Библиографическое описание:

Плахов Н. Н., Ситарчук А. С. Роль электронных образовательных ресурсов в повышении знаний школьников о культуре здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 89-92. — URL https://moluch.ru/archive/145/40626/ (дата обращения: 26.04.2018).



Электронные образовательные ресурсы широко используются студентами вузов в период учёбы, в том числе при изучении курса «Основы медицинских знаний». Целью исследования явилась оценка знаний о культуре здоровья учащихся общеобразовательной школы с использованием электронных ресурсов. Проведён педагогический эксперимент путём интервьюирования учащихся 7 – 8 классов школы с помощью авторской анкеты. По степени уровня знаний о культуре здоровья респонденты были распределены на 5 типов: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Оценка не выявила различий в уровне знаний о культуре здоровья между учащимися экспериментальной и контрольной групп. Большинство лиц обеих групп принадлежало типам «Ниже среднего» и «Средний». Причиной этого является слабая разработка тем электронных ресурсов по направлению «Культура здоровья» и «Здоровый образ жизни», а также недостаточное соответствие их тематике программы школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Следовательно, роль образовательных электронных ресурсов в направлении формирования культуры здоровья школьников должна быть существенно повышена на основе совершенствования их дидактической оптимизации и соответствия программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, школьники, основы безопасности жизнедеятельности, культура здоровья, анкетирование.

В настоящее время реформа образования направлена на внедрение в образовательную среду компетентностного подхода, причём для успешного решения этой задачи одно из первых мест занимает реализация комплекса современных средств обучения, обладающих высоким дидактическим потенциалом [1]. К подобным средствам относятся электронные образовательные ресурсы, которыми широко пользуются студенты вузов при написании рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, при подготовке к зачётам и экзаменам.

Важным направлением образовательной деятельности служит забота о здоровье подрастающего поколения, воспитание у детей и подростков культуры здоровья, формирование знаний, умений и навыков не только сохранения, но и укрепления здоровья. Это связано с тем, что в современном мире нарастает количество и интенсивность рисков со стороны факторов природного, техногенного и социального характера, что приводит к ответному повышению уровня заболеваемости и смертности среди представителей подрастающего поколения.

Так, загрязнение окружающей среды во всех странах приводит к тому, что 24% заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием факторов окружающей среды, что является причиной каждого третьего заболевания у детей младше 5 лет. Отмечено увеличение уровня дезадаптационных явлений, повышение утомляемости и уровня невротизации у современных школьников, что приводит к росту числа случаев девиантного поведения: алкоголизма, наркомании, суицидального поведения, насилия и др. [2 - 5]. В настоящее время наблюдается отсутствие нормы поведения у преобладающей массы населения, в частности отсутствия заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. На этом основании определяющим направлением в образовании становится пересмотр содержания образовательных программ, посвящённых воспитанию у обучающихся культуры здоровья. Знание рисков и действий по борьбе с ними или предупреждению их составляет основу формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи [3 - 6]. «Ведущими задачами школы наряду с развитием интеллекта и обогащением научными знаниями являются и забота о состоянии здоровья учащихся, формирование экологически грамотной гармонично развитой личности с установкой на здоровый образ жизни» [6, с. 91].

В связи с изложенным выше становится необходимым определить структуру образовательных ресурсов, способствующих повышению успешности освоения знаний о здоровом образе жизни.

«…Эффективным ресурсом гигиенической оптимизации обучения школьников могут служить такие педагогические технологии, которые предполагают снижение утомительного влияния образовательной нагрузки за счёт как создания благоприятных условий и организации обучения, так и повышения функциональных возможностей организма школьников» [3, с. 55]. К таким технологиям следует отнести электронные образовательные ресурсы, отличающиеся высокими дидактическими возможностями, в том числе наглядностью, достаточной информативностью, скоростью получения информации и др. [1,2].

Однако результатов исследований, посвящённых оценке эффективности использования подобных ресурсов в области формирования культуры здоровья у школьников, в доступной литературе найти не удалось. Это определило актуальность проводимых нами исследований, целью которых явилась оценка знаний о культуре здоровья учащихся общеобразовательной школы с использованием электронных ресурсов.

На базе ГБОУ СОШ № 379 Кировского района Санкт-Петербурга проведён педагогический эксперимент с участием 45 учеников 7 – 8 классов. 22 ученика, регулярно использующие Интернет-ресурсы в получении информации, составили экспериментальную группу. Они использовали ресурсный обучающий материал для формирования знаний по курсу основ безопасности жизнедеятельности. Лица (23 человека), вошедшие в контрольную группу, указанные обучающие ресурсы не использовали, выходя в Интернет или социальные сети лишь с целью организации личных контактов или для развлечения. Методом исследования был анкетный, выполняемый учащимися во время внеклассной работы.

Учащиеся обеих групп подверглись интервьюированию путём получения письменных ответов на вопросы специально разработанной авторской анкеты. Анкета «Культура здоровья» представляет собой тестовый опросник по определению уровня знаний, представляющий собой тестовое задание, состоящее из 13 вопросов с тремя, четырьмя вариантами ответа. Тестовое задание было сформировано на основе критического анализа тестов, отобранных на сайте «Социальная сеть работников образования». Количество баллов при ответах на вопросы анкеты составляет от 1 до 100. Направленность заданий и подбор тестов соответствовало цели исследования. Было выделено пять типов сформированности знаний о культуре здоровья:

1.Низкий: учащийся не проявляет интереса к рассматриваемому феномену, ориентирован в нем поверхностно. Собственными знаниями он владеет преимущественно на репродуктивном уровне. Между его оценкой и самооценкой отмечается низкая теснота связи. Количество баллов – от 1 до 38.

2.Ниже среднего: у учащегося наблюдается ситуативный интерес к феномену. При выполнении заданий он ориентирован на основные условия. Знает суть методов и приемов формирования культуры здоровья, но применять их в деле не торопится. Между его оценкой и самооценкой отмечается низкая теснота связи. Количество баллов – от 39 до 49.

3.Средний: у учащегося наблюдается периодический интерес к феномену. Ориентируется в нем, опираясь на полученные знания и умения. Может применять их на практике. Между его оценкой и самооценкой отмечается достаточная теснота связи. Количество баллов – от 50 до 60.

4.Выше среднего: у учащегося отмечается выраженный интерес к рассматриваемому феномену, переходящий в дальнейшее желание его изучения. Проявляет стремление к самостоятельному развитию. Самооценка объективна. Количество баллов – от 61 до 70.

5.Высокий: у учащегося наблюдается высокий интерес к феномену. Он отлично ориентируется в нем, а также считает нужным применять свои знания на практике. Постоянно саморазвивается. Самооценка объективна. Количество баллов – от 71 до 100.

В таблице представлены результаты анкетирования с распределением числа учащихся обеих групп по типам сформированности знаний о культуре здоровья.

Таблица

Тип сформированности знаний о культуре здоровья в группах обследуемых учащихся, количество человек

Тип сформированности знаний о культуре здоровья

Г р у п п ы о б с л е д у е м ы х

экспериментальная

контрольная

Низкий

3

4

Ниже среднего

6

5

Средний

6

8

Выше среднего

3

3

Высокий

4

3

Как видно из анализа результатов, приведенных в таблице, различий в уровне знаний о культуре здоровья между учащимися экспериментальной и контрольной групп практически не обнаружено. Большинство лиц обеих групп принадлежало типам «Ниже среднего» и «Средний». Причиной этого, как свидетельствуют сами респонденты, является слабая разработка тем электронных ресурсов по направлению «Культура здоровья» и «Здоровый образ жизни», а также недостаточное соответствие их тематике программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, роль образовательных электронных ресурсов в направлении формирования культуры здоровья школьников должна быть существенно повышена на основе совершенствования их дидактической оптимизации и соответствия программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Литература:

  1. Моглан Д.В. Практика использования образовательных вики-сообществ в обучении информатике студентов / Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.-С. 146 - 151.
  2. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся / научно-методическое пособие-М., 2009.
  3. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария, 2012.-№ 2.- С. 52 – 55.
  4. Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П. и др. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета // Молодой учёный, 2015.-№ 6 (86).- С.569 – 575.
  5. Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015.- № 5.- С. 20.
  6. Соколова Н.В., Попов В.И., Картышева С.И., Королёва А.О. Некоторые аспекты профилактической деятельности учителя, направленной на улучшение состояния здоровья школьников // Гигиена и санитария, 2014.- № 1.- С.90 – 91.
Основные термины (генерируются автоматически): культуре здоровья, культуры здоровья, формирования культуры здоровья, Количество баллов, электронных ресурсов, «Основы безопасности жизнедеятельности», курса «Основы безопасности, культуре здоровья учащихся, здоровья школьников, культуры здоровья школьников, здоровья учащихся общеобразовательной, здоровья школьников должна, электронные образовательные ресурсы, сформированности знаний, направлении формирования культуры, учащихся общеобразовательной школы, образовательных электронных ресурсов, использованием электронных ресурсов, культуре здоровья респонденты, программам курса «Основы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос