Современный инструментарий управленческого анализа деятельности строительных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 1404 раза

Библиографическое описание:

Кочеткова, А. А. Современный инструментарий управленческого анализа деятельности строительных организаций / А. А. Кочеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40356/ (дата обращения: 24.04.2024).



Управленческий анализ предназначен для выявления потребностей предприятия, постановки задач, принятия оптимальных управленческих решений и контроля за их выполнением. Целью анализа является изучение деятельности прошлых периодов и в настоящее время, а также прогнозирование и планирование будущей деятельности отделов и руководителей, выбор наиболее прибыльной и подходящей для данного предприятия тактики, стратегии [1]. Также, посредством анализа проводится оценка стратегических условий в организации с учетом ограниченности ресурсов и определяется направление ее дальнейшего развития. В рамках управленческого анализа методы подразделяются на социологические и аналитические [2]. К первому типу относятся:

  1. Проведение опроса с целью сбора необходимой информации от сторон, напрямую связанных с изучаемым объектом, явлением или процессом. Опрос может проводиться как в коллективе, так и в индивидуальном порядке; лично, по телефону, в социальных сетях и т. д.
  2. Наблюдение. При проведении анализа и изучении деятельности строительной организации в первую очередь проводится статистическое наблюдение, во время которого собирают данные по заранее продуманному плану. После проведенного наблюдения собранная информация обрабатывается, проверяется ее достоверность, затем она систематизируется и классифицируется [3, 4]. Для синтезирования первичного статистического материала используют сводку и группировку данных. Сводка — это обобщение полученных в результате наблюдения материалов и получение характеристик изучаемых экономических явлений. Например, выполнение конечных расчетов, выявление результатов влияния отдельных факторов на объем СМР, на снижение себестоимости и т. п. С помощью группировки среди изучаемых процессов и явлений выделяют характерные группы по различным признакам. К примеру, при проведении анализа численности работников организации проводят группировки работников по возрасту, стажу, образованию, квалификации и другим признакам [5].
  3. Эксперимент — проводится с целью определения значимости явления, его способности нормально функционировать, а также выявления возможных путей решения рассматриваемой проблемы.
  4. Анализ документов проводится с целью более полного рассмотрения информации, содержащейся в документации предприятия, и ее дальнейшего использования для принятия необходимых решений. К аналитическим методам относятся:

– Сравнение, в результате которого происходит сопоставление изучаемого явления с уже изученным явлением для того, чтобы выявить общие свойства и различия. По типу сравнения выделяют три вида сравнительного анализа: горизонтальный; вертикальный и трендовый.

– Индексный метод. В индексном методе используются относительные показатели, которые отражают отношение значения данного показателя к значению, взятому в качестве базы сравнения. Данный метод используется при рассмотрении сложных процессов и явлений, в случае, когда их элементы невозможно измерить.

– Балансовый метод. Для определения и вычисления влияния двух или более связанных между собой показателей проводится их сопоставление, а также с помощью данного метода выявляются резервы для повышения эффективности деятельности предприятия [6]. Особенностью данного метода является то, что связь показателей записывается в виде равенства итогов, которые были получены в ходе разных сопоставлений.

– Метод цепных подстановок. Данный метод применяется в том случае, если между фактором и результатом имеется функциональная прямая или обратная зависимости. Он позволяет выявить конкретное значение влияния определенного фактора на конечный результат и получить скорректированные значения, сравнив два последовательно стоящие показатели в рассматриваемой цепи.

– Построение графика. Данный метод позволяет наглядно и более доступно представить собранную информацию, проанализировать, обобщить и изучить явления и показатели за определенный период.

– Метод статистики. Различные процессы, их динамика с необходимой периодичностью, отражаются в цифровых значениях, что позволяет оценить их состояние и сделать предположения об их изменении в будущем.

В целом управленческий анализ направлен на поиск и доскональное определение необходимых подходов развития предприятия, выявление его проблем и разработку стратегических планов их устранения [6, 7]. Именно поэтому управленческий анализ является частью стратегического менеджмента и одной из его задач является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Одним из наиболее популярных методов в рамках данного направления исследования является SWOT-анализ (табл. 1). Он помогает оценить условия внутренней среды — сильные и слабые стороны компании, а также определить благоприятные явления и потенциальные угрозы во внешней среде. С помощью данного инструмента менеджеры могут контролировать внешние факторы для определения потенциальных угроз во внешней среде и открывающихся возможностей. Затем составляется таблица по анализу внутренней среды, где по каждому фактору определяются сильные стороны (преимущества предприятия, его особенности, которые предоставляют ему дополнительные возможности) и слабые стороны (недостаток важных факторов, необходимых для нормального функционирования предприятия).

Таблица 1

Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния

Список сильных сторон (S)

1

2

Список слабых сторон (W)

1

2

Список внешних возможностей (O)

1

2

Мероприятия (проекты), направленные на использование сильных сторон для извлечения наибольших преимуществ из благоприятных внешних условий

Мероприятия (проекты), направленные на исправление слабых сторон для эффективного использования благоприятный явлений внешней среды (WO)

Список внешних угроз (T)

1

2

Мероприятия (проекты), направленные на использование сильных сторон в целях противостояния внешним угрозам (ST)

Мероприятия (проекты), направленные на исправление слабых сторон в целях противостояния внешним угрозам (WT)

С появлением RBV (англ. Resource-based view — ресурсный подход) ресурсам и способностям организации в долгосрочной перспективе стало уделяться максимальное внимание. В настоящее время одним из методов для определения ключевых компетенций и динамических способностей компании является VRIO-анализ (табл. 2), который был предложен американским профессором в области стратегического менеджмента Джеем Барни в 1997 г. Поначалу он использовался в качестве инструмента внутреннего анализа предприятия при стратегическом анализе и был необходим для предприятий, выходящих на новый рынок. В настоящее время данный анализ получает широкое распространение и применяется на многих строительных предприятиях [7]. С помощью VRIO-анализа ресурсы и способности компании оцениваются по 4 критериям: ценности (value), т. е. может ли организация при существующих ресурсах и способностях использовать благоприятные явления и нейтрализовывать потенциальные угрозы во внешней среде; редкости (rarity), т.е много ли конкурентов используют такие же ресурсы и способности; воспроизводимости (imitability) — насколько конкурентам, у которых нет аналогичных ресурсов и способностей, тяжело и дорого приобрести доступ к ним; и организованности (organization) — в полном ли объеме организация использует свои ресурсы и способности, чтобы реализовать свой стратегический потенциал.

Таблица 2

Методика проведения VRIO-анализа

Анализ ресурса (способности, компетенции)

Критерии

Стратегические последствия

Оценка ресурса (способности, компетенции)

Значение коэффициента динамических способностей

Ценность

Редкость

Сложность для имитации

Использование ворганизации

Нет

-

-

Нет

Конкурентная слабость

Слабость

0–0,09

Да

Нет

-

-

Конкурентный паритет

Сила

0,1–0,24

Да

Да

Нет

-

Временное конкурентное преимущество

Сила, отличительная компетенция

0,25–0,5

Да

Да

Да

Да

Устойчивое конкурентное преимущество

Сила, устойчивая отличительная компетенция, корневая компетенция

0,5–1

Особенно эффективным является проведение SWOT-анализа и анализа по VRIO-критериям, так как в совокупности они представляют более достоверную и полноценную картину деятельности и перспективности предприятия, позволяют оценить сильные и слабые стороны предприятия, его ресурсы и компетенции.

В заключение отметим, что на основе проведенного анализа методов управленческого анализа в строительных организациях важно понимать необходимость их своевременного и регулярного использования. В целом, управленческий анализ помогает рассмотреть деятельность строительной организации со всех сторон и выявить перспективы и направления ее будущего развития. Анализ проводится на основе ежедневно получаемых данных о хозяйственных процессах, движении всех материальных ценностей и их обработки, которая позволяет определить наиболее значимые отклонения от предполагаемых значений, оценить их влияние на ожидаемое исполнение плановых заданий.

Литература:

  1. Паражинскас И. И. Управление экономическим развитием предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 7 (47). С. 46–49.
  2. Селютина Л. Г., Голубев А. Н., Фомина Н. Ю. Актуальные аспекты проблемы совершенствования системы управления строительными предприятиями // Актуальные проблемы современной науки. — 2017. — № 1. — С. 23–24.
  3. Костецкий Д. А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 385–387.
  4. Селютина Л. Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
  5. Чистяков Д. А., Селютина Л. Г., Китаев М. А. Проблемные вопросы взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности в регионе // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. № 30. С. 142–148.
  6. Егорова М. А. Селютина Л. Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2009. — № 3. — С. 11–17.
  7. Скаринский К. О., Пономарева В. И. Формирование инвестиционной стратегии инновационного развития строительных предприятий // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 381–383.
  8. Селютина Л. Г., Матвеева О. С., Никоненко А. А. Управление строительными организациями в динамичной экономической среде // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сб. статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 225–228.
  9. Голубев А. А. Инновационный подход к стратегическому анализу деятельности строительных предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 4. С. 14–17.
  10. Селютина Л. Г., Иванова Е. В., Самойлюк Ю. С. Перспективные направления повышения конкурентоспособности строительных предприятий // Инновационная наука. 2017. № 1–1. С. 92–94.
  11. Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 481–483.
  12. Селютина Л. Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — СПб. — 2010. — С. 26–29.
  13. Егорова М. А., Селютина Л. Г., Доржиева Ц.-Д. Д. Управление инвестициями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. — 90 с.
  14. Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 742–744.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческий анализ, внешняя среда, способность, сторона, явление, внутренняя среда, индексный метод, слабая сторона предприятия, стратегический менеджмент, строительная организация.


Похожие статьи

Использование методик оценки стратегического положения...

Стратегическое управление пищевого предприятия можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: анализ макроокружения, конкурентной и внутренней среды.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля, внутренняя среда.

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ. В табл. 1 показаны изменения макросреды.

Для того, чтобы проанализировать перспективные стратегические направления развития предприятия следует воспользоваться SWOT-анализом.

Подходы и методы изучения внутренней среды

PEST, SNW, внешняя среда, слабая сторона предприятия, возможность, анализ, внутренняя среда, нейтральная сторона, сильное воздействие, управленческое обследование.

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, предприятие, стратегия ограниченного роста, стратегия роста

 создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на изменения, которые происходят в его внешней и внутренней среде

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

Ключевые слова: стратегическое управление, факторы внешней и внутренней среды, бизнес-среда, заинтересованные стороны.

По классической теории менеджмента бизнес-среда организации состоит из: макровнешней среды, представляющей общие условия...

SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем...

слабые стороны. Внешняя среда. возможности. угрозы.

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты.

Методические аспекты стратегического анализа рисков

риск, внешняя среда, экономическая литература, экономическая жизнь общества, угроза, решение, возможность, внутренняя среда предприятия, морфологический анализ, абстрактная природа.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

Оценка внешний среды фирмы дает высшему руководству возможность проанализировать возможности и внутренние ресурсы компании. Выявляя слабые и сильные стороны компании...

Похожие статьи

Использование методик оценки стратегического положения...

Стратегическое управление пищевого предприятия можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: анализ макроокружения, конкурентной и внутренней среды.

Стратегическое планирование, его значение и этапы

стратегическое планирование, внешняя среда, выбранная стратегия, окружающая среда, стратегический анализ, реализация стратегии, миссия, выбор стратегии, анализ портфеля, внутренняя среда.

Анализ внешней среды организации (на примере ООО...)

Для анализа внешней среды используется такой метод как PEST-анализ. В табл. 1 показаны изменения макросреды.

Для того, чтобы проанализировать перспективные стратегические направления развития предприятия следует воспользоваться SWOT-анализом.

Подходы и методы изучения внутренней среды

PEST, SNW, внешняя среда, слабая сторона предприятия, возможность, анализ, внутренняя среда, нейтральная сторона, сильное воздействие, управленческое обследование.

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, предприятие, стратегия ограниченного роста, стратегия роста

 создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на изменения, которые происходят в его внешней и внутренней среде

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

Ключевые слова: стратегическое управление, факторы внешней и внутренней среды, бизнес-среда, заинтересованные стороны.

По классической теории менеджмента бизнес-среда организации состоит из: макровнешней среды, представляющей общие условия...

SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем...

слабые стороны. Внешняя среда. возможности. угрозы.

Анализ рыночной среды предприятия ОАО «Томскнефть» ВНК: покупатели и конкуренты.

Методические аспекты стратегического анализа рисков

риск, внешняя среда, экономическая литература, экономическая жизнь общества, угроза, решение, возможность, внутренняя среда предприятия, морфологический анализ, абстрактная природа.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

Оценка внешний среды фирмы дает высшему руководству возможность проанализировать возможности и внутренние ресурсы компании. Выявляя слабые и сильные стороны компании...

Задать вопрос