Авторы: Федорова Анна Михайловна, Гудулова Эмма Александровна

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Федорова А. М., Гудулова Э. А. Современное состояние и перспективы развития облачных технологий в России // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 37-41.



Ускорение темпа жизни и стремление к глобализации порождают потребность общества в технологиях, предоставляющих непрерывный доступ к данным и приложениям в режиме 24 х 7 х 365 из любой точки планеты. [12]

Решением такой проблемы выступают облачные технологии[1], которые нашли широкое применение в Западных государствах. Рынок облачных услуг в России только начал свое формирование и по масштабам меньше 1 % от мирового.

На долю ведущих провайдеров облачных технологий приходится почти 70 % глобального рынка, половину из которых занимает «Amazon Web Services» (рисунок 1). [2]

Рис. 1. Доля ведущих провайдеров на мировом рынке облачных технологий [2]

То есть, можно сказать, что обороты любого из этих провайдеров с легкостью перекрывают мощности всего российского рынка облачных сервисов.

Однако рано делать выводы — в условиях затяжного экономического кризиса, сопровождаемого увеличением цен на технику в связи с ростом курса валют, возникает необходимость в оптимизации затрат на эксплуатацию и обслуживание программно-аппаратного комплекса предприятия. Наиболее рациональный путь к решению проблемы — отдать услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг облачному провайдеру.

Еще одним немаловажным стержнем, оказывающим существенное влияние на развитие облачных сервисов в России, является вступивший в силу 1 сентября 2015 года (после разоблачения Э. Сноуденом американских облачных провайдеров) Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который требует хранить персональные данные россиян на территории нашей страны. [11]

Отечественные компании, которые ранее пользовались услугами зарубежных облачных провайдеров, были вынуждены переехать на размещенную в России альтернативную облачную платформу. [11]

Интерес к российским «облакам», после разоблачения американских облачных центов обработки данных, начали проявлять и зарубежные компании, которые уже вступили в переговоры с российскими ЦОДами о возможностях размещения мощностей на территории нашей страны. [11]

Эти процессы обостряют конкуренцию между отечественными провайдерами, которые начали расширять свои продуктовые портфели, совершенствовать техподдержку, SLA[2] и тарифные планы.

Конечно, говорить о 100 % импортозамещении пока рано — многие услуги облачных провайдеров в настоящее время оказываются на базе зарубежного железа и ПО, российских аналогов которым просто нет. [5]

На сегодняшний день наблюдается положительная динамика роста числа компаний, отдающих свои ИТ-процессы на аутсорсинг в облако. По данным исследования[3] компаний «SAP» и «Forrester Russia» в 2016 году, крупный бизнес в России максимально готов к использованию облачных услуг: в этом сегменте свыше 90 % опрошенных знают про облачные услуги, в малом бизнесе — свыше 70 %. При этом в крупном бизнесе 54,5 % опрошенных пользуется одновременно облачными услугами из 2-х и более категорий, в среднем бизнесе — 50 %, в малом — 43 %. [1]

Во многом этому процессу будет способствовать и постоянно растущее проникновение высокоскоростного доступа в интернет в регионах, открывающее доступ к таким услугам территориально-распределенным компаниям, представительства которых расположены в удаленных уголках нашей страны. [5]

Еще одна причина — простота. С покупкой «железа» и необходимых программ работа только начинается: нужно подключить, установить, настроить и обслуживать инфраструктуру. Поломка компьютера или сервера может обернуться потерей важных для бизнеса данных, а главное — времени. [8]

Облачный сервис позволяет не зависеть ни от сервера, ни от собственного компьютера: если он ломается, клиент сможет продолжать работу за другой машиной. Облака дают клиенту возможность заниматься делом, сфокусировавшись на ключевых задачах, а не распылять силы и время на вспомогательные функции. [8]

Еще одним, немаловажным преимуществом от использования облачной инфраструктуры является возможность получения биллинга[4], который предусматривает контроль над всеми расходами компании. Если ранее бюджет компании казался директору «черной дырой», которая засасывает деньги, и при этом невозможно понять, что в ней происходит, то в облаке все расписано провайдером в виде перечня услуг и выделенных на их оказание денежных средств. [10]

Основными видами услуг на рынке облачных сервисов в России являются:

− SaaS (software as a service) — программное обеспечение как услуга. Потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера;

− IaaS (infrastructure as a service) — инфраструктура как услуга. Клиенту предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры провайдера для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими вычислительными ресурсами;

− PaaS (platform as a service) — платформа как услуга. Потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры провайдера для размещения базового программного обеспечения клиента.

Ведущим сегментом российского рынка облачных сервисов является SaaS. В 2015 г. на его долю приходилось 80,5 % всего объема доходов от облачных услуг в стране. Доля IaaS составила 16,1 %, а PaaS — не более 3,4 % (рисунок 2). [4]

Источник: iKS-Consulting, 2016

Рис. 2. Структура доходов от облачных услуг в России по основным сегментам, 2015 г.

На российском рынке SaaS-сервисов предлагается довольно широкий диапазон продуктов: офисные приложения, программы для ведения бухгалтерии и подготовки отчетности в госорганы, CRM-и ERP-системы, средства коммуникации и взаимодействия с клиентами, виртуальные АТС и контакт-центры, системы безопасности и управления доступом.

К основным требованиям, предъявляемым заказчиками к облачным сервисам, относится проблемы безопасности, дружелюбности, надежности и гарантии. [3]

Проблема безопасности в России считается наиболее важной, в то время как согласно опросам, проводимым на Западе, эта проблема не входит даже в первую тройку. [9]

Многие считают, что причиной тому служат особенности российского бизнеса, который во многом переливается всеми «оттенками серого». В этих условиях важно иметь свои данные у себя под рукой, чтобы в случае неожиданной проверки, их можно было просто уничтожить.

С внедрением облаков бизнес потихоньку белеет, но возникает вопрос защиты данных у облачного провайдера от классических угроз. Провайдеру это сделать легче, чем компании, особенно небольшой, которая даже не имеет своих специалистов по информационной безопасности. [9]

Тем компаниям, которые не готовы к переводу своих бизнес-процессов в «облако» (из-за недоверия к системе информационной безопасности провайдера) может быть предложена модель «гибридного облака», представляющую собой комбинацию традиционной и облачной ИТ-инфраструктуры. Т. е., в случае потери данных на сервере провайдера, компания сможет восстановить их с собственных центров обработки данных. [12]

Аналитики считают, что в будущем, именно «гибридным облакам» будут отдавать предпочтение заказчики. Так, статистика текущего состояния структуры IaaS за 2015–2016 год показывает, что 71 % компаний используют именно «гибридные облака» (рисунок 3).

http://filearchive.cnews.ru/img/forum/2016/11/30/lattelecom.png

Источник: Lattelecom, 2016 [11]

Рис. 3. Статистика текущего состояния структуры IaaS в 2015–2016 годах

IBM Center for Applied Insights в марте 2016 г. провела опрос, в котором приняли участие 500 ИТ-директоров из компаний, использующих «гибридную» ИТ-инфраструктуру. [2]

Оказалось, что 70 % респондентов планируют и дальше использовать смесь традиционных и облачных ИТ-ресурсов, а 90 % респондентов из компаний заявили, что гибридное облако показывает лучшее ROI[5], чем облачное или традиционное ИТ-решение. [2]

На мировом рынке сейчас использование публичных облаков корпоративными клиентами сокращается, но активно растет спрос на частные и гибридные облака. [2]

Также стоит использовать и гибридные инфраструктуры, как хорошее средство для обеспечения непрерывности бизнеса и, одновременно для того, чтобы не остаться «без штанов», обеспечивая эту непрерывность на базе традиционной ИТ-инфраструктуры. [5]

Требования заказчиков относительно дружелюбного пользовательского интерфейса предполагает создание клиенту возможности самостоятельно управлять ресурсами в облаке, а также дорабатывать и подстраивать ресурсы облака под бизнес-процессы своей компании.

Крупные провайдеры, зачастую, на такое не идут, предлагая облачные сервисы в виде «As Is» (как есть) и не предусматривают «допиливание» проекта под нужды клиента. Соответственно, заказчику остается либо адаптироваться под сервис текущего провайдера, либо найти ему замену среди более гибких поставщиков облачных услуг. [3]

Несмотря на это, компании, предоставляющие «облачные услуги», ориентированы на клиентов и регулярно отслеживают их потребности, используют обратную связь и реализуют полученную информацию в новых продуктах. Именно личный опыт клиента, его мнение — это главный источник информации для усовершенствования продуктов. [3]

Поставщику необходимо тесно сотрудничать с бизнес-заказчиком по поводу перехода в облако. Ведь внедрение новых сервисов — очень непростой процесс, в ходе которого многое меняется: и ИТ-процессы, и технические параметры систем, и бизнес-процессы. Все эти изменения должны быть учтены и должны сработать на пользу, а не во вред проекту внедрения облачного сервиса.

Одна из причин растущего интереса кроется в гибкости сервисов: облачная инфраструктура максимально быстро и легко меняется согласно потребностям клиента. Так, бизнес-процессы компании, в которой работают, к примеру, пять человек, отличаются от бизнес-процессов более крупной организации. Малый бизнес быстро развивается: компания может вырасти вдвое и втрое, изменить сферу деятельности, структуру и т. д. Облака позволяют максимально просто и быстро подстроиться под эти изменения без замены оборудования, закупки программных продуктов и при этом сохранить продуктивность работы. [8]

Из факторов, сдерживающих развитие облачной инфраструктуры, прежде всего следует отметить ограниченную пропускную способность каналов связи. Скорость прокладки новых кабелей в мире составляет 1300 метров в секунду, однако пропускной способности каналов все равно не хватает из-за еще более высоких темпов роста трафика и объема обрабатываемых и хранимых данных. [7]

В ближайшем будущем решение вопроса растущего трафика будет проходить с помощью применения виртуализации сетевых функций (NFV) и построения программно-определяемых сетей (SDN). Благодаря этим разработкам сетевые сервисы, так же как и ресурсы современных ЦОД, будут предоставляться по облачной модели. [7]

В перспективе, возможен прирост заказчиков на облачные технологии из других стран. Так, компании «En+ Group», Huawei и «Ланит» разработали совместный проект «Восток», в рамках которого они собираются построить в Иркутске дата-центр на 1800 стоек, рассчитанный на китайских заказчиков. За счет дешевой электроэнергии стоимость процессинга данных в Сибири в 4–5 раза ниже, чем в Гонконге, и на 20 % ниже, чем на Севере Китая в регионе Внутренняя Монголия. [7]

Постепенно под облачную модель трансформируются сервисы, которые сейчас напрямую не связаны с ИТ. Например, появятся самоуправляемые автомобили, подключенные к интернету, которые будут предоставляться по требованию как сервис. Еще один вариант облачной трансформации — еда как сервис, когда специальный чип на теле человека определяет потребность в питательных веществах и автоматически оформляет заказ в продуктовом магазине. [7]

По результатам исследования компаний «SAP» и «Forrester Russia», аналитики сделали вывод, что отечественный рынок облаков будет расти быстрее, чем ИТ — рынок в целом, и к 2020 году его объем составит 48 млрд. руб. [1]

Положительно оценивает перспективы российских облачных услуг и «iKS-Consulting», по прогнозу которой к 2020 г. этот рынок вырастет почти в три раза до 78,6 млрд. руб. При этом сегмент SaaS достигнет 55,2 млрд. руб., IaaS — 19,4 млрд. руб., PaaS — 4 млрд. руб. [6]

Литература:

  1. SAP и Forrester: в России к 2020 году объем «облаков» составит 48 млрд. руб. 21.02.2017 г. https://www.iemag.ru/news/detail.php?ID=38889 (дата обращения: 03.03.2017).
  2. Волынкина Евгения. Вдогонку за западными облаками. 25.04.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5291489-Vdogonku-za-zapadnymi-oblakami.html (дата обращения: 02.03.2017).
  3. Волынкина Евгения. Е. Велесевич: Лишь малый процент людей готов к подвигу. 30.03.2016г.http://www.iksmedia.ru/articles/5285275-EVELESEVICh-K-sozhaleniyu-lish-maly.html (дата обращения: 02.03.2017).
  4. Волынкина Евгения. Облачный провайдинг: многоликий, конвейерный и сегментированный. 01.11.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5351954-Oblachnyj-provajding-mnogolikij-kon.html (дата обращения: 27.02.2017).
  5. Волынкина Евгения. П. Ершов: Наш рынок облаков дождался взрыва. 31.03.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5285600-PERSHOV-Rossijskij-rynok-oblakov.html (дата обращения: 02.03.2017).
  6. Гореткина Елена. RISS`2016: ИТ-аутсорсинг и облака — светлые пятна на фоне российского ИТ-рынка. 06.12.2016 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=190702 (дата обращения: 03.03.2017).
  7. Лебедев Павел. Тренды российских облаков: экономия не главное, уникальный сервис, рост финансовой ответственности провайдеров. 02.03.2016г. http://cloud.cnews.ru/articles/2016–09–16_tendentsii_rossijskogo_rynka_oblakov_ekonomiya_ne_glavnoepersonalizirovannyj/2 (дата обращения: 02.03.2017).
  8. Меркуданов Никита. Почему облака становятся популярнее. 15.03.2016г. http://www.iksmedia.ru/articles/5281526-Pochemu-oblaka-stanovyatsya-populya.html (дата обращения: 27.02.2017).
  9. Носов Николай. RISS’2016: продавцы vs покупатели облаков. 07.12.2016 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=190843 (дата обращения: 01.03.2017).
  10. Притула Павел. Облачные сервисы в России продолжают рост. 16.09.2015 г. http://cloud.cnews.ru/articles/2015–09–16_oblachnye_servisy_v_rossii_podnimayutsya_ne_spesha (дата обращения: 02.03.2017).
  11. Притула Павел. Сложности роста: как заставить облака работать? 29.11.2016 г. http://cloud.cnews.ru/articles/2016–11–29_mneniya_oblaka_eto_ne_tolko_gibko_i_ekonomnono_i_dorogo (дата обращения: 27.02.2017).

12. Стельмах Сергей. За год облачный рынок вырос на 25 %. 24.01.2017 г. https://www.pcweek.ru/its/article/detail.php?ID=191787 (дата обращения: 02.03.2017).


[1] Облачные технологии – это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис

[2] Service Level Аgreement (SLA) – соглашение об уровне предоставления услуги.

[3] В ходе исследования было опрошено 635 респондентов из малого, среднего и крупного бизнеса. Из них 60% – ИТ-директора, 40% – руководители компаний. География исследования – 20 городов.

[4] Биллинг – автоматизированная система учета предоставленных услуг, их тарификации и выставления счетов для оплаты.

[5] ROI – финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций.

Основные термины (генерируются автоматически): дата обращения, облачных услуг, облачных сервисов, рынка облачных сервисов, использования облачной инфраструктуры, российского рынка облачных, облачных провайдеров, облачных технологий, облачной инфраструктуры провайдера, Волынкина Евгения, возможность использования облачной, рынке облачных, обработки данных, ведущих провайдеров облачных, американских облачных, рынке облачных сервисов, развитие облачных сервисов, американских облачных провайдеров, рынок облаков, зарубежных облачных провайдеров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос