В статье рассматривается проблема г. Волгограда, связанная с высоким ростом мошенничества в области автострахования, так называемых «автоподстав». Методика и указания, приведенные в данной статье, помогут экспертам определить, было или нет, данное ДТП, относятся ли повреждения к этому ДТП, или же они были получены в другом ДТП, либо нанесены специально с целью получения денежного возмещения со стороны страховой компании.
Ключевые слова: автомошенничество, экспертиза ДТП, виды столкновений, выплаты по ОСАГО
В последнее время в г. Волгограде участились случаи мошенничества в сфере автострахования.
Катализатором данной проблемы в России послужило вступление в силу 1 июля 2003 года Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который обязует, каждого автовладельца застраховывать свой автомобиль. А в случае ДТП (если это будет являться страховым случаем), автовладельцу выплачивается денежная компенсация.
В свою очередь, мошенники используя лазейки в законодательстве, и при помощи сфальсифицированного ДТП, получают денежное возмещение.
Таким образом, мошенничество является реальной угрозой для страховых компаний. Главное в этой проблеме — это спад доверия и рост недовольства потребителей к страховым компаниям, на которых ложится бремя повышения тарифов, более пристального и длительного рассмотрения страховыми компаниями страховых случаев, невозможность купить полис ОСАГО без дополнительных страховок.
Данная статья посвящена тому, чтобы рассказать о применении навыков и знаний эксперта-автотехника в случаях мошенничества в сфере автострахования, повысить качество экспертиз по данным делам, и более быстрого их решения.
Факты страхового мошенничества, скоторыми помогает бороться независимая техническая экспертиза
Проведение независимой технической экспертизы позволяет установить следующие факты страхового мошенничества после страхового случая:
– умышленное повреждение потерпевшим неповрежденных элементов транспортного средства, которые на дату страхового случая уже практически выработали свой ресурс и требовали замены;
– умышленная замена потерпевшим исправных элементов транспортного средства на аналогичные поврежденные элементы от другого транспортного средства;
– умышленная разукомплектация (демонтаж неповрежденных дорогостоящих или имеющих незначительный износ агрегатов, узлов, систем и деталей) потерпевшим поврежденного транспортного средства и представление на экспертизу аналогичных поврежденных элементов от другого транспортного средства;
– умышленная разукомплектация (демонтаж неповрежденных дорогостоящих или имеющих незначительный износ агрегатов, узлов, систем и деталей) потерпевшим и затем уничтожение транспортного средства;
– умышленная подмена транспортного средства с незначительными повреждениями на идентичное транспортное средство (с другими идентификационными данными и значительными повреждениями);
– умышленная подмена транспортного средства потерпевшего с незначительными повреждениями на идентичное транспортное средство (с другими идентификационными данными и значительными повреждениями) и затем уничтожение транспортного средства;
– многократное умышленное совершение потерпевшим дорожно-транспортных происшествий с постоянным повреждением уже поврежденных ранее одних и тех же элементов и зон транспортного средства (после каждого страхового случая транспортное средство не ремонтируется или производится дешевый косметический ремонт);
– сговор владельцев транспортных средств, имеющих повреждения, о якобы совершенном дорожно-транспортном происшествии (имитация дорожно-транспортного происшествия);
– инсценировка повреждения транспортного средства потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия с участием других застрахованных владельцев транспортных средств.
Методика определения подставных ДТП
Одним из доказательств по делам мошенничества в автостраховании является комплексная автотехническая и транспортно-трасологическая экспертиза. Основной задачей, решаемой экспертом, является установление или опровержение факта контактно-следового взаимодействия транспортных средств и выявление несоответствия повреждений транспортных средств обстоятельства ДТП (схемы ДТП, объяснения участников дорожного происшествия)
Выявим общую схему работы эксперта — автотехника:
- ознакомление с материалами дела;
- осмотр поврежденных транспортных средств и места дорожно-транспортного происшествия;
- постановка вопросов эксперту, на которые нужно дать ответы, для представления о реальном механизме развития ДТП;
- проведение транспортно-трасологической экспертизы;
- анализ классификации следов;
- общий вывод по результатам исследования и ответы на вопросы, поставленные перед экспертом;
Подробнее остановимся на некоторых пунктах:
При рассмотрении первичных следов необходимо:
– классифицировать их по характеру взаимодействия при ударе;
– месту и высоте положения деформирующей силы;
– по направлению действия деформирующей силы со стороны следообразующего объекта;
– попытаться произвести идентификацию следообразующего объекта;
Анализ классификации первичных следов должен показать или опровергнуть наличие сходств. Если характер взаимодействия при ударе, место и высота приложения деформирующей силы или направления действия деформирующей силы двух объектов различны, то можно сделать вывод о невозможности контактно-следового взаимодействия двух объектов при данных обстоятельствах. [2]
Зачастую, в автоподставах, участвуют иномарки бизнес класса. Классическая схема, когда на пустой дороге ночью, в BMW 7 серии врезается ВАЗ 2106 и наносит повреждения всей правой (левой) стороне автомобиля.
Задача эксперта-техника, определить и дать заключение, было или нет данное ДТП, и соответствуют ли повреждения автомобиля, механизму развития ДТП.
Рассмотрим классификацию видов столкновения ТС:
Рис. 1. Классификация признаков, определяющих механизм столкновения ТС
Данная схема позволяет эксперту установить направление движения, характер сближения транспортных средств, взаимодействия при ударе, основываясь на фототаблицах поврежденного ТС, и дать заключение после анализа экспертизы. [4]
Большинство дел по мошенничеству связано с касательным столкновением автомобилей. Исходя из определения, касательное — это столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости). [3]
Ключевое слово, это горизонтальные трассы, при таких столкновения повреждения не могут отклоняться от прямой линии, а в делах по мошенничеству, повреждения автомобиля идут волнообразно, отклоняясь от прямой линии, что является следствием того, что данное ДТП не могло быть. Для примера хочу привести иллюстрацию с характерными повреждениями левого бока автомобиля, нанесенные умышленно инструментом (топором, молотком и тд).
Рис. 2. Повреждения автомобиля, нанесенные собственноручно
Мошенники используют много способов, делая так, чтобы экспертам было тяжело определить механизм повреждений: фотографирования автомобиля под разными углами, подкладывания материалов, отбрасывающих тень на шины протектора, имитируя их порезы.
Так же зачастую при ДТП срабатывают подушки безопасности, при выстреливании которых внутренняя часть обшивки салона значительно подвергается деформации, не только в месте выстрела подушки, но и также по всей площади. Но в делах о мошенничестве мы наблюдаем, что в месте, где установлены подушки, отходят только края обшивки.
Таким образом, мошенничество в сфере автострахования является реальной угрозой для экономики и роста недоверия граждан к страховым компаниям. Следует уделять должное внимание данной проблеме, вносить поправки в законодательство, повышать качество работы экспертов-техников.
Литература:
- Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО № 001МР/СЭ, МОСКВА 2005г
- Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. Учебное пособие для вузов / Комаров Ю.Я, Ганзин С. В., Жирков Р. А., Клепик Н. К., Комаров Д. Ю. — М.: Горячая линия — Телеком, 2012 г. с. 219–220
- Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Иларионов В. А. М.: Транспорт, 1989. с. 5
- Экспертиза ДТП. Справочник / Евтюков С. А., Васильев Я. В. — СПб.: Издательство ДНК, 2006. c. 185
- Экспертиза транспортных средств при ОСАГО / Юрий Андрианов. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2008. — 399 с