Лингвистические технологии в формировании здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шангин, А. Б. Лингвистические технологии в формировании здоровья / А. Б. Шангин, Р. С. Толпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40659/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье даны некоторые исторические свидетельства силы слов и приводятся примеры непозитивных, нейтральных и позитивных слов. Позитивных по отношению к жизни самого человека, и людей, его окружающих. Также представлены предварительные результаты исследования влияния кратких фраз полярного звучания на смену психоэмоционального и физического состояния человека. Также приведены некоторые варианты слов из повседневной речи большинства россиян, на примере которых показывается их вредоносное, нейтральное и положительное действие на формирование текущей и будущей реальности человека. Кроме этого, приведены некоторые технологические приёмы замены одного лингвистического строя реальности (текущей), на другой, более предпочтительный, для новой и успешной жизни.

Ключевые слова: лингвистика, русский язык, восприятие, внимание, головной мозг, слова, психика, эмоции, деятельность, реальность, физическое состояние организма, стресс.

Слово, несущее здоровье: банальная фраза, или универсальная тысячелетняя технология, данная человеку в пользование?

Люди в обычной разговорной речи используют определённые слова с тем или иным значением: положительным или отрицательным. Делают они это, чаще всего, не осознавая последствий своих слов для дальнейшей жизни. Особенно, когда говорят про самих себя или, говоря что-то самому себе. Сила слова действует в обе стороны (об этом мало кто задумывается) – как на окружение человека, так и на него самого. При произнесении слов вслух мозг воспринимает их значения дословно, без всяких «скрытых смыслов» и подтекстов. Именно поэтому через слова, напрямую воспринимаемые структурами головного мозга, и происходит много нехорошего, печального и трагического.

Тысячелетиями, вероятно с момента появления письменности, люди, облечённые властью, сознавали колоссальную силу слова. И именно словами, высеченными в камне, выдавленными в глиняных табличках, написанных на нестойких папирусах и кожах, они утверждали свои права на высшую власть. Яркий пример того, как один из известных владык древности, словами обеспечивал себе спокойствие и «высшую легитимность» для активизации собственных душевных и физических сил:

«Я, Ашшурнасирпал, царь, чья слава могуча, - после размышления своего сердца, после того, как бог Эа даровал мне всеобъемлющее понимание, я снова взялся за дела.

Ашшур, великий бог, относился ко мне с благосклонностью и провозгласил в своём ясном заявлениимоё господство и мою власть». [3]

Основной сферой использования тайных слов илы и специальных словесных формул, по-современному – словесных программных кодов, в древности (да и сейчас), являлась магия.

«Халдейские, вавилонские и ассирийские документы изобилуют магическими заклинаниями с целью убить или излечить, мольбами к духам-защитникам, обращениями к добрым или злым духам, умершим людям, заговорами белой и чёрной магии, доходящими до суеверия.В них описаны опасности для души, предотвращённые с помощью ритуалов, а также талисманы,которые носят люди в наше время. Многие магические ритуалы существовали до Средних веков, превратившись в средневековую алхимию, которую разум перевёл в современную науку». [3]

Великая магия Творящего Слова – ХУ, издавна использовалась жрецами Древнего Египта. В современности это знание «благополучно» забыто…

Клинописную табличку шумеры называли «ДУБ», а писца «ДУБ-САР» – «тот, кто властвует над табличками» (пишет таблички; сар (царь, властитель) табличек). [5]

Известный историко-религиозный словесный образ «Вавилонская башня» в символике постоянного обновления и возрождения изначально божественного, подробно рассмотрен в книге ректора университета С.И. Богданова. [1]

Вавилонская башня строилась в понимании и согласии, но рухнула из-за смешения языков и непонимания. Нездоровья в головах строителей. Утери изначального Слова. Силы его и связи с Ним.

Шумерский «Дом краеугольного камня неба и земли» – ЭТЕМЕНАНКИ – главный зиккурат Вавилона, или «Вавилонская башня» – мифический объект и исторический артефакт. Теологическая метафора и историко-культурный символ. Артефакт божественного основания, величия и силы. Символ человеческой гордыни, катастрофических последствий и технологий формирования хаоса. Лингвистических технологий.

У вавилонской башни было божественное основание – единый язык, понятный всем и каждому. В основание укладывались прочные кирпичи – слова силы изначального языка, поэтому башня успешно строилась и росла. Ушло единство языка, началось смешение, возникло взаимное непонимание, исчезло сила слов – рухнула башня. Из рыхлых кирпичей ничего не построить…

«Вначале было Слово», – это изречение известно почти каждому. Со слова изначального всё и началось. И как же люди пользуются божественным даром?

Сила слов в качестве способа влияния на человека и его окружение (людское или природное) известна тысячелетиями. Это – заговоры – ритуальные специальные словесные формулы, направленные на достижение того или иного результата. Заговоры на здоровье, прекращение болезни (особенно заговоры от зубной боли), на удачу, на любовь и т.п. исчисляются многими тысячами. Сила заговора всегда (да и сейчас) осознавалась как мощное средство воздействия. Наивысшая сила приписывалась экзорцизму – «изгнанию бесов» – религиозной практике отчитывания поражённого (над ним читались специальные молитвы). Тем не менее, какие бы цели не преследовали «заговорщики» - лингвотехнологи по-современному, они всегда использовали только слова. И эти слова, составляющие фразы, предложения и целые тексты, обладали силой, приносящей как пользу (благо), так и вред (вплоть до летальных исходов).

«…И там, в ученье колдунов,

Провёл невидимые годы.

Настал давно желанный миг,

И тайну страшную природы

Я светлой мыслию постиг:

Узнал я силу заклинаньям».

А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»

В современном индустриальном обществе значимость специальных словесных формул для поддержания и восстановления здоровья (физического и душевного) ушла из широкого народного употребления, оставшись только в сферах религии (молитвы, проповеди, исповеди, экзорцизм), медицины (психотерапия). Активно используются словесные интервенции в психологии и рекламе (нейромаркетинг), но ареал и действенность этих практик ограничены.

В западной лингвистике существует понятие «аффирмация» - (от лат. affirmatio – подтверждение) - краткая фраза, содержащая вербальную формулу на определённую тему, которая при многократном повторении, закрепляет требуемую установку в долговременной памяти человека, что способствует улучшению психоэмоционального фона человека, а также активизирует положительные перемены в его жизни.

Подобные «аффирмации» в русском языке известны испокон веков под названием пословиц и поговорок для того, чтобы облегчать жизнь. Часто одно слово, например, «благодарю», заменяющее привычное слово «спасибо», превращало человека из просителя спасения, в активного дарителя блага. И, соответственно семантике этого слова, превращало один вариант текущей реальности, в другой - более предпочтительный и успешный.

Указанная выше «аффирмационная» техника требует специальной подготовки и специальных же знаний: в разговорной же речи достаточно просто (что совсем не просто, поскольку препятствует прежняя привычка использования «обычного слова») заменить одно слово на более позитивное и – никаких аффирмаций, при наличии необходимого эффекта. Такой силой обладают «простые» слова русского языка.

Некоторые варианты слов из повседневной речи большинства россиян, на примере которых показывается возможности использования привычных слов в формировании текущей и будущей реальности человека.

«Снова здорова» или «опять, двадцать пять».

«Спасибо» или «благодарю».

«Доход» или «выгода».

«Купить» или приобрести».

«Извини» или «прошу прощения».

«Будь смелым» или «не бойся».

«Не расслабляйся» или «соберись».

«Ничего себе» или «вполне себе».

«Верить», «надеяться», «ждать» или «знать» и «действовать».

«Пытаться», «стараться», «пробовать» или просто «делать».

«Сложно» или «непросто».

«Тяжело» или «нелегко».

«Медленно» или «не быстро».

«Потом» или «на сразу».

«Долго» или «не быстро».

«Плохо» или «худо», «неплохо» или «нехорошо» и «хорошо».

«Закончить» или «завершить».

«Хватит» или «достаточно».

«Хочу» или «надо».

Простая замена одних привычных слов на другие, знакомые, несколько менее привычные, существенным образом меняет настроение и результативность деятельности человека. Главное – знать, что и зачем делать.

Апостол Иаков напрямую связывал правильность речи с духовным и физическим здоровьем: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). [4]

Словом, можно обрушить и можно возвысить. Слово, может заставить человека пожертвовать самым дорогим – собственной жизнью.

Яркий пример практически мгновенного (с небрежно-снисходительного на тревожно-депрессивное) изменения состояния человека, показан у А.С. Пушкина в его «Песне о вещем Олеге». Ниже приводится отрывок из поэмы.

«…Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется нынче со мною?

И скоро ль на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

…….

И холод, и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый»

А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге».

Так происходит признаваемое всё большим числом учёных (врачами-психиатрами это сделано уже давно) ментальной инфицирование – введение через слуховой канал восприятия некой новой информации, несущей иной вербальный посыл. Зачастую – прямо противоположной успеху или здоровью. И эта «тайная отрава» - не что иное, как СЛОВО или слова. Мощная и действенная фраза. Блокировка. Информационный вирус. Ментальный паразит. Установка. Все эти слова – не что иное, как название новой программы, коды которой блокируют программу прежнюю. И всё через слово. И всё через мозг, вернее его системы восприятия, обработки словесной информации и реагирования на неё в соответствии с заложенным кодом, а также собственными прежними ментальными.

Слова Эмиля Куэ – основателя первой европейской школы самовнушения: «Если вы сознательно внушаете себе что-либо, делайте это совсем естественно, совсем просто, с убеждением и, особенно, без всякого усилия. Если бессознательное самовнушение, часто дурного характера, бывает столь успешным, то это оттого, что оно осуществляется без усилий». [2]

А как в современной России относятся к словам? Какое количество проблем в жизни, в том числе и со здоровьем, вызвано именно таким, безответственным небрежением к своей речи? И сколько врачей упорно и самозабвенно лечат таблетками то, что было создано словами? Ответ известен каждому – множество. То, что словами было вызвано, словами же может быть исцелено (излечено). Причём, в данном случае речь не только о психотерапевтических технологиях, но о специальных лингвистических подходах в профилактике и коррекции возможных расстройств с использованием слов привычной речи.

Для проверки гипотезы мгновенного действия специальных словесных формул на психоэмоциональное и физическое состояние человека, было проведено экспресс-исследование в группе из сорока молодых людей (31- женского пола, 9 – мужского) в возрасте от 17 до 22 лет.

До исследования испытуемые оценивали своё состояние по направлениям: уровень настроения, физическое самочувствие и чувство спокойствия. Критерии оценки были разделены на четыре категории: 1- плохо, 2-неважно, 3-е вполне нормально, 4-е – хорошо.

После выполнения первого этапа, испытуемым раздавались в случайном порядке оригинальные фразы-формулы как положительной, так и отрицательной направленности, после прочтения которых, вновь предлагалось оценить текущий уровень в соответствии с указанными выше положениями.

Примеры использованных специальных словесно-образных формул:

1. Веселье меня так и распирает;

2. Мрачно-серая грусть;

3. Всё равно у меня будет то, что мне надо;

4. Мне что-то грустновато;

5. Новые вызовы только бодрят меня;

6. Надо заниматься собой – никто этого за меня не сделает;

7. Хоть новое и страшно, но оно мне нужно;

8. Я просто притягиваю удачу!

9. Тёмная глубина печали…

10. Как сегодня всё удачно складывается!

В результате проведённого статистического анализа данных установлено, что уровень настроения в целом по группе повысился по сравнению с исходным (с 2,7 до 3); динамики физического самочувствия не выявлено (3,4/3,4); положительная динамика также установлена в уровне чувства спокойствия (с 3,2 до 3,3). Внутри группы наблюдалась индивидуальная динамика, но общим выводом является несомненное влияние словесно-образных формул на психоэмоциональное состояние испытуемых. Наибольшим изменениям в ответ на словесное воздействие подвергались настроение и состояние спокойствия, тесно связанные с эмоционально-гормональным фоном. Силы влияния слов на изменение физического самочувствия оказалось недостаточно при столь коротком воздействии.

Исследования в данном направлении продолжаются.

Таким образом, установлено, что в течение всего исторического периода существования человека, использующего слова, в качестве способа передачи информации, их сила и значимость не претерпели ни малейших изменений – сила их влияния на все составляющие жизни человека всё также велика. Использование правильных в плане семантики слов позволяет устранять старые (нефункциональные) программы с одновременным формированием новых, соответствующих новым установкам желаемой и необходимой будущей реальности. Фразы, несущие в себе позитивный или негативный посылы, способны оказывать практически мгновенное соответствующее действие на психоэмоциональное состояние людей. Поэтому использование лингвистических оздоровительных технологий – важная составляющая подготовки педагога, как успешного профессионала, так и эффективного гражданина нашей страны.

Литература:

  1. Богданов С.И. Вавилонское столпотворение и судьба человека. – СПб.: Скрипториум, 2016. – 176 с.
  2. Бубличенко М.М. «Самогипноз: измени себя сам». – Ростов н/Д: Феникс, 2006, с. 65.
  3. Дрейк Реймонд Уильям. Боги и пришельцы с Древнего Востока. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. - 287 с.
  4. Ирзабеков Фазиль Давуд оглы Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский вестник, 2007. – С. 5.
  5. Йорген Лессёэ. Древние ассирийцы. Покорители народов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2012, с. 27.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, Пушкин, сила, физическое самочувствие, божественное основание, будущая реальность человека, вавилонская башня, головной мозг, повседневная речь большинства россиян, русский язык.


Похожие статьи

Гендерные аспекты изучения нарушений пищевого поведения

Повседневные практики пищевого поведения на сегодняшних день представляются главным и актуальным объектом исследования таких направлений социальных наук, как социология повседневности и социология питания. Питание рассматривается не только как биолог...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Соматизмы как часть фразеологической картины мира (на примере русского и сербского языков)

Фразеологизмы с соматической составляющей, на наш взгляд, наиболее точно описывают человека во всех сферах его деятельности, его чувствах, мыслях, поступках и эмоциях. В статье мы проведем сравнительный анализ совокупности фразеологических гнезд на р...

Метафора и сравнение как средства формирования художественной атмосферы произведения и эмоционально-чувственных читательских ассоциаций в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, которые создают определенные образы и настроения для читательской аудитории, передающие авторский замысел и отношение к описываемым событиям в художественном произведении «1984». Целью исследования явля...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Индивидуальное проявление родовых программ в открытой биосоциальной системе рода

В статье представлены идеи, разработанные совместно с В. В. Докучаевым. В данной статье анализируются психологические проявления, которые возникают в открытой биосоциальной системе рода. Описан алгоритм реализации индивидуальной родовой программы. О...

Особенности преподавания иностранных языков в технических высших учебных заведениях

Язык — это структурированная система общения. Язык, в более широком смысле этого слова, является способом общения, который включает использование — особенно человеческих — языков. Научное изучение языка называется лингвистикой. В настоящее время изуч...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Похожие статьи

Гендерные аспекты изучения нарушений пищевого поведения

Повседневные практики пищевого поведения на сегодняшних день представляются главным и актуальным объектом исследования таких направлений социальных наук, как социология повседневности и социология питания. Питание рассматривается не только как биолог...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Соматизмы как часть фразеологической картины мира (на примере русского и сербского языков)

Фразеологизмы с соматической составляющей, на наш взгляд, наиболее точно описывают человека во всех сферах его деятельности, его чувствах, мыслях, поступках и эмоциях. В статье мы проведем сравнительный анализ совокупности фразеологических гнезд на р...

Метафора и сравнение как средства формирования художественной атмосферы произведения и эмоционально-чувственных читательских ассоциаций в описании общественно-политического строя в романе Джорджа Оруэлла «1984»

В статье рассматриваются метафоры и сравнения, которые создают определенные образы и настроения для читательской аудитории, передающие авторский замысел и отношение к описываемым событиям в художественном произведении «1984». Целью исследования явля...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Индивидуальное проявление родовых программ в открытой биосоциальной системе рода

В статье представлены идеи, разработанные совместно с В. В. Докучаевым. В данной статье анализируются психологические проявления, которые возникают в открытой биосоциальной системе рода. Описан алгоритм реализации индивидуальной родовой программы. О...

Особенности преподавания иностранных языков в технических высших учебных заведениях

Язык — это структурированная система общения. Язык, в более широком смысле этого слова, является способом общения, который включает использование — особенно человеческих — языков. Научное изучение языка называется лингвистикой. В настоящее время изуч...

Исследовательская культура будущих специалистов вуза

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ценностного компонента исследуемого феномена. В совреме...

Особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языках

В статье рассматриваются особенности антропоконнотативной лексики в китайском, русском и чувашском языке. Сделан вывод о том, что антропоконнотативная лексика многогранна с внешней и внутренней структуры. Внешняя сторона данного вида лексики охватыва...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Задать вопрос