Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Толстова Н. Н. Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 493-497. — URL https://moluch.ru/archive/145/40573/ (дата обращения: 18.06.2018).



В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных учащихся владеющих русским языком в объёме первого сертификационного уровня.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, короткометражный фильм, практика речи

Известно, что одним из наиболее эффективных источников активизации процесса преподавания русского языка как иностранного, а также совершенствования умений в различных видах речевой деятельности является использование аудиовизуальных средств, т. е. «учебных наглядных пособий, предназначенных для предъявления зрительной и слуховой информации» [1, c.22]. В частности, качество обучения повышается благодаря тому, что зрительные образы окружающей действительности, представленные в видеофильме, способствуют расширению объема усваиваемого учебного материала, а также снижению утомляемости. Кроме того, при использовании видеофильмов на занятиях по русскому языка как иностранному «развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что учащемуся будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придает веры в свои силы, вызывает желание совершенствовать знания» [4, c.145].

Для организации урока с применением видеофильма преподаватель должен иметь четкое представление об организации работы: заранее ознакомиться с содержанием фильма; определить, с какой целью следует его использовать и какие задачи при этом поставить; продумать вопросы и задания на всех этапах [3]. Учащимся можно предложить разнообразные приемы работы: ответы на вопросы по содержанию фильма, составление собственных вопросов, заполнение таблицы, письменный пересказ увиденного и т. д.

Особого внимания заслуживает проблема выбора видеоматериалов. Он зависит не только от уровня языковой подготовленности иностранных учащихся, но и от целей просмотра [5]. Так, на начальном этапе целесообразно предварительно познакомить учащихся с сюжетом, используя адаптированный текст.

Предложенная в данной статье методическая разработка основана на короткометражном фильме. Не секрет, что короткометражки вполне имеют право соперничать с полнометражными картинами по насыщенности сюжета и остроте сцен. Однако основное отличие в том, что всего в 5–20 минут авторам удается заострить внимание зрителя на главном, пробудить его эмоции и чувства. Кроме того, просмотр короткометражных фильмов не отнимает много времени, что, несомненно, является плюсом их использования на занятиях по языку, и в то же время заставляет зрителя задуматься, а это является источником для дискуссий.

Для урока был выбран короткометражный фильм «Offline», снятый молодым режиссёром, выпускником ВГИК Артуром Сухониным. Эта работа была представлена на различных кинофестивалях и завоевала 10 наград, а также большое количество положительных рецензий. Методическая разработка состоит из двух частей: пошаговой инструкции для преподавателя и раздаточного материала для студентов.

Методическая разработка

(на основе короткометражного фильма А. Сухонина «Offline», 2011)

  1. Инструкция для преподавателя

Уровень: В1-В2

Время: 90 минут

Тема: виртуальное и реальное общение

Род занятий: просмотр фильма, обсуждение

Материалы: раздаточный материал для студентов

Шаг 1.

Предложите студентам подумать над тем, что объединяет предложенные фотографии.

Обсудите следующие вопросы:

‒ Сколько времени вы проводите в интернете?

‒ Для чего вам интернет?

Примечание. При обсуждении данных вопросов в качестве основы для ответа можно предложить инфографику: http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/prostory-interneta-razvlechenija-obshchenie-rabota.html

‒ Как вы относитесь к социальным сетям?

Провести дискуссию:

‒ На ваш взгляд, какие существует плюсы и минусы общения в интернете? (Плюсы: возможность общения на расстоянии/ с людьми из разных стран; удобный способ быстрого обмена информацией. Минусы: человек может «надеть маску», выдавать себя за другого человека; не всегда можно понять истинные чувства собеседника; человек может перестать обращать внимание на окружающих его людей, на учебу или работу; может отвыкнуть от живого общения).

На этом этапе работы важно, чтобы иностранные учащиеся могли продемонстрировать дискуссионные тактики, свое знание определенных устойчивых фраз, выражающих согласие или несогласие с мнением говорящего, вежливыми клише для того, чтобы прервать визави, попросить его уточнить точку зрения или показать, что она представляет интерес. Более подробно о проведении дискуссии написано в [5].

Шаг 2.

Спросить студентов, что они думают о выражении «Отключённый от общения» (это слоган короткометражного фильма).

Справка: отключенный — страдательное причастие от глагола совершенного вида «отключить». Основные значения данного глагола:

  1. прервать связь в сети с системой действующих аппаратов. Из-за грозы в поселке отключили свет.
  2. перен. заставить отвлечься от чего-либо, не замечать окружающее. «Мне хочется отключить у зрячеслышащих страх общения со слепоглухими» (журнал «КоммерсантЪВласть», 40–2014).

Шаг 3.

Объявите студентам, что они будут смотреть короткометражный фильм «Offline» (http://kothvosta.ru/film/31#view):

‒ Как можно перевести название на русский язык? (Не в сети; отключенный)

‒ О чём говорит это название? Предположите, о чём этот фильм.

Начать просмотр фильма. Остановить на 01:55.

‒ Какой город вы увидели? (Действие происходит в Москве. Мы видимнебоскребы, монорельс. Город футуристический, город будущего).

‒ Где происходит действие? (В метро).

‒ Кого мы видим? (Пару и молодого человека).

‒ Что вы можете сказать о паре? (Видимо, они недавно поссорились. Парень слушает музыку и смотрит в окно. Ему, наверное, всё равно. Девушка недовольна его поведением, расстроена).

‒ Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках? (Наушники как символ глухоты в отношениях пары; они не слышат друг друга).

Продолжить просмотр. Остановить на 02:42

‒ Что вы можете сказать о молодом человеке? (Он, видимо, одинок. Любит компьютерные игры).

Примечание. Обратить внимание учащихся на глагол «пройти». Спросить о значениях данного слова, попросить привести примеры.

Общее прототипическое значение — оставить что-либо позади себя.

  1. идя, миновать какой-либо объект. Он прошёл мимо меня и не поздоровался.
  2. преодолеть определённое расстояние. Мы прошли 15 километров.
  3. перен. об информации — распространиться. Прошёл слух о приезде президента.
  4. перен. о событии недавнего прошлого — произойти и закончиться. Недавно прошел фестиваль немецкого кино.
  5. перен. протянуться, разместиться. Новая дорога пройдет через лес.
  6. перен. миновать, прекратиться. Квечеру головная боль прошла.
  7. перен. об атмосферных осадках — выпасть и закончиться. Вчера в Москве прошли обильные дожди.
  8. перен. быть пропущенным, одобренным. Перед приемом на работу необходимо пройти собеседование.
  9. школьн. то же, что изучить. Мы ещё не проходили эту тему.

‒ Как долго он переписывается с Glizе? (Полгода).

Примечание. Можно обсудить, долгий ли это срок для общения в сети.

‒ Что предложила Glize? (Встретиться, пообщаться вживую).

‒ Как отреагировал молодой человек? (Он, видимо, испугался и вышел из сети).

Продолжить просмотр. Остановить на 06:45.

‒ Что произошло в отношениях пары? (Они поругались, потом девушка увидела, как на лекции он мило разговаривал с другой)

‒ Кем оказалась девушка? (Это собеседница одинокого молодого человека, т. е. Glize)

‒ Почему она настаивает на встрече? (С одной стороны, можно подумать, что это месть; с другой — ей хочется, чтобы её услышали)

‒ Как себя чувствует герой? (Он сомневается. С одной стороны, он рад, но с другой — боится, в том числе того, что девушка разочаруется).

Примечание. Попросите студентов подобрать синонимы к слову «разочароваться (в ком/чём?)» (обмануться в своих надеждах/ожиданиях; потерять веру)

1 вариант: предложить студентам в мини-группах придумать конец истории. После просмотра сравнить с реальным финалом.

2 вариант: досмотреть до конца, обсудить финал.

Шаг 4.

Обсудить финал и идею картины. Обратиться к слогану фильма.

В качестве домашнего задания предложите учащимся написать рецензию к фильму или эссе на одну из следующих тем:

‒ «Молчание — золото или беда?»

‒ «Мы живем в виртуальном мире…»

Примечание. Желательно напомнить учащимся структуру рецензии:

 Заголовок должен содержать в себе название фильма. Кроме того, он призван заинтересовать читателя.

 Введение (2–3 предложения).

 Краткое содержание фильма. При описании сюжета не стоит раскрывать ключевые моменты, основные повороты в фильме и тем более рассказывать концовку. У читателя должно сложиться общее представление о фильме, и не должно пропасть желание его посмотреть.

 При анализе картины нужно оценить работу актёров, выявить слабые и сильные стороны сюжета; затронуть работу режиссера. По возможности описать операторскую работу, декорации, костюмы, спецэффекты, музыкальное сопровождение.

 Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме должно быть более менее объективным и основываться на анализе, проделанном ранее.

 Завершить рецензию следует выводом. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм и для какой аудитории он больше подходит.

Важно помнить и о стиле рецензии.

О написании эссе подробно сказано в пособии [2].

  1. Раздаточный материал для студентов

№ 1. Посмотрите на фотографии. Что их объединяет?

мобильный телефон Images, Stock Pictures, Royalty Free мобильный телефон Photos And Stock Photography

Рис. 1.

Форум АНТИЧАТ - Все полезные услуги, в одном месте.

Рис. 2.

Том Круз не любит социальные сети

Рис. 3.

Рис. 4.

№ 2. Обсудите вопросы:

‒ Сколько времени вы проводите в интернете?

‒ Для чего вам интернет?

‒ Как вы относитесь к социальным сетям?

№ 3. Как вы понимаете выражение «Отключённый от общения»?

№ 4. Посмотрите короткометражный фильм «Offline» (режиссёр А. Сухонин, 2011).

Ответьте на вопросы:

‒ Какой город вы увидели?

‒ Где происходит действие?

‒ Кого мы видим?

‒ Что вы можете сказать о паре?

‒ Почему авторы фильма акцентируют внимание на наушниках?

‒ Что вы можете сказать о молодом человеке?

‒ Как долго он переписывается с Glizе?

‒ Что предложила Glize?

‒ Как отреагировал молодой человек?

‒ Что произошло в отношениях пары?

‒ Кем оказалась девушка?

‒ Почему она настаивает на встрече?

‒ Как себя чувствует герой?

№ 5. Что вы можете сказать о финале? Какую идею хотели передать авторы фильма?

№ 6. Напишите:

1) Рецензию на короткометражный фильм «Offline».

2) Эссе на одну из предложенных ниже тем:

 «Молчание — золото или беда?»

 «Мы живем в виртуальном мире…»

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — С. 22.
  2. Базульская Е. В., Любимова Н. А. Пространство эссе: пособие по развитию творческих умений письменной речи у иностранных учащихся (электронное издание). — 2-е изд. — СПб.: Златоуст, 2015. — 100 с.
  3. Батурина Л. А., Воробьёва Г. В. Роль аудиовизуальных средств обучения в процессе преподавания русского языка как иностранного (из опыта работы) // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 10. Том 3/2012. — С. 153–155.
  4. Весова Т. Н., Чистякова Е. В. Методические основы использования художественных фильмов в процессе преподавания русского языка как иностранного // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2(105). Том 12/2013. — С. 145–148.
  5. Курлова И. В. Работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами на уроке РКИ. [Электронный ресурс] // http://library.cie.ru/file.php/b8d63bd74941a6789acf374984294859.pdf?load=true (дата обращения: 12.03.2017).
  6. Шляхов В. И. Как провести учебную дискуссию и как обучать дискуссионным учениям // Живая методика для преподавателей русского языка как иностранного. 2-е изд. — М.: Русский язык. Курсы, 2009. — С. 97–138.
Основные термины (генерируются автоматически): короткометражный фильм, молодой человек, раздаточный материал, русский язык, учащийся, студент, автор фильма, отношение пары, методическая разработка, фильм.


Ключевые слова

русский язык как иностранный, короткометражный фильм, практика речи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос