагностика модальности

Похожие статьи

Адаптивные обучающие системы с элементами психофизиологической диагностики при обучении студентов ВУЗов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается возможность алгоритмической и программной реализации различных методик психофизиологической и типологической диагностик студентов, что потенциально позволяет получить дополнительную информацию о нервной системе обучаемого. Анализирует...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Об оценивании метапредметных образовательных результатов в обучении основам безопасности жизнедеятельности

В работе рассматриваются вопросы, связанные с оцениванием в обучении основам безопасности жизнедеятельности метапредметных образовательных результатов на основе единого подхода к оценке результатов предметных и метапредметных. Предлагаются уровни сфо...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента

В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Похожие статьи

Адаптивные обучающие системы с элементами психофизиологической диагностики при обучении студентов ВУЗов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается возможность алгоритмической и программной реализации различных методик психофизиологической и типологической диагностик студентов, что потенциально позволяет получить дополнительную информацию о нервной системе обучаемого. Анализирует...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Об оценивании метапредметных образовательных результатов в обучении основам безопасности жизнедеятельности

В работе рассматриваются вопросы, связанные с оцениванием в обучении основам безопасности жизнедеятельности метапредметных образовательных результатов на основе единого подхода к оценке результатов предметных и метапредметных. Предлагаются уровни сфо...

Анализ подходов к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения

В статье автор исследует различные подходы к проектированию дистанционных образовательных программ для современной цифровой среды обучения. Анализ основан на теории зоны ближайшего развития Льва Выготского, исследованиях Ивана Павлова об условных реф...

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Критерии оценки готовности педагогических работников к проведению экспертизы интернет-контента

В статье обосновывается необходимость применения педагогическими работниками экспертизы образовательного интернет–контента для определения его соответствия целям и задачам учебно-воспитательного процесса. В рамках оценочно-результативного компонента ...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Задать вопрос