Данная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу – привлечения к ответственности водителей за парковку на газонах и иных зеленых насаждениях, как одной из самых распространенных в городах массовых нарушений экологической безопасности. В статье рассматриваются возможные правовые перспективы решения этой проблемы, в связи с имеющимся на данный момент пробелом в российском законодательстве.
Ключевые слова: парковка, газон, охрана природы, экология, юридическая ответственность, законодательство, транспортное средство, субъекты РФ, правонарушения.
Сегодня в большинстве населенных пунктов России изменены правила парковки автотранспорта. В местах, где ранее парковались автомобили, теперь установлены запрещающие знаки, а вместо бесплатных стоянок организованы платные. Но, несмотря на это, до сих пор вопрос о парковках на газонах и иных зеленых насаждениях остается открытым. Паркуясь в подобных местах, водители портят их, тем самым вытесняя природу из окружающей среды. При этом собственная экология становится не только однобокой, но и вредной для существования. Благоприятная экологическая среда обязана опираться на охрану природы – как базу экологии. Отношение человека и окружающей среды помимо морально-этических норм регулируется и юридической ответственностью.
В действующем федеральном законодательстве РФ отсутствует такой термин как газон и не предусмотрена ответственность за парковку на нем автотранспорта. Ответственность за правонарушения данного вида, наносящие вред экологии, каждый субъект РФ пытается регулировать собственными нормативными правовыми актами. При этом, в качестве доказательной базы используются камеры видеонаблюдения, видеорегистраторы, фото и видеокамеры мобильных устройств связи. Приведем несколько примеров.
Так, в г. Санкт-Петербурге запрещено размещение транспортных средств на газонах, а также нахождение механических транспортных средств на территории парков, скверов, детских и спортивных площадках [1, с. 7].
Частью 1 статьи 3.6 КоАП Республики Татарстан установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов [2, с.3]. Согласно пункту 155.9 Правил благоустройства г. Казани, на придомовой территории не допускается парковать и хранить транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в том числе разукомплектованные (неисправные) [3, с. 27].
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях в Вологодской области” размещение транспортных средств на участках с зелеными насаждениями, в том числе на газонах, цветниках, озелененных площадках придомовых территорий многоквартирных домов или административных зданий, детских и спортивных площадках влечёт административное наказание [4, с. 5].
Однако, несмотря на принимаемые меры у региональных властей имеются серьезные проблемы с исполнением наказания за подобные правонарушения. Водитель может привлекаться к какой-либо юридической ответственности только на основании федеральных законов, поскольку управляет транспортным средством повышенной опасности и, следовательно, местным законам в этой сфере он не подчиняется. Как показывает практика, “нерадивые водители” в большинстве случаев выигрывают судебные процессы, доказывая неправомерность наложения на них штрафов органами местного самоуправления.
Сложности в понимании и применении подобных норм, закреплённых в различных региональных актах неоднократно становились предметом судебных разбирательств. Одно из таких дел в 2010 году рассматривал Верховный Суд РФ [5, с. 2]. Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Санкт-Петербурга “Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге” [6, с. 12] нахождение транспортных средств на газонах запрещено и влечёт привлечение к ответственности. По мнению заявителя, пребывание транспортных средств на газоне, равно как и пребывание механических транспортных средств на территории парков, скверов, детских и спортивных площадок не может образовывать состав административного правонарушения, так как в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица [7, с.10]. Между тем, транспортное средство таковым не является.
“В 2011 году Верховный Суд РФ рассмотрел ещё один подобный спор [8, с.3]. Частью 1 статьи 19 Закона Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области”, № 490 от 29 марта 2004 г. установлена ответственность за мойку транспортных средств вне специально отведенных для этого мест, стоянку на газонах и других участках с зелеными насаждениями, движение по газонам и другим участкам с зелеными насаждениями и т.д. [9, с. 7]. Суд первой инстанции рассматривал эту норму лишь с позиции неясности ее формулировки в нормативном акте. Судебная коллегия ВС РФ согласилась с выводом суда первой инстанции, что использование термина “и другим участкам с зелеными насаждениями” в контексте диспозиции статьи допускает произвольное ее толкование правоприменителем, а это не согласуется с требованиями ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Однако, для нас важным является анализ характера данной нормы, который даёт в своём определении ВС РФ. Из диспозиции оспариваемой части 1 статьи 19 Закона Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области” следует, что ответственность установлена за несоблюдение правил, стандартов, требований к стоянке транспортных средств. При этом предмет правонарушения составляют зеленые насаждения, зеленый фонд территории поселений, то есть объект природной среды, создающий благоприятные условия жизнедеятельности на территории области”[9, с.7].
С точки зрения законности такое положение дел является справедливым, так как правила дорожного движения (напомним – в которых нет ни слова, ни о газонах, ни об ответственности за парковку на них) действуют на всей территории России и для всех едины, хотя это вызывает серьезные опасения за экологическое состояние определенной местности. Парковка транспортных средств на газонах наносит вред не только травяному покрытию и зеленым насаждениям, но и плодородным слоям почвы. Далеко не все владельцы транспортных средств содержат свои автомобили в технически исправном состоянии, следовательно, не исключены случаи утечки топлива, масла, антифриза, тормозной и других жидкостей. Эти и подобные нарушения экологического законодательства влекут за собой превышения допустимых норм содержания вредных веществ и примесей в почве и грунтовых водах.
В связи с имеющейся “правовой ямой” и анализом судебной практики ряд регионов предлагали внести поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связанных с необходимостью введения юридической ответственности за парковку на газонах. Данные изменения предлагалось внести в главу 12 КоАП РФ “Административные правонарушения в области дорожного движения”. Подобные поправки – давно назревшая необходимость. Однако при рассмотрении данного вопроса нельзя не учитывать то, что значительная часть газонов расположена в дворовых и придомовых территориях, где эффективность работы сотрудников ГИБДД, которые действуют в рамках главы 12 КоАП РФ, оставляет желать лучшего. Для борьбы с экологическими правонарушениями данного вида необходимо привлекать не только сотрудников ДПС, но и наряды ППС и вневедомственной охраны, а также участковых инспекторов и общественность. Следовательно, для профилактики и противодействия подобным правонарушениям сотрудники правоохранительных органов и общественные объединения (формирования) должны руководствоваться не только статьями главы 12, но и главы 8 КоАП РФ “Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”. Нормами главы 8 КоАП РФ, должна по нашему мнению, регулироваться ответственность в области охраны окружающей среды и благоустройства территории.
Для привлечения к административной ответственности водителя, осуществляющего парковку автотранспорта на газонах, в скверах, детских и спортивных площадках, а равно оставление им неисправного транспорта на этих территориях необходимо внести изменения в статью 8.23 КоАП РФ “Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума”, дополнив ее соответственно второй и третьей частями. При этом в случаях выявления утечек различного рода вредных жидкостей и смесей, а также мойки транспортного средства необходимо предусмотреть для недобросовестных водителей более жесткие меры наказания. Так, если в первом случае водитель может быть подвергнут административному штрафу на сумму от одной до двух тысяч рублей, то во втором, в зависимости от нанесенного окружающей среде ущерба – от двух с половиной до пяти тысяч рублей.
При обнаружении автотранспорта, оставленного на газоне, относящимся к территории проезжей части противоправные действия водителя должны регулироваться соответствующим пунктом Правил дорожного движения и статьей 12.19 КоАП РФ “Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств”, и наказываться административным штрафом в размере от одной до двух тысяч рублей.
Необходимость внесения данных поправок в действующее законодательство РФ продиктована заботой об экологической безопасности окружающей среды и будущего поколения.
Литература:
- Закон СПб № 273-70 от 31.05.2010г. “Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге”
- КоАП республики Татарстан № 80-3 РТ от 19.12. 2006г.
- “Правила благоустройства г. Казани” от 10 октября 2006г. № 4-12
- Закон Вологодской области “Об административных правонарушениях в Вологодской области” № 2429-ОЗ от 08 декабря 2010г
- Определение ВС РФ от 25 июля 2010 года по делу № 78-Г07-29
- Закон СПб “Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге” № 232-29 от 15 мая 2003 г. (с изменениями от 29.04.2009г. № 202-42),
- КоАП РФ, 2002 г.
- Определение ВС РФ от 23 марта 2011 года по делу № 64-Г11-8
- Закон Сахалинской области “Об административных правонарушениях в Сахалинской области” № 490 от 22 марта 2004г. (с изменениями от 06 мая 2016г № 39-ЗО)