Библиографическое описание:

Крыгина Е. В., Мещерякова Н. А. Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 67-71. — URL https://moluch.ru/archive/145/40615/ (дата обращения: 20.04.2018).



Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения учебной дисциплины «Экологическая безопасность» являлось развитие у магистрантов социально-педагогического университета личностных качеств и овладение базовыми знаниями формирования экологической грамотности в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Abstract. The education of children with disabilities ensures equal access and opportunity to develop and enhance environmental awareness of all participants of educational process, development of environmental safety. The main purpose of the discipline «Ecological safety» was the development of the students of social-pedagogical University personal skills and the mastery of basic knowledge of the development of environmental literacy in teaching children with special educational needs.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, экологическая безопасность, магистранты.

Keywords: training, environmental safety, graduate.

В современном мире ведущая роль в обеспечении устойчивого развития экономики и общества отводится системе высшего профессионального образования. Неслучайно, Президент РФ В.В. Путин, обозначил новое направление развития страны, уделив особое внимание сбережению и умножению человеческого капитала как главного богатства России, поддержке традиционных ценностей и семьи, улучшению экологии, здоровья и безопасности людей, развитию образования, нацеленного на формирование интеллектуальных основ устойчивого развития, укрепления и совершенствования гражданского общества, основ правового государства, обеспечения национальной безопасности [4].

По мнению С.В. Абрамовой, В.П. Соломина, П.В. Станкевича, система высшего педагогического образования развивается по пути серьезных преобразований и новых открытий [5]. Процесс интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки – это тенденция, которая охватила не только субъекты Российской Федерации, но и Россию в целом. В настоящее время создаются разные формы, объединяющие научно-образовательный потенциал учебных заведений. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что подготовка высококвалифицированных уровневых специалистов – задача не отдельно взятого высшего учебного заведения, а всей образовательной системы [2].

Актуальность данной проблемы вызвала необходимость широкого ее обсуждения специалистами разных уровней. В связи с чем в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в ноябре 2016 года состоялась международная научно-практическая конференция «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика», которая определила перспективные пути развития высшего образования в области безопасности жизнедеятельности в контексте общих требований, формирующихся в международном образовательном пространстве с учетом социальных запросов российского общества, а также региональных особенностей и тенденций образовательного рынка труда.

В материалах конференции были рассмотрены различные методологические основы, современные технологии, формы, средства и приемы подготовки будущих специалистов к решению профессиональных задач по формированию научной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология». В этой связи все большее значение приобретают вопросы практической реализации решений конференции.

С переходом на двухуровневую подготовку (бакалавриат, магистратура) система высшего педагогического образования претерпела существенные изменения, где бакалавриат, в большей мере, ориентирован на общее высшее образование, а магистратура призвана готовить профессионалов высокой квалификации в одной области.

Поэтому, программы магистерской подготовки должны строиться по модульному принципу, который позволяет выстраивать их многовариантность, оптимизируя процесс подготовки магистра, где вариативное построение дисциплин модуля создает индивидуальную траекторию обучения [1]. Обозначенные положения и легли в основу становления профессиональной и общекультурной компетенции будущих педагогов по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование магистерская программа «Биологическое образование» на естественно-географическом факультете СГСПУ, реализация которой осуществляется согласно ФГОС ВО, утвержденному Приказом № 1505 Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 г.[6].

На основании ФГОС ВО была разработана основная образовательная программа, представляющая собой комплекс нормативных и учебно-методических документов, определяющих цели, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания, ожидаемые результаты, оценку качества подготовки магистров.

Магистерская программа содержит ряд учебных циклов и разделов. Общенаучный учебный цикл включает базовую часть с изучением дисциплин: «Современные проблемы науки и образования», «Методы научного исследования», и вариативную часть с обязательными дисциплинами: «Инклюзивное образование», «Менеджмент в образовании» и курсами по выбору студентов («Экологическая безопасность», «Педагогическая этика», «Применение сетевых образовательных технологий в обучении»).

Базовая часть профессионального цикла включает следующие дисциплины: «Инновационные процессы в образовании», «Деловой иностранный язык», вариативная обязательная часть – «Воспитание и социализация обучающихся в процессе изучения биологии», «Проектирование образовательного процесса по биологии»; по выбору студентов – «Краеведческий подход в обучении биологии», «Патриотическое воспитание в обучении биологии».

Раздел «Практики и научно-исследовательская работа» включал научно-исследовательскую и педагогическую практики, способствующих формированию готовности магистров к биоэкологическому воспитанию школьников. Основными задачами педагогической практики магистров являлись: развитие креативного и системного мышления школьников; повышение уровня их биоэкологического сознания; использование полученных знаний, умений и навыков в курсе биологии [7].

С целью формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в области экологии и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование магистерская программа «Биологическое образование» нами была разработана рабочая программа по дисциплине вариативной части профессионального цикла (Б1.В.ДВ.3.2) «Экологическая безопасность».

Основной целью изучения учебной дисциплины являлось развитие у студентов личностных качеств и овладение базовыми знаниями формирования экологической безопасности в обучении экологии, безопасности жизнедеятельности системы основного общего образования в процессе его модернизации и реализации положений Федерального государственного образовательного стандарта.

Среди основных задач выделялись следующие:

  • в области педагогической деятельности:

- разработка концепции развития экологической безопасности на основе системно-деятельностного подхода;

- организация процесса обучения и воспитания в сфере основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, отражающих специфику предметной области («Безопасность жизнедеятельности») и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

- раскрытие содержания экологической безопасности и путей ее формирования с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста обучающихся.

  • в области научно-исследовательской деятельности:

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и образования на основе концепции формирования экологической безопасности с использованием современных научных методов и технологий.

  • в области проектной деятельности:

- обеспечение магистрантов необходимой базой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе основного и общего биоэкологического образования;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), разработка технологических карт; форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов с учетом концепции формирования экологической безопасности.

  • в области методической деятельности:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения с учетом концепции формирования экологической безопасности;

- исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов на базе концепции формирования экологической безопасности.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование культурных потребностей обучающихся, развитие экологической безопасности;

- повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности.

Для освоения дисциплины магистрант должен:

знать: структуру содержания экологического образования в образовательном учреждении; состав экологических понятий курса экологии; основные методы и средства обучения экологии; способы реализации содержания экологического образования; понятия об экологической безопасности.

уметь: определять связь компонентов в структуре содержания экологического образования; объяснять роль экологической безопасности в формировании ответственного отношения человека к природе.

владеть: навыками формирования научного мировоззрения и развития экологической безопасности.

Освоение дисциплины «Экологическая безопасность» является основой для последующего изучения таких курсов, как: «Педагогическая практика в общеобразовательном учреждении», «Диагностика и оценка качества образовательного процесса по биологии», «Современные образовательные технологии в обучении биологии», «Безопасность жизнедеятельности», что позволит обеспечить магистрантам необходимую базу для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе общего образования.

Объем дисциплины «Экологическая безопасность» составляет 108 часов, из которых 36 часов - аудиторные занятия (лекции, практические семинары, интерактивные занятия), 72 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Занятия по данной дисциплине для магистрантов проводились в соответствии с программой, в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных учебными и наглядными пособиями, стендами, техническими средствами обучения.

В процессе обучения применялись как традиционные (лекция, объяснение, рассказ, беседа и пр.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные), методы и приемы, которые были наиболее эффективными в решении конкретных образовательных и воспитательных задач.

По результатам изучения дисциплины «Экологическая безопасность» проводилась обязательная устная итоговая аттестация в форме зачета. Реализация данной программы в процессе обучения магистров способствовала формированию компетентности будущих специалистов в области экологической безопасности как неотъемлемой части их профессиональной подготовки. Изучение развития биоэкологического образования в целом и форм его государственного регулирования позволили наметить основные позиции профессиональной подготовки будущих педагогов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Студентам естественно-географического факультета СГСПУ предстояла реализация полученных знаний, умений и навыков в рамках изучения дисциплины «Экологическая безопасность» на практике по биоэкологическому обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствовало росту профессионального уровня их сознания, культуры восприятия окружающего мира.

Исследование проводилось на базе школы-интерната, осуществляющего обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе непосредственного участия в учебном процессе данного образовательного учреждения, магистрантами был получен опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который впоследствии был реализован ими на практике в других сферах деятельности.

Школа-интернат представляет собой образовательное учреждение, реализующее специальную (коррекционную) программу VII вида на двух ступенях обучения: начального – 1-4 и основного – 5-9 классы. Цель данной программы заключается в создании единой коррекционно-развивающей среды, способствующей их речевому, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации для последующей интеграции в общество.

Педагогическая деятельность ГБС(К)ОУ школы-интерната «Преодоление» представляет собой систему скоординированной работы различных служб (коррекционно-реабилитационная (образовательная, воспитательная), сопровождения и развития ребенка, медико-валеологическая, служба социальной защиты учащихся, финансово-хозяйственная.), цель которых заключается в обеспечении единства стабильного функционирования и развития.

В настоящее время в школе обучается - 287 учащихся (воспитанники детских домов № 3, 59, находящиеся под опекой), из которых с задержкой психического развития - 249, с тяжёлой речевой патологией-12 и с умственной отсталостью - 26 детей. Наполняемость классов составляет 12 человек, некоторые дети по медицинским показаниям обучаются на дому.

Согласно учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г.) общеобразовательный курс включает дисциплины (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, природоведение, физика, химия, биология, трудовая подготовка, ОБЖ, физическая культура, изобразительное искусство, музыка), изучение которых способствует развитию уровня знаний, умений и навыков, сведений об окружающем мире, его социальном устройстве, нравственных ценностях [3].

В целях успешной динамики в общем развитии обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях, предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия. В качестве коррекционных предметов вводится «Ритмика» и «Фонетическая ритмика» (I-IV кл.), что обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности учащихся, их пространственных представлений, координации движений, формирования культуры общения. В процессе работы с детьми были предусмотрены: экскурсии в природу, наблюдение за живыми объектами в зоопарке, творческие мастерские в Самарском зоологическом музее им. Д.Н. Флорова, знакомство с Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П.В. Алабина, встречи с интересными людьми, игровые ситуации, что способствовало развитию и формированию их биоэкологического сознания, и улучшению восприятия окружающего мира.

Эффективность проведенной магистрантами естественно-географического факультета СГСПУ работы с детьми, имеющими трудности в обучении определялась специально разработанной диагностикой (тестирование, срезы, анкетирование), которая проводилась до и после реализации специальных программ биоэкологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В эксперименте участвовали учащиеся среднего звена школы «Преодоление» (экспериментальная группа (ЭГ) - 50, контрольная (КГ) - 30 школьников). В ходе констатирующего эксперимента выявлялось отношение их к окружающему миру, определялись доминирующие установки и диспозиции. С помощью методики Е.В. Асафовой «Экологическая грамотность учащихся» будущими педагогами проведено исследование уровня развития экологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ тестирования показал, что в экспериментальной группе уровень экологической грамотности учащихся с ограниченными возможностями здоровья значительно выше (71,4%), по сравнению с результатами контрольной группы (28,6%). Однако средний уровень экологической грамотности превышает в контрольной группе респондентов - 51,2%, в то время как в экспериментальной его показатель равен 31,7%, наличие низкого уровня 15,8% отмечено только у детей КГ.

Полученные данные свидетельствует о положительном влиянии программы «Экологическая безопасность» на формирование экологических представлений, безопасности жизнедеятельности у детей с особыми образовательными потребностями. Практическая работа с детьми с особыми образовательными потребностями сказалась на повышении уровня сформированности профессиональных компетенций магистрантов после осуществления педагогической деятельности (от 2,43 до 4,71) и их однородности в эксперименте (от 2,09% до 3,58%). При этом, уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (σ(к) (0,03) < σ (п) (0,07) < σ(и)(0,10)) позволяет говорить об эффективности процесса формирования профессиональных компетенций у магистрантов естественно-географического факультета СГСПУ к работе с детьми с нарушениями развития.

Таким образом, образование в области безопасности жизнедеятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья магистрантами направления подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование («Биологическое образование») средствами экологии, способствует развитию у них позитивного отношения к окружающему миру и полноценной интеграции в нем.

Литература:

  1. Колыванова Л.А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173-176.
  2. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98-104.
  3. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Электронный ресурс. - Режим доступа: http://asosh07.ucoz.ru/gazeta/prikas-29.doc (дата обращения: 19.02.2017).
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 02.12.2016. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 18.02.2017).
  5. Соломин В.П., Абрамова С.В., Станкевич П.В. Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Международный научный журнал «Педагогика высшей школы» № 3.1 (6.1) / 2016 г. – Казань. – 2016. С. 6-8.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения: 20.02.2017).
  7. Kolyvanova L.A. Practice-oriented activities as a basis for creation of safe living of students with deprivation of view at the medical college. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 12. С. 11-13.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, «Экологическая безопасность», дисциплины «Экологическая безопасность», безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности, области безопасности жизнедеятельности, экологической грамотности, естественно-географического факультета СГСПУ, Педагогическое образование, особыми образовательными потребностями, development of environmental, изучения дисциплины «Экологическая, высшего педагогического образования, формирования экологической, формирования экологической безопасности, области экологической безопасности, знаниями формирования экологической, изучения учебной дисциплины, обучении биологии», направлению подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос