Синтез «фильтра идей» и девятифакторной бизнес-модели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Шапарь Д. С., Секретенко О. В. Синтез «фильтра идей» и девятифакторной бизнес-модели // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 290-292. — URL https://moluch.ru/archive/144/40483/ (дата обращения: 17.01.2020).



В статье приведено краткое описание таких инструментов, как «фильтр идей» и девятифакторная бизнес-модель. Рассмотрена возможность потенциального совмещения указанных инструментов с целью более успешной коммерциализации технологии.

Ключевые слова: фильтр идей, девятифакторная бизнес-модель, коммерциализация, технологии

Фильтр идей — это способ отбора технологий, при котором необходимо ответить на ряд простых вопросов, определяющих эффективность, полезность и прибыльность коммерциализируемой технологии [3]. Подробнее этот способ описан в нашей статье «Коммерциализация технологий на основе «фильтра идей».

Коммерциализация — это трансфер на использование интеллектуальной собственности в соответствии с заключенным договором или лицензией между владельцем технологии и заинтересованной стороной [2]. Соответственно, коммерциализация технологий представляет собой получения право использования интеллектуальной собственности в виде полезного изобретения посредством договора между изобретателем технологии и стороной, которая собирается использовать эту технологию.

Основные составляющие, характеризующие «фильтр идей» представлены ниже:

Продукт — эта категория, которая призвана определить сильные и слабые стороны продукта. В эту категорию входят такие вопросы: Что представляет собой продукт? Насколько он защищен? Сколько у него способов применения? Какова позиция конкурентов?

Рынок — эта категория даёт характеристику потенциальным клиентам и определяет потенциальный спрос на продукт. Данная категория характеризуется следующими вопросами: Есть ли спрос на рынке? Насколько велик сегмент потенциальных потребителей? Какую долю рынка мы сможем завоевать? Всем ли очевидна польза от изобретения?

Персонал — категория, которая определяет состав команды, её потребности и возможности включения в существующую цепочку поставок. Вопросы, относящиеся к данной категории: Как сильно персонал заинтересован развитием идеи? Реально ли собрать полную команду? Что необходимо команде для начала работы? Укладывается ли технология в цепочку поставок?

Бизнес — категория, призванная дать ответ на вопрос о прибыльности технологии. Вопросы, определяющие эту категорию: Какую прибыль можно получить с единицы продукции? Сколько времени потребуется для запуска продаж? Насколько хорошо проработана технология? Какова потребность в денежных средствах?

Окружающая среда — категория, определяющая различные сторонние факторы, которые могут существенно повлиять на успешность технологии на рынке. К данной категории относятся следующие вопросы: Как технология соотносится с законодательством? Есть ли у технологии перспективы развития в будущем? Какова комплиментарность технологии? Может ли технология принести сопутствующую пользу?

Стоит отметить, что фильтр-идей позволяет отобрать наиболее потенциально успешную технологию на этапе выбора, что позволяет использовать ресурсы более эффективно. Следовательно, нужно принимать во внимание каким образом они будут использоваться. Для этого существует такой экономический инструмент, как бизнес-моделирование.

Ниже представлена канва бизнес-модели. За основу была взята девятифакторная бизнес-модель А. Остервальдера [1].

Рис. 1. Канва девятифакторной бизнес-модели по А. Остервальдеру

Как показано на рис. 1, существует 9 ключевых параметров для построения бизнес-модели. «Фильтр идей» по своей сути является предшествующим построению бизнес-модели шагом. С целью получения синергетического эффекта при использовании данных инструментов была предпринята попытка их объединения методом научного синтеза. Для этого вопросы из каждой категории фильтра-идей были спроецированы на девятифакторную бизнес-модель. Результат проделанной работы представлен в рис. 2.

Рис. 2. Результат объединения «фильтра идей» и девятифакторной бизнес-модели

Потребительские сегменты — это группы людей и организации, для которых разрабатывается технология и создается продукт. Таким образом, сюда были отнесены вопросы «есть ли спрос на рынке?» и «какую долю рынка мы сможем завоевать?», так как они позволяют конкретизировать целевого покупателя, для которого разрабатывается технология или создается продукт.

Ценностные предложения — это определение проблемы, решение которой необходимо потенциальному покупателю. Данный фактор представлен вопросами «что представляет собой продукт?», «какова позиция конкурентов?», «всем ли очевидна польза от изобретения?» и «есть ли у технологии перспективы развития в будущем?». Указанные вопросы помогают более конкретно понять, что из себя представляет технология, которую мы собираемся коммерциализировать и в чём её преимущество перед аналогами.

Каналы сбыта — это описание взаимодействия продавца технологии с потребительскими сегментами и способ продажи им своих продуктов. Фактор включает в себя только один вопрос — «сколько у него способов применения?», поскольку он позволяет определить потенциальную возможность использования технологии в различных сферах применения, что позволит расширить потребительский сегмент.

Взаимоотношения с клиентами — это типы отношений, которые выстраиваются создателем технологии с различными потребительскими сегментами. К данному фактору был отнесен вопрос «насколько велик сегмент потенциальных покупателей?», так как отвечая на него происходит подробная оценка возможностей выхода на дополнительных потребителей и укрепление лояльности уже имеющихся.

Потоки поступления доходов — это возможная прибыль, получаемая путем продажи технологии или продукта определёнными способами каждому потребительскому сегменту. Вопросы, отнесенные к данному блоку — «какую прибыль можно получить с единицы продукции?» и «может ли технология принести сопутствующую пользу?». Давая ответ на эти вопросы рассчитывается размер экономической выгоды, получаемой за счет коммерциализации технологии, что в сущности и определяет ее целесообразность.

Ключевые ресурсы — это наиболее важные для функционирования бизнес-модели активы. К этому блоку были отнесены следующие вопросы: «насколько он защищен?», «как сильно персонал заинтересован развитием идеи?», «реально ли собрать полную команду?» и «как технология соотносится с законодательством?». Ответы на эти вопросы определяют качество, скорость и возможность разработки и дальнейшей коммерциализации технологии.

Ключевые виды деятельности — это действия, направленные на определение возможных сценариев успешной коммерциализации технологии. Вопрос «насколько хорошо проработана технология?», характеризующий данный блок определяет характер и степень рисков, возникающих при коммерциализации технологии, поскольку это также характеризует качество выполнения работы, потенциальную прибыль, издержки и т. д.

Ключевые партнеры — это поставщики и партнеры, посредством которых происходит коммерциализация технологии. Данный блок включает в себя вопросы «укладывается ли технология в цепочку поставок?» и «какова комплиментарность технологии?», которые определяют наличие партнеров, эффективность их деятельности и возможность получения синергетического эффекта при сотрудничестве.

Структура издержек — это расходы, связанные с коммерциализацией технологии. Блок характеризуется вопросами «что необходимо команде для начала работы?», «сколько времени потребуется для запуска продаж?» и «какова потребность в денежных средствах?». Данные вопросы позволяют определить основные технологические, трудовые, производственные и временные потребности, связанные с коммерциализацией.

Исходя из результатов синтеза «фильтра-идей» и девятифакторной бизнес-модели по А. Остервальдеру можно говорить о том, что при определении успешности будущей технологии на рынке через использование такого инструмента, как «фильтр-идей» возникает необходимость в логическом продолжении действий, направленных на вывод технологии или продукта на рынок. С этой целью можно использовать девятифакторную бизнес-модель в качестве опоры для дальнейшего функционирования предприятия и конкретизации наиболее важных характеристик технологии, что позволит провести успешную коммерциализацию.

Литература:

  1. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 288 с.
  2. Хомкин К. А. Инновационный проект: подготовка для инвестирования / ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2015. — 145 с.
  3. Шапарь Д. С., Секретенко О. В. Коммерциализация технологий на основе «фильтра идей» // Сборник статей VIII международной научно-практической конференции «Российская наука в современном мире». — М.: Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2017. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерциализация технологии, категория, продукт, построение бизнес-модели, развитие идеи, технология перспективы развития, фильтр идей, цепочка поставок, сопутствующая польза, рынок, сегмент, позиция конкурентов, коммерциализация технологий, запуск продаж, интеллектуальная собственность, какая прибыль, полная команда, потребительский сегмент, синергетический эффект, какая доля рынка.


Ключевые слова

технологии, фильтр-идей, девятифакторная бизнес-модель, коммерциализация

Похожие статьи

Похожие статьи

Задать вопрос