Институт сити-менеджмента на примере Екатеринбурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 10.03.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Хэнсен П. В. Институт сити-менеджмента на примере Екатеринбурга // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 285-287. — URL https://moluch.ru/archive/144/40365/ (дата обращения: 21.09.2018).



В данной статье раскрывается понятие сити-менеджмента, проводится анализ законодательных актов, регулирующих деятельность городских управляющих, выявляются особенности и основные преимущества данного института власти на примере Екатеринбурга.

Ключевые слова: городской управляющий, сити-менеджер, институт сити-менеджмента, местное самоуправление, Екатеринбург

С начала 2000-х годов в Российской Федерации уделяется все больше внимания улучшению системы государственной власти с целью повышения ее эффективности. Этот процесс затронул и органы местного самоуправления.

Начиная с 1 января 2006 г. на территории РФ действует новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесшая значительные изменения в структуру управления муниципальным образованием. Одним из ключевых нововведений стало появление возможности занимать пост главы местной администрации не непосредственным главой города, а лицом, нанимаемым на эту должность по контракту [1].

Назначение на должность главы администрации на контрактной основе производится после конкурсного отбора специальной комиссией. Согласно законодательству, данная комиссия должна состоять из двух частей: половина членов назначается местным представительным органом, оставшаяся половина высшим должностным лицом субъекта РФ, за исключением предусмотренных законом случаев. Порядок проведения конкурса, общее количество членов конкурсной комиссии, критерии оценки кандидатов — устанавливаются представительным органом муниципалитета [2].

После проведения конкурсного отбора, комиссия объявляет представительному органу кандидатов, из которых последний производит назначение на должность главы администрации [2].

Срок исполнения обязанностей наемного главы администрации, так называемого «городского управляющего», регламентируется законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Согласно названным документам, контракт с городским управляющим заключается на срок полномочий представительного органа муниципалитета, при этом он не может быть менее двух лет [2].

Опыт внедрения института «сити-менеджмента» был перенят у ряда западных стран, где эта система активно применяется. Как пишет Ричард Стиллман в журнале «Public Managment», применение городских управляющих началось еще в 1908 году в Стонтоне, США. Эксперимент показал эффективность данной системы муниципального управления, что привело к повсеместному ее применению в ряде других городов на территории США [3].

В Екатеринбурге практика применения сити-менеджеров началась с 12 октября 2010 года, когда депутатами городской Думы были приняты поправки к Уставу Екатеринбурга, касающиеся поста главы администрации. Полномочия главы города стали возлагаться на председателя городской Думы, а должность главы городской исполнительной власти стала контрактной [4].

Уставом города зафиксированы основные требования к кандидатам на должность главы Администрации [5]:

  1. Наличие высшего профессионального образования
  2. Стаж муниципальной / государственной службы не менее шести лет, либо семи лет по специальности
  3. Возрастной ценз — возраст кандидата не может быть меньше 35 лет
  4. Срок проживания в г. Екатеринбурге не менее десяти лет в совокупности (на момент подачи заявления для участия в конкурсе)
  5. Стаж работы на руководящих должностях в органах местного самоуправления / органах государственной власти / организациях, деятельность которых относится к областям промышленного производства, права, либо финансов — не менее пяти лет
  6. Знание законодательства Российской Федерации

Помимо основных федеральных законов, рамки деятельности городского управляющего регламентируется Уставом Екатеринбурга. Полномочия главы Администрации ориентированы на регулирование экономической, хозяйственной сферы управления городом, среди них: разработка проекта бюджета, планов развития муниципального образования, внесение в городскую Думу проектов решений, связанных с распоряжением имуществом муниципалитета, принятие решений по вопросам землепользования и застройки территории города и так далее [5].

Согласно одному из важнейших пунктов, регламентирующих деятельность городского управляющего, пункту 8 статьи 38 Устава города Екатеринбурга, глава Администрации подконтролен и подотчетен городской Думе [5].

Внедрение института городских управляющих в городскую вертикаль власти обуславливается рядом преимуществ данной системы, среди которых и условное разделение сфер деятельности руководителей города: глава города занимается координацией политической жизни муниципалитета, городской управляющий — экономической, что позволяет увеличить эффективность работы обоих.

Одним из преимуществ института сити-менеджмента можно назвать гарантированность профессионального уровня управленца, который четко зафиксирован в условиях конкурса на должность главы администрации, чего нельзя сказать о мэре. Рамки деятельности первого, за которые он не может выходить, четко регламентированы контрактом, что исключает конфликты с местным представительным органом, связанные с вопросами полномочий [6].

Городской управляющий, как уже сказано, несет ответственность за свои решения перед представительным органом муниципалитета. Это дает возможность регулировать деятельность главы администрации, так как в случае его неэффективной работы контракт может быть расторгнут. Некоторые эксперты приходят к выводу, что городской управляющий — «оптимальная форма для управления городским хозяйством» [7].

С финансовой точки зрения, проведение конкурса на должность главы местной администрации преобладает над процедурой проведения выборов мэра, так как требует гораздо меньших затрат бюджетных средств [6].

Помимо основных преимуществ, в данной системе управления муниципальным образованием имеются свои недостатки. Недолговечность заключаемого контракта и отсутствие закрепленных в нормативных актах условий для его продления отражаются на отношении городского управляющего к перспективным проектам, над которыми требуется работать гораздо больше времени, чем длится срок контракта [8].

Директор Уральского Института муниципального управления отмечает, что у института сити-менеджмента в «основе заложен конфликт интересов». По его мнению, между избранным главой муниципалитета и городским управляющим, распоряжающимся финансовыми ресурсами, происходит конфликт по поводу разделения полномочий и формирования местного бюджета, что отрицательно сказывается на управлении городом [9].

Таким образом, новая система управления муниципальными образованиями, применяемая в Российской Федерации отвечает основным требованиям современных городов. Полномочия наемного главы администрации не предусматривают участие в политической жизни муниципалитета, делая акцент на управлении экономикой. Эффективность работы городского управляющего определяется рядом факторов, среди которых проведение специального конкурса по отбору кандидатов, зависимость от местного представительного органа и полная ему подотчетность.

Литература:

  1. Федеральный закон от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6.10.2003) //«Российская газета», N 3316, 8.10.2003
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.02.2017).
  3. Richard Stillman. 1914: Celebrating the Centennial of ICMA and Modern American Government // Public Management. — 2014. — № 8. — С. 43–48.
  4. Депутаты Гордумы Екатеринбурга одобрили введение поста сити-менеджера // Сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн». URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-336693.html (дата обращения: 16.02.2017).
  5. Устав муниципального образования «город Екатеринбург» от 30.06.2005 (в ред. от 27.12.2016) // Официальный сайт Екатеринбургская городская Дума. URL: http://www.egd.ru/docs/rules (дата обращения: 1.02.2017).
  6. Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка // Сетевое издание «РИА Новости». URL: https://ria.ru/spravka/20110920/440697142.html (дата обращения: 12.02.2017).
  7. Сити-менеджер // Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./196/7372/7373/12853/12854/24726 (дата обращения: 13.02.2017).
  8. Леонид Волков — три ножа в спину Сити-менеджера // Сетевое издание «Вечерние ведомости». URL: http://veved.ru/avtorskie-stati/249-leonid-volkov-tri-nozha-v-spinu-siti-menedzhera.html (дата обращения: 20.02.2017).
  9. Нанять лидера // Интернет-портал «Российская газета». URL: https://rg.ru/2010/06/24/reg-ural/mer.html (дата обращения: 20.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, должность главы администрации, местный представительный орган, представительный орган муниципалитета, екатеринбург, городская Дума, государственная власть, конкурсный отбор.


Ключевые слова

местное самоуправление, городской управляющий, сити-менеджер, институт сити-менеджмента, Екатеринбург

Похожие статьи

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо.

Актуальные вопросы реализации организационной основы...

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган, должность главы, требование. На современном этапе функционирования органов местного самоуправления в России выявлены следующие...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Взаимодействие государственной власти и местного...

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка взаимодействия органов, общий принцип организации...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

местное самоуправление, орган, местное значение, государственная власть, муниципальное образование, конституция РФ, Европейская Хартия, местная администрация, представительный орган, публичная власть.

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Конституция РФ, местное сообщество, муниципальное образование, орган, Конституция, Россия...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская федерация, создание условий, служащий, Россия, развитие, Орган, гражданское общество, городское сообщество.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Местная администрация в структуре органов местного...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо.

Актуальные вопросы реализации организационной основы...

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган, должность главы, требование. На современном этапе функционирования органов местного самоуправления в России выявлены следующие...

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Взаимодействие государственной власти и местного...

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование, государственный орган, Российская Федерация, рамка взаимодействия органов, общий принцип организации...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

местное самоуправление, орган, местное значение, государственная власть, муниципальное образование, конституция РФ, Европейская Хартия, местная администрация, представительный орган, публичная власть.

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Конституция РФ, местное сообщество, муниципальное образование, орган, Конституция, Россия...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская федерация, создание условий, служащий, Россия, развитие, Орган, гражданское общество, городское сообщество.

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ...

Задать вопрос