Автор: Калганов Владимир Андреевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Калганов В. А. Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 213-216. — URL https://moluch.ru/archive/145/40526/ (дата обращения: 22.01.2018).



В статье проведен анализ структуры фармацевтического рынка, выявлены перспективы его развития с учетом мировых тенденций.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структура фармацевтического рынка, мировой фармацевтический рынок

Важность изучения структуры фармацевтического рынка (ФР) и его сегментов обусловлена двумя основными факторами: во-первых, фармацевтический рынок является социально-значимым рынком в экономике [7] и, во-вторых, источником социального развития общества, практически, в любой стране мира. Высокая технологичность и наукоемкость производства фармпродукции оказывает влияние на развитие других отраслей хозяйствования — науку, химическое производство, машиностроение и др. Кроме того уровень развития фармотрасли в стране является залогом нормального функционирования системы здравоохранения, обеспечивающий сохранение трудоспособности населения, рост качества его жизни [9], [11]. МФР является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих рынков в мировой экономике [16]. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, ФР продолжает динамично развиваться. Согласно прогнозу «IMS Health», его объем к 2020 году должен возрасти до 1,5 трлн. долларов. Росту ФР способствует множество факторов: это общий рост заболеваемости из-за техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки; это тенденция «старения населения» в развитых странах; это рост уровня доходов населения в развивающихся странах, что стимулирует использование более дорогостоящих лекарств [1]. Фармацевтический рынок — экономическая система взаимодействующих субъектов производства и потребления ЛС на основе механизма рыночной конкуренции [2]. В структуру ФР входят производители и потребители, дистрибьюторы и аптечные сети [12]. Анализ распределения МФР по регионам мира показывает, что Северная Америка, Европа и Япония в 2006 году занимали почти 84 % мирового рынка [3]. Монополизация рынка отразилась на социально-экономическом росте стран третьего мира, что явилось стимулом для ряда стран по его переустройству. Развитие ФР в третьих странах во многом определяется тенденциями интернационализации мирового рынка [10], поэтому исследование различных его аспектов на перспективу являются крайне актуальным. Ожидается, что рост рынка в развивающихся странах к 2016 году достигнет почти 12 %, в то время как в среднем мировой рынок будет расти на 4,5 % ежегодно. Особенно высоким ожидается рост в Китае, Бразилии, Индии и России [4].

Для понимания процессов устойчивого и эффективного функционирования фармрынка и его влияние на социально-экономическое развитие третьих стран необходим более глубокий анализ его структуры. В связи с этим важной задачей является анализ состояния МФР, выявление проблем и тенденций его развития, в том числе развивающихся стран. Для экономики Российской Федерации, в настоящее время, изучение состояния мирового фармрынка становится особенно актуальным в связи с возможным введением санкций со стороны ЕС и США, что неизбежно может сказаться на здоровье населения россиян. Целью данной статьи является изучение составных частей (элементов) рынка, их взаимное расположение в сфере обращения фармацевтических товаров. В задачу входит: анализ состояния МФР; выявление проблем и тенденций развития ФР; понимание процессов эффективного функционирования фармрынка.

Российская фармотрасль почти не представлена на МФР. Ведущее место на фармрынке РФ в течение нескольких лет неизменно занимают фирмы со значительной долей и стоимостным объемом продаж на МФР: «Sanofi» — 4,47 %, «Novartis» — 4,06 % и «Фармстандарт» — 3,52 % [5]. Российские производители демонстрируют способность выпуска конкурентной продукции, из чего можно сделать выводы о возможности высокого уровня развития и стабильности отечественного производства товаров и выход их на МФР. По данным «IMS Health» объем МФР в 2015 году составил 1,1 трлн. долл США. Рассмотрим структуру рынка мировых производителей фармпродукции и его состав. Основной особенностью сегодняшней фарминдустрии в США и странах Западной Европы является сосредоточение локализации производства, а особенно НИОКР фармпродукции. Крупнейшие 20 компаний этих стран составляют так называемую группу «Большая фарма» (BigPharma), с объемом продаж свыше 500 млрд. долл. и затратам на НИОКР свыше 70 млрд. долл., важнейшей тенденцией МФР является изменение географической структуры спроса. В настоящее время все больший вклад в его развитие начинают вносить развивающиеся страны. На рис.1 показана региональная структура МФР по классификации 2009 года.

Рис. 1. Региональная структура МФР по классификации «IMS Health», 2009 [1]

Также необходимо охарактеризовать региональную структуру МФР 2012 года и на перспективу до 2020 года.

Рис 2. Региональная структура МФР в 2012 и 2020 гг.

Рис. 3. Тренд перераспределения МФР в пользу развивающихся стран [1]

Однако в отечественной фарминдустрии имеются существенные недостатки: доля отечественных ЛС на внутреннем рынке мала; препараты выпускаются с низкой добавленной стоимостью (дженериковые препараты); большая часть ЛС изготавливалась из импортного сырья [6]. Отвечая на вопросы журналистов на встрече с представителями СМИ 15 декабря 2016 г., премьер-министр РФ Медведев говорил, что внутренний спрос на ЛС в России на 65–70 % удовлетворяется за счет отечественных производителей. Еще недавно Россия «сидела на игле иностранных препаратов», теперь это в прошлом. Социальная политика остается прежней. Бюджет здравоохранения растет. Он с нынешних 2,6 трлн. руб., увеличится до 3,25 трлн. руб. в 2019 году.

Проведенный анализ МФР обнаруживает ряд характерных тенденций и проблем в современной фармотрасли. Проблемами развития являются: 1. Противоречия, ведущие к структурной перестройке МФР и МФО (отрасли), что указывает на наиболее вероятные направления развития МФР и отрасли в русле корректировки стратегий компаний. Поэтому все больше компаний планируют перенос административных функций (44 %), исследований и разработок (43 %) и отделов продаж (51 %) в развивающиеся страны. 2. Снижение эффективности НИОКР и существенный рост статьи расходов у компаний «Большой Фармы». Расходы на НИОКР по всему миру увеличились более чем на 80 %, а новых ЛС стало регистрироваться на 43 % меньше. Соответственно возрастает стоимость разработки одного оригинального ЛС, что стало ключевой проблемой МФР.

Таким образом, в результате проведенного исследования структуры мирового фармацевтического рынка автором статьи были сделаны выводы о том, что некогда стабильный и локализованный по производству МФР теряет стабильность, происходит смещение в пользу развивающихся стран, менее перспективной становится работа группы крупнейших компаний стран Западной Европы и США, составляющих «BigPharma». Дальнейшее развитие российского фармрынка позволит стране стать независимой от мировых производителей фармпродукции, скорректировать экономический курс, оказать влияние на развитие других отраслей, что приведет к увеличению темпов социального развития. Для мирового фармацевтического рынка тенденциями развития являются: высокий уровень концентрации производственных мощностей; рост затрат на НИОКР; активизация развивающихся стран и стран третьего мира на переустройство МФР с целью преодоления превосходства транснациональных компаний; стремление транснациональных компаний на взаимодействие с партнерами и образование структур кластерного типа.

Литература:

  1. Доровской, А. В. Сегменты мирового фармацевтического рынка: тенденции и противоречия развития / А. В. Доровской // Международные экономические новости. — 2014. — С. 34–40.
  2. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  3. Евстратов, А. В. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / А. В. Евстратов, И. В. Днепровская; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 72 с.
  4. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на фармацевтическом рынке: мировой опыт и российская специфика: монография / А. В. Евстратов, А. М. Измайлов; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 156 с.
  5. Евстратов, А. В. Анализ особенностей формирования и развития инфраструктуры фармацевтического рынка в США / А. В. Евстратов, М. А. Москвичева, М. В. Сенина // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–2 (76–2). — С. 920–923.
  6. Евстратов, А. В. Ретроспективный анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке/ А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 24–31.
  7. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  8. Иванова, Е. П. Рынок фармацевтических производителей в России / Е. П. Иванова // Bulletin of Medical Internet Conferences. — 2014. — C. 294–299.
  9. Костромин, П. А. Обеспечение устойчивого развития российских фармацевтических предприятий в условиях внешнеэкономических санкций / П. А. Костромин // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 15. — С. 37–41.
  10. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  11. Макаренко, М. В. Современная фармацевтическая промышленность России: удовлетворяет ли потребности здравоохранения в стране? / М. В. Макаренко, П. А. Костромин // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2015. — № 2(24). — С. 98–105.
  12. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  13. Татаркин, А. И. Перспективы развития фармацевтической промышленности России: состояние рынка, тенденции и факторы развития в условиях ВТО / А. И. Татаркин, А. П. Петров // Бизнес, Менеджмент, Право. — 2012. — № 3. — С. 23–28.
  14. Фармрынок: буря перемен. Альтернативы территориальной экспансии [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://recept.znate.ru/pars_docs/refs/9/8249/8249.pdf
  15. Chill, R. The Pharmerging Future — a new world of revenue growth is breaking the horizon / R. Chill, M. Chiu // Pharmaceutical Executive / July 2009.
  16. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov// World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтического рынка, мирового фармацевтического рынка, структура МФР, анализ состояния МФР, Региональная структура МФР, развивающихся стран, структуры фармацевтического рынка, структуры мирового фармацевтического, направления развития МФР, региональная структура МФР, региональную структуру МФР, Анализ распределения МФР, health» объем МФР, Тренд перераспределения МФР, важнейшей тенденцией МФР, структурной перестройке МФР, ключевой проблемой МФР, анализ МФР, переустройство МФР, производству МФР.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос