Управленческий анализ предназначен для выявления потребностей предприятия, постановки задач, принятия оптимальных управленческих решений и контроля за их выполнением. Целью анализа является изучение деятельности прошлых периодов и в настоящее время, а также прогнозирование и планирование будущей деятельности отделов и руководителей, выбор наиболее прибыльной и подходящей для данного предприятия тактики, стратегии [1]. Также, посредством анализа проводится оценка стратегических условий в организации с учетом ограниченности ресурсов и определяется направление ее дальнейшего развития. В рамках управленческого анализа методы подразделяются на социологические и аналитические [2]. К первому типу относятся:
- Проведение опроса с целью сбора необходимой информации от сторон, напрямую связанных с изучаемым объектом, явлением или процессом. Опрос может проводиться как в коллективе, так и в индивидуальном порядке; лично, по телефону, в социальных сетях и т. д.
- Наблюдение. При проведении анализа и изучении деятельности строительной организации в первую очередь проводится статистическое наблюдение, во время которого собирают данные по заранее продуманному плану. После проведенного наблюдения собранная информация обрабатывается, проверяется ее достоверность, затем она систематизируется и классифицируется [3, 4]. Для синтезирования первичного статистического материала используют сводку и группировку данных. Сводка — это обобщение полученных в результате наблюдения материалов и получение характеристик изучаемых экономических явлений. Например, выполнение конечных расчетов, выявление результатов влияния отдельных факторов на объем СМР, на снижение себестоимости и т. п. С помощью группировки среди изучаемых процессов и явлений выделяют характерные группы по различным признакам. К примеру, при проведении анализа численности работников организации проводят группировки работников по возрасту, стажу, образованию, квалификации и другим признакам [5].
- Эксперимент — проводится с целью определения значимости явления, его способности нормально функционировать, а также выявления возможных путей решения рассматриваемой проблемы.
- Анализ документов проводится с целью более полного рассмотрения информации, содержащейся в документации предприятия, и ее дальнейшего использования для принятия необходимых решений. К аналитическим методам относятся:
– Сравнение, в результате которого происходит сопоставление изучаемого явления с уже изученным явлением для того, чтобы выявить общие свойства и различия. По типу сравнения выделяют три вида сравнительного анализа: горизонтальный; вертикальный и трендовый.
– Индексный метод. В индексном методе используются относительные показатели, которые отражают отношение значения данного показателя к значению, взятому в качестве базы сравнения. Данный метод используется при рассмотрении сложных процессов и явлений, в случае, когда их элементы невозможно измерить.
– Балансовый метод. Для определения и вычисления влияния двух или более связанных между собой показателей проводится их сопоставление, а также с помощью данного метода выявляются резервы для повышения эффективности деятельности предприятия [6]. Особенностью данного метода является то, что связь показателей записывается в виде равенства итогов, которые были получены в ходе разных сопоставлений.
– Метод цепных подстановок. Данный метод применяется в том случае, если между фактором и результатом имеется функциональная прямая или обратная зависимости. Он позволяет выявить конкретное значение влияния определенного фактора на конечный результат и получить скорректированные значения, сравнив два последовательно стоящие показатели в рассматриваемой цепи.
– Построение графика. Данный метод позволяет наглядно и более доступно представить собранную информацию, проанализировать, обобщить и изучить явления и показатели за определенный период.
– Метод статистики. Различные процессы, их динамика с необходимой периодичностью, отражаются в цифровых значениях, что позволяет оценить их состояние и сделать предположения об их изменении в будущем.
В целом управленческий анализ направлен на поиск и доскональное определение необходимых подходов развития предприятия, выявление его проблем и разработку стратегических планов их устранения [6, 7]. Именно поэтому управленческий анализ является частью стратегического менеджмента и одной из его задач является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Одним из наиболее популярных методов в рамках данного направления исследования является SWOT-анализ (табл. 1). Он помогает оценить условия внутренней среды — сильные и слабые стороны компании, а также определить благоприятные явления и потенциальные угрозы во внешней среде. С помощью данного инструмента менеджеры могут контролировать внешние факторы для определения потенциальных угроз во внешней среде и открывающихся возможностей. Затем составляется таблица по анализу внутренней среды, где по каждому фактору определяются сильные стороны (преимущества предприятия, его особенности, которые предоставляют ему дополнительные возможности) и слабые стороны (недостаток важных факторов, необходимых для нормального функционирования предприятия).
Таблица 1
Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния
Список сильных сторон (S) 1 2 … |
Список слабых сторон (W) 1 2 … |
|
Список внешних возможностей (O) 1 2 … |
Мероприятия (проекты), направленные на использование сильных сторон для извлечения наибольших преимуществ из благоприятных внешних условий |
Мероприятия (проекты), направленные на исправление слабых сторон для эффективного использования благоприятный явлений внешней среды (WO) |
Список внешних угроз (T) 1 2 … |
Мероприятия (проекты), направленные на использование сильных сторон в целях противостояния внешним угрозам (ST) |
Мероприятия (проекты), направленные на исправление слабых сторон в целях противостояния внешним угрозам (WT) |
С появлением RBV (англ. Resource-based view — ресурсный подход) ресурсам и способностям организации в долгосрочной перспективе стало уделяться максимальное внимание. В настоящее время одним из методов для определения ключевых компетенций и динамических способностей компании является VRIO-анализ (табл. 2), который был предложен американским профессором в области стратегического менеджмента Джеем Барни в 1997 г. Поначалу он использовался в качестве инструмента внутреннего анализа предприятия при стратегическом анализе и был необходим для предприятий, выходящих на новый рынок. В настоящее время данный анализ получает широкое распространение и применяется на многих строительных предприятиях [7]. С помощью VRIO-анализа ресурсы и способности компании оцениваются по 4 критериям: ценности (value), т. е. может ли организация при существующих ресурсах и способностях использовать благоприятные явления и нейтрализовывать потенциальные угрозы во внешней среде; редкости (rarity), т.е много ли конкурентов используют такие же ресурсы и способности; воспроизводимости (imitability) — насколько конкурентам, у которых нет аналогичных ресурсов и способностей, тяжело и дорого приобрести доступ к ним; и организованности (organization) — в полном ли объеме организация использует свои ресурсы и способности, чтобы реализовать свой стратегический потенциал.
Таблица 2
Методика проведения VRIO-анализа
Анализ ресурса (способности, компетенции) |
||||||
Критерии |
Стратегические последствия |
Оценка ресурса (способности, компетенции) |
Значение коэффициента динамических способностей |
|||
Ценность |
Редкость |
Сложность для имитации |
Использование ворганизации |
|||
Нет |
- |
- |
Нет |
Конкурентная слабость |
Слабость |
0–0,09 |
Да |
Нет |
- |
- |
Конкурентный паритет |
Сила |
0,1–0,24 |
Да |
Да |
Нет |
- |
Временное конкурентное преимущество |
Сила, отличительная компетенция |
0,25–0,5 |
Да |
Да |
Да |
Да |
Устойчивое конкурентное преимущество |
Сила, устойчивая отличительная компетенция, корневая компетенция |
0,5–1 |
Особенно эффективным является проведение SWOT-анализа и анализа по VRIO-критериям, так как в совокупности они представляют более достоверную и полноценную картину деятельности и перспективности предприятия, позволяют оценить сильные и слабые стороны предприятия, его ресурсы и компетенции.
В заключение отметим, что на основе проведенного анализа методов управленческого анализа в строительных организациях важно понимать необходимость их своевременного и регулярного использования. В целом, управленческий анализ помогает рассмотреть деятельность строительной организации со всех сторон и выявить перспективы и направления ее будущего развития. Анализ проводится на основе ежедневно получаемых данных о хозяйственных процессах, движении всех материальных ценностей и их обработки, которая позволяет определить наиболее значимые отклонения от предполагаемых значений, оценить их влияние на ожидаемое исполнение плановых заданий.
Литература:
- Паражинскас И. И. Управление экономическим развитием предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 7 (47). С. 46–49.
- Селютина Л. Г., Голубев А. Н., Фомина Н. Ю. Актуальные аспекты проблемы совершенствования системы управления строительными предприятиями // Актуальные проблемы современной науки. — 2017. — № 1. — С. 23–24.
- Костецкий Д. А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 385–387.
- Селютина Л. Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71–72.
- Чистяков Д. А., Селютина Л. Г., Китаев М. А. Проблемные вопросы взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности в регионе // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016. № 30. С. 142–148.
- Егорова М. А. Селютина Л. Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2009. — № 3. — С. 11–17.
- Скаринский К. О., Пономарева В. И. Формирование инвестиционной стратегии инновационного развития строительных предприятий // Молодой ученый. — 2016. — № 26. — С. 381–383.
- Селютина Л. Г., Матвеева О. С., Никоненко А. А. Управление строительными организациями в динамичной экономической среде // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сб. статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 225–228.
- Голубев А. А. Инновационный подход к стратегическому анализу деятельности строительных предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 4. С. 14–17.
- Селютина Л. Г., Иванова Е. В., Самойлюк Ю. С. Перспективные направления повышения конкурентоспособности строительных предприятий // Инновационная наука. 2017. № 1–1. С. 92–94.
- Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 481–483.
- Селютина Л. Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — СПб. — 2010. — С. 26–29.
- Егорова М. А., Селютина Л. Г., Доржиева Ц.-Д. Д. Управление инвестициями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. — 90 с.
- Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 742–744.