Уголовно-исполнительная система как фактор национальной безопасности России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 907 раз

Библиографическое описание:

Мищенко, В. И. Уголовно-исполнительная система как фактор национальной безопасности России / В. И. Мищенко, В. В. Утовка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40409/ (дата обращения: 19.11.2024).



Концепция национальной безопасности России — основа политики государства. Она представляет собой систему взглядов на ее национальные интересы, потребности, средства и способы их реализации и защиты от всех видов угроз, которые исходят от врагов, технических объектов и природы. Проблемы национальной безопасности всегда привлекали внимание ученых и практиков, известных политиков и государственных деятелей.

К определению безопасности в УИС необходимо подходить с позиции «безопасность», которое дает ст. 1 Закона РФ «О безопасности» 1992 года и Концепции национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: «Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, государства, личности от внешних и внутренних факторов». Все его составляющие как субъекты безопасности призваны стремиться к тому, чтобы их интересы находились под надежной защитой. Высшей же целью политики является создание необходимых условий для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов.

В современных условиях развития укрепление национальной безопасности России находится в зоне пристального внимания государства. Беспрецедентное расширения блока НАТО, политические и экономические санкции, введенные против нашей страны США и странами ЕЭС, события на юго-востоке Украины, попытки вербовки молодых людей в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ, стремления либеральных лжепатриотов дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране, спекулируя на спаде экономического и социального уровня жизни населения, — все это требует пристального внимания к вопросам национальной безопасности. Кроме того, возросшая экономическая дифференциация уровня жизни населения сопровождается массовой коррупцией, наркотизацией населения, особенно молодежи, что также составляет угрозу национальной безопасности.

Правоохранительная система государства включает в себя многие подсистемы, которые выполняют различные функции. Для реализации назначенного судом наказания в России создана уголовно-исполнительная система (УИС), обеспечивающая изоляцию от общества наиболее опасных преступников, тем самым лишая их возможности вновь совершать преступления против граждан, общества и государства. В силу функциональности своей деятельности УИС оказывает существенное влияние и на другие отношения в обществе, включая экономику, духовность, мораль, здравоохранение.

Лишая свободы гражданина, совершившего преступное деяние, преступившего закон, государство в то же время берет на себя обязательство соблюдать его правовой статус, а также охранять его жизнь и здоровье. К сожалению, следует констатировать, что здесь наблюдаются негативные тенденции. Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается высоким. В некоторых регионах их число превышает количество мест в следственных изоляторах. Переполнение учреждений приводит к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушаются права и интересы осужденных лиц, содержащихся под стражей, увеличивается нагрузка работников УИС, и создаются конфликтные ситуации. Так, практически каждый десятый осужденный болен туберкулезом. Европейский суд по правам человека уже заинтересовался этой проблемой, принимая к своему производству претензии россиян по возмещению ущерба, причиненного их здоровью во время нахождения в местах лишения свободы. Следовательно, проблема безопасности уголовно-исполнительной системы носит многоаспектный характер, имея важное теоретическое и практическое значение. Очевидно, что без тщательного научного анализа всего комплекса возникающих связей и отношений нельзя разработать и реализовать адекватные меры по преодолению имеющихся негативных явлений, по созданию эффективной системы УИС, отвечающей современным требованиям.

Проблема влияния УИС на внутреннюю безопасность государства анализируется и в контексте криминализации общества в целом. Дело в том, что почва для этого была подготовлена частью населения, которая, преступив закон, прошла через уголовно — исполнительную систему и приобрела тюремный опыт, определяющий ее поведение в обстановке вседозволенности, возможностей присвоения чужого существа, незаконного обогащения, безнаказанного глумления над человеком.

Уголовно-исполнительная система в организме государства является одним из важнейших органов «иммунной» системы государства. В течении длительного периода времени, до 1992 года работа УИС носила репрессивный характер, и это, наверное, одна из самых значительных причин сложности ее состояния. Как отмечает профессор Т. Ф. Минязева, уголовно — исполнительная система требует серьезного реформирования, принятия мер на законодательном уровне, закрепляющих и расширяющих правовой статус заключенных.

Многочисленные внутренние и внешние угрозы мешают успешному развитию общества и государства, требуют повышенного внимания к наиболее острым социально-политическим проблемам. Нам представляется, что серьезные внутренние угрозы национальной безопасности в настоящее время связанны с изъянами российской уголовно-исполнительной системы. Наиболее важной проблемой является утрата социального статуса личности осужденного, которая опасна тенденцией к увеличению рецидивов преступления. Люди, отбывшие наказание, рано или поздно выходят на свободу. Как пройдет их социализация, с какими целями, мыслями, настроениями и интересами они возвращаются в гражданское общество — все это в значительной степени, на наш взгляд, зависит от состояния уголовно — исполнительной системы.

С развитием и укреплением российской государственности постепенно реформируется и укрепляется уголовно-исполнительная система. Распоряжением Правительства от 14 октября 2010 года утверждена Концепция развития уголовно — исполнительной системы РФ до 2020 года. В соответствии с названным документом УИС при исполнении наказания ориентируется на международные стандарты соблюдения прав человека. В сфере материально — бытовых условий содержания планируется завершение в 2017 году строительства и ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам. Это позволит устранить основания обращения осужденных граждан в Европейский суд по правам человека. Утверждена разработка новых видов вещевого довольствия для осужденных, которая отвечает международным стандартам. В целях гуманизации уголовного законодательства Министерство юстиции РФ подготовило поправки в УИК, которые расширяют права осужденных, например, дают право осужденным за тяжкие преступления, в том числе пожизненно осужденным, на одно длительное свидание в течение года.

Концепция развития УИС предусматривает также повышение профессиональных знаний и правовой культуры сотрудников уголовно — исполнительной системы Российской Федерации.

Таким образом, УИС, осуществляя функцию защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, является неотъемлемой частью и одним из факторов национальной безопасности России.

Литература:

  1. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. — М.; Юридическая литература. — 1991.
  2. Антонян Ю. Гуманизация и дифференциация условий содержания осужденных. // Государство и право. 1995. — № 8.
  3. Перминов О. Г. Основы уголовно-исполнительного права. М. Былина. — 2012.
  4. Теоретические и практические проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы; Сборник научных трудов. – М., НИИ УИС Минюста РФ, 2001.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрания законодательства Российской Федерации. 1997. № 2, ст. 198.
  6. Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации». М. НОРМА. ИНФРА-М. 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, исполнительная система, уголовно-исполнительная система, национальная безопасность России, государство, Европейский суд, концепция развития, осужденный, Российская Федерация, Россия.


Похожие статьи

Наркотизация населения как угроза национальной безопасности государства

Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России

Уголовно-правовая политика России в сфере охраны представителя власти

Экономический экстремизм и формы его проявления как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Меритократия на государственной службе как основа укрепления государственности и развития казахстанской демократии

Система органов исполнительной власти Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Дети России как фактор национальной безопасности

Похожие статьи

Наркотизация населения как угроза национальной безопасности государства

Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России

Уголовно-правовая политика России в сфере охраны представителя власти

Экономический экстремизм и формы его проявления как угроза национальной безопасности Российской Федерации

Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Меритократия на государственной службе как основа укрепления государственности и развития казахстанской демократии

Система органов исполнительной власти Российской Федерации в борьбе с терроризмом

Дети России как фактор национальной безопасности

Задать вопрос