Каждая эпоха в истории человечества создавала материальную культуру в соответствии со своими эстетическими и нравственными идеалами.
В наши дни мы сталкиваемся с проблемой равнодушия к своей семье, к своим истокам, а то и негативом по отношению к соседям, тем, кто по-другому одет или говорит на другом языке. Мы можем восхищаться другим, не ведомым миром, много о нем говорить, обсуждать, но не знаем ничего в своём крае, его традициях, особенностях, культуре, чем сами по праву можем и должны гордиться.
Гордиться и уважать можно то, что хорошо знакомо, с чем мы сопричастны. В ходе теоретического исследования определяем, что Ижемцы – северная группа коми народа, которая отличается диалектными особенностями языка, хозяйством, специфическими чертами традиционной материальной и духовной культуры. Наша этническая группа коми сформировалась не так давно – в конце XVI столетия. Но за четыре века своего существования ижемцы уже успели ярко заявить о себе. Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда.
Народный костюм коми вышел из употребления почти во всех районах нашей республики, только у коми-ижемцев сохраняется как традиционная одежда из оленьих шкур, так и старшим поколением народная одежда используется в повседневной жизни. Все реже и реже молодое поколение носит народный костюм, а в повседневной жизни совсем нет, только для праздника, но ижемский народный костюм привлекает многих.
Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям не только отдельного человека, но народа, региона, эпохи. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, обувное, вышивка и др. Но главное, что позволяет говорить о нем как о произведении народного искусства, костюм создавался руками простых людей любящих свою родину, уважающих традиции и бережно передающий их из поколения в поколение.
Цель исследования – изучить историю, выделить особенности, рассмотреть способы применения ижемского народного костюма в современном мире.
Ижемский костюм, как и другие народные костюмы, отражает местный колорит, а зависел он от очень многих факторов, один из них, то место где он родился, менялся, хранился.
По непроверенным данным, история села Ижма началась в 1572 году. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, великорусы и ненцы.
Основные виды традиционной одежды и обуви ижемцев близки по своим формам и внешнему виду к одежде севернорусского населения и ненцев. Ижемцы-оленеводы заимствовали все основные виды ненецкой зимней одежды и обуви из оленьего меха. Восприняли творчески, добавив к ним разные усовершенствования.
У женщин бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дÖрем) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) – из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) – из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпом пас) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (воч дÖра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей). Повсеместно носили одежду из более грубых тканей – домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (ленты), обручи с лентами (бабаюр), платки, шали, а у замужних женщин шли платки, кокошники, которые назывались на коми языке чышъян.
Сарафан коми-ижемцев также имеет ряд отличий от русского сарафана: на сарафане коми закладываются крупные складки, а не мелкие, как на русском, в передней верхней части сарафана между бретелями продевается шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Крепление лямочек сзади существенно отличается от других.
Мужскую туникообразную рубаху обычно шили из белого домотканого холста (дÖра) или пестряди. Праздничная рубаха шилась из более тонкого холста или из фабричных тканей и украшалась черно-красной вышивкой, полосками бранного узорного тканья или узкими вставками кумача на груди, по вороту и на оборках рукавов. На рубахах старинного покроя определенной ширины полотнища достигала 40-45 см, а длина рубахи была не менее 80-85 см. Боковые полотнища, прямые или слегка скошенные, пришивали к центральному. Изредка для удобства в подоле вставляли клинья. Рукава шили из одного полотнища, перегнутого вдоль. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы, часто из кумача. Рубаху шили со стоячим воротником и совсем без воротника. Носили такие рубахи всегда навыпуск, подпоясывая плетенным или тканым пояском (вÖнь, йи), завязывая узел на левом боку. Нижние штаны (гач), более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие, между штанинами вставляли два клина. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздержке – гашнике.
Ижемский женский костюм от костюмов других районов отличается, прежде всего, тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани – шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным преимущественно холодных оттенков: темно-фиолетовый, темно-зеленый, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу – бахрома, которую изготовляли из хлопчатобумажных нитей или гаруса, покрасив их в черный цвет.
Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием: Сысольский район – праздничное народное гуляние – «Завалинка», праздник Корткеросского района – фестиваль кузнецов «КÖрт Айка», ижемский район – по сей день празднует «Луд».Праздник весенне-летнего цикла «Луд» – один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Возобновился он в 1991 году. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния, на который все приходят в традиционном ижемском костюме.
Приезжают гости и восхищаются красотой, своеобразием ижемского костюма. Гости не только из Республики и России, но и из-за рубежа. У нас побывали гости из: Индии и Франции Коми художники часто пишут портреты ижемок в национальном костюме.
Каждая эпоха в истории человечества создавала материальную культуру в соответствии со своими эстетическими и нравственными идеалами. Творческими источниками для мастеров служили различные явления природы, виды деятельности и объекты окружающего мира.
Обращение к народному костюму, проникновение в его сущность, оценка его эмоциональной выразительности помогают постичь закономерности появления, становления и развития современной формы костюма. Костюм – это часть культуры общества, художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям не только отдельного человека, но народа, региона, эпохи. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, обувное, вышивка и др.
Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.
Подводя итог, мы можем сказать, что ижемки в своих костюмах, а особенно в праздничные дни выглядели как царевны из сказок.
В результате работы над проектом проведено теоретическое исследование истории народного костюма села Ижма Республики Коми, выделены традиции и характерные особенности в создании народного костюма данного региона.
В ходе проекта изучалась литература по теме исследования, проводились беседы с жителями села и встречи с народными мастерами.
По результатам проделанной работы составлены буклеты. Разработан методический материал – урок беседа по теме исследования, в разных классах двух школах города он был проведен.
Литература:
- http://nvinder.ru/article/vypusk-no-36-20095-ot-5-aprelya-2014-g/2880-naryady-i-tradicii-komi-izhemcev – наряды и традиции коми-ижемцев.
- http://costumer.narod.ru/text/sibir/komi-costume.htm – коми костюм.
- http://mmgp.ru.izhma.ru/history/ – история Ижмы.
- Газета «Республика» от 30.03.2012 стр. 8 – «Гордость ижемки».
- Газета «Республика» от 25.03.2011 стр. 16 – «Треюк и бабаюр от Татьяны Поповой». Автор Анна Сивкова.
- Шушарина Н. П. / Женский национальный костюм коренных народов крайнего севера как отражение культурного взаимовлияния. http://www.art-in-school.ru/
- Шабаев Ю. П. /Историко-культурный атлас Республики Коми [Текст]. – М., 1997. -с. 278
- Газет «Красное знамя Севера» от 8.03.2012, № 23-24 (341-342), стр. 9 – «Вековые платки». Автор Ярослава Деркаева.
- http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2004/Fedyanovich_2004_5.pdf «Исследования В. Н. Белицер финно-язычных народов поволжья и приуралья».