Образ персональной успешности: определение понятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 1223 раза

Библиографическое описание:

Гавлясэк, К. В. Образ персональной успешности: определение понятия / К. В. Гавлясэк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40423/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современных условиях постоянного роста темпа жизни и повсеместного желания «добиться успеха», возникает потребность определить понятие «образа персональной успешности». Очевидным является тот факт, что понимание успеха может существовать как на личном, так и на социальном уровне. При этом на собственное мнение человека влияет общественное, путем демонстрации образцов поведения. В результате чего формируются общие представления о том, как ведет себя успешная личность, какими обладает качествами и чего необходимо достигнуть, чтобы причислять себя к числу успешных. Таким образом формируется обобщенный образ успешного человека, который принимается большинством членов общества.

Точное определение «образа персональной успешности» отсутствует в исследованиях. Для раскрытия понятия необходимо рассмотреть существующие в науке подходы к пониманию «образа» и «успеха»

Образ — одно из очень многогранных понятий. Существует множество подходов к его определению, а само понятие существует в различных сферах.

Множество существующих определений образа можно разделить на три группы:

1) Образ — обладающий как субъективным, так и объективным существованием феномен. Он, как многие предметы, может находиться и вне человеческой психики.

2) Образ есть любой репрезентант, представляющий какой-либо объект.

3) Образ есть чувственный аналог, копия предмета, возникающая в результате его отражения психикой.

Поэтому имеет смысл рассматривать образ только в контексте нескольких подходов. Ввиду тематики исследования, все значения, определяющие образ как материальный объект не представляют интереса.

Понятие образа неразрывно связано с такими связанными категориями как восприятие и мышление. Образы у человека разобраны социальными сферами, названия которых они принимают. И в зарубежной, и в отечественной психологии важная роль стала отводиться субъекту — лицу, которое инициирует и направляет процесс восприятия. Появилось понятие образа, который, с одной стороны, объединяет в себе важные характеристики восприятия, с другой — компонуется субъектом. Именно субъект определяет, что входит в этот образ, а что нет [3, с. 58]. Образ обозначает воспринимаемый предмет. Отражается же всегда окружающая среда, которая и служит тем субстратом, из которого создается тот или иной образ объекта или объектов восприятия. В то же время образ основывается на данных прошлого опыта и выражается в представлении. Психологический образ является аналогом воспринимаемого предмета с учетом контекста, поэтому совокупность образов не может считаться целостным представлением о реальности. Образ считается единицей восприятия, но при этом не существует как самостоятельный объект. Самые главные и постоянные характеристики образа — вторичность по отношению к объекту и активность субъекта в процессе его построения.

Выделяют два уровня существования образа в психологии: внутренний и внешний. Внутренний образ определяется как представление предмета, возникающие в памяти или воображении субъекта. Внешний (публичный) — создается в общественном сознании отдельными людьми, социальными институтами. Образ в психологии соединяет в себе метафоры внешнего и внутреннего, когда внешнее влияет на внутреннее и наоборот. Мало того, внешнее, понимаемое в самом широком контексте как образ мира, формирует внутреннее, в широком значении — индивидуальное сознание, а внутреннее выражает, создает внешнее.

В философии в понятие образа вкладываются много разных смыслов в зависимости от того, в каком учении он рассматривается. Однако, как и в психологии, отмечается лишь вторичность к самому предмету и подчеркивается тот факт, что образ не является изображением и носит нематериальный характер.

Итак, исходя из существующих в психологии и философии подходов, наиболее подходящим видится определение образа как объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения. Сами образы в основном формируются индивидом самостоятельно, но в некоторых случаях, так называемые внешние образы, способны формироваться посредством СМИ.

Успех — многоуровневое понятие и рассматривается с исследователями с различных точек зрения уже долгое время. Изучения данного понятия проводились в философии, социологии, психологии. Это говорит о многогранности и зависимости от интерпретации. С одной стороны общество не пришло к общему мнению о том, что же означает успех, но исследования показывают, что различия не слишком большие, чтобы утверждать, что это понятие определяется индивидуально каждым, исходя их личных взглядов и системы ценностей. Понятие «успеха», несмотря на то, что кажется достаточно простым и понятным, по-прежнему раскрыто не полностью и отличается в зависимости от культурной составляющей. На западе привычным стало понимания успеха как отображения материального достатка, социального положения, славы, хотя очевидно, что такие характеристики не раскрывают сущности успеха и требуют более подробного изучения с точки зрения философии, психологии.

В российской культуре отношение к успеху определяется как религиозной традицией, так и политическим прошлым нашей страны. С точки зрения православия, земные достижения мешают духовному развитию и не приветствуются, в отличие от протестантизма, распространённого на западе. В связи с этим в России отсутствуют ярко выраженные признаки личного успеха и присутствует практика его отрицания. На сегодняшний день мнения так же расходятся. Для различных групп населения успех заключается в совершенно разных вещах, во многом это следствие разрыва между бедными и богатыми людьми. Кроме того, свой отпечаток на данное понятие откладывает культурная направленность нашей страны, занявшая промежуточное положение между восточной и западной традицией с большим тяготением на запад. Если смотреть на успех с восточной точки зрения, то можно заметить противоречия с уже устоявшимися взглядами на этот вопрос. А именно все дело в целеполагании, т. к. с точки зрения восточной культуры, излишняя устремленность снижает ценность жизни, а успех достигается естественным образом и важнейшим его проявлением становится духовная энергия.

В философии и культуре успешность является одной из основных потребностей человека и рассматривается с различных сторон. Внешняя сторона вопроса: социально-экономические достижения, которые подразумевают наличие стереотипных признаков ее проявления и условия достижения. Внутренняя сторона включает в себя мотивы, душевное удовлетворение, персональная система ценностей и оценка собственных достижений. Само понятие успеха раскрывается и объясняется личными мотивами и возможностями человека задействовать свои интеллектуальные ресурсы в какой-либо сфере. Согласно мнению некоторых исследователей успех равнозначен достижению верхней ступени в пирамиде Маслоу, т. е. заключается в саморазвитии, самоактуализации. На этой стадии личность принимает активное участи в преобразовательной деятельности, которая направлена в будущее, а человек, воспринимаемый как успешный, обладает высокой самооценкой, уверенностью в себе и низкой социальной тревожностью [2, с. 98].

Говоря об успехе, стоит разделять личное восприятие собственной успешности и успешность объективную. Личная успешность индивидуальна и у каждого своя. Человек, заостренный на одних ценностях, может не считать успешным человека, достигающего целей, связанных с другими ценностями (или свои достижения не в приоритетном направлении). В жизни важнее объективная успешность — социальная успешность, признаваемая основной массой людей. Однако человеческое общество устроено таким образом, что и социальная успешность при всей своей объективности, все равно не совсем объективна, а лишь относительна. Социальный успех или неуспех всегда понятие относительное. Успешными в обществе называют тех, кто по основным жизненным показателям обгоняют остальных.

В современных исследованиях отмечается, что ориентация на успех складывается в первую очередь на внутреннем уровне путем концентрации на целях и задачах. Поставленная цель может быть неосуществимой и олицетворять идеалы, однако все равно является стимулом деятельности. Успешным можно назвать человека, который ставит перед собой перспективные цели и добивается их грамотными путями. По мнению А. Адлера, человека к успеху также ведет стремление к превосходству, что безусловно имеет социальный подтекст.

В представлении людей успешным является тот человек, который способен материально обеспечивать себя и своих родных, обладает хобби и имеет достаточно на него времени, занимается спортом и ведет активную социальную жизнь. При этом в отличие от исследователей, сами люди не склонны считать установку личности и мотивацию как слагаемые успеха. В понимании людей, успеху способствуют другие личные качества.

Так же очевидно, что находясь в другой системе ценностей, в которой общественное понимание успеха не сходится с личными представлениями индивида, все достижения не будут иметь смысла. Это подчеркивает не только персональную ответственность, но и систему координат в которой находится человек, внешние факторы, способствующие успеху. Иными словами, это обстоятельства, помогающие человеку. Однако, нельзя считать успешным того, кто получает блага «без усилий». Успешность отражает умение добиваться результатов с минимальными эмоциональными затратами, способность следовать условиям среды, путем подстраивания или ее преобразования.

Мужчины и женщины имеют различные представления об успехе. На их мнения влияют существующие в обществе гендерные стереотипы, сформированные в обществе. Из этого следует, что на разные гендерные группы оказывается давление, которое создает паттерны поведения и затрудняет достижение успеха для тех, кто не принимает действующую систему ценностей.

С социальной точки зрения успех имеет маскулинную природу, согласно которой мужчина имеет более высокий статус, владение ресурсами и властью. На это существует ряд причин:

– Культурные традиции, усваиваемые с детства в процессе познания окружающего мира

– Условия социализации, при которых в детях воспитывается стереотипное мышление и поощряются разные формы поведения для мужчин и женщин

– Отношения с родителями. По результатам некоторых исследований, «успешное» поведение для мужчин заключается в создании дистанции между ним и матерью, в свою очередь у женщин наблюдаются обратные тенденции [4, с. 15].

Исходя из вышесказанного, можно считать уместным следующее определение успеха — это получение максимального результата при наименьших затратах энергии, времени и сил, отвечающее внутренним потребностям человека и сопровождающееся переживанием удовлетворения, и связанный с положительной социальной мобильностью и достижением желаемого статуса [1, с. 48]. Из всех упомянутых выше подходов к определению «образа» и «успешности» определим, что можно считать образом персональной успешности. Образ персональной успешности— личное представление индивида особственных целях вжизни, желаемом социальном статусе ипутях их достижения, сформированное под воздействием персонального жизненного опыта иразличных социальных институтов. Данное определение отображает внутреннее и внешнее проявление успеха и субъективность этих стремлений, не отрицая возможное влияние на эти представления внешних факторов.

Литература:

  1. Караханян, Е. В. Понятие успеха в российской культуре / Е. В. Караханян // Вестник Башкирского университета № 2–2008 — с.48–51
  2. Конюхова, Т. В. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода / Т. В. Конюхова, Е. Т. Конюхова // Томский политехнический университет — 2009 — с.98–103
  3. Кошелева, Ю. П. «Образ» в психологии: теория и практика / Ю. П. Кошелева // Вестник МГЛУ № 7 (640) — 2012 — с.58–62
  4. Нефедова, Н. И. Социальные представления об успехе Н. И. Нефедова // Вестник ВолГУ, вып.3–2004–25с.
Основные термины (генерируются автоматически): образ, успех, персональная успешность, достижение, воспринимаемый предмет, личное представление индивида, понимание успеха, психология, система ценностей, социальная успешность.


Похожие статьи

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип...

Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление

Например, Н. Лейфрид показал, что существенной личностной предпосылкой достижения успеха является ответственность.

Психологическая составляющая успеха человека

Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание

адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, менеджер, успех.

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный...

Успех в структуре ценностей личности старшеклассника проявляется и как ценность конкретного индивида, что подвигает его к деятельности, и как общечеловеческая ценностьсоциальное достижение общества, что служит ориентиром поведения старшеклассника.

Успешность обучения студента с точки зрения его...

Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения. Keywords: success of learning, student success

Самореализация — умение реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Профессионализм как ценностная категория студенческой...

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной

Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же

собственный потенциал в возможности достижения успешности в профессии, студент во...

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

В структуре социальной успешности исследователи выделяют такие компоненты, как «нравственный, включающий умения ребенка следовать социальным нравственным нормам, наличие у него позитивных социальных ценностей; социально-психологический...

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

– потребность в достижении (успеха); – тенденция к аффилиации (стремление к социальному престижу, признанию)

7 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. / Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд, Ю. Зайцева.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности

1) исследователи демонстрируют различные подходы как к пониманию самого понятия «профессиональная успешность», так и к...

Похожие статьи

Теоретический анализ понятий «личностный успех» и «тип...

Психологические исследования успеха включают изучение представлений индивидов и разных групп об эффективности и успешности, выявление

Например, Н. Лейфрид показал, что существенной личностной предпосылкой достижения успеха является ответственность.

Психологическая составляющая успеха человека

Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание

адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, менеджер, успех.

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный...

Успех в структуре ценностей личности старшеклассника проявляется и как ценность конкретного индивида, что подвигает его к деятельности, и как общечеловеческая ценностьсоциальное достижение общества, что служит ориентиром поведения старшеклассника.

Успешность обучения студента с точки зрения его...

Ключевые слова: успешность обучения, успешность студента, успешность изучения. Keywords: success of learning, student success

Самореализация — умение реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Профессионализм как ценностная категория студенческой...

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной

Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же

собственный потенциал в возможности достижения успешности в профессии, студент во...

Проблема формирования социальной успешности у учащихся...

В структуре социальной успешности исследователи выделяют такие компоненты, как «нравственный, включающий умения ребенка следовать социальным нравственным нормам, наличие у него позитивных социальных ценностей; социально-психологический...

Мотивация как фактор успешности профессиональной...

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

– потребность в достижении (успеха); – тенденция к аффилиации (стремление к социальному престижу, признанию)

7 Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. / Х. Хекхаузен, Д. Макклелланд, Ю. Зайцева.

Теоретическая модель профессиональной успешности в аспекте...

Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности

1) исследователи демонстрируют различные подходы как к пониманию самого понятия «профессиональная успешность», так и к...

Задать вопрос