Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Сапрыкина Л. А. Условия реализации доступной среды инклюзивного образования в вузах // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 444-446. — URL https://moluch.ru/archive/144/40290/ (дата обращения: 20.04.2018).



В последнее время интеграционные процессы стали всё более широко охватывать различные группы студентов, имеющих отклонения в развитии. Ранее, в советское время, в образовательных учреждениях преобладала бесконтрольная интеграция, со временем появился уровень одного образовательного учреждения, а в настоящее время образование приобретает всё более разные модели интегрированного или инклюзивного обучения.

В процессе развития инклюзивного образования в вузах начинает преобладать принцип «Равные и разные», что дополняется понятием «качество доступности». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Суть его заключается в том, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместе со своими сверстниками, становятся полноправными членами коллектива, развиваются в соответствии с возможностями и приобретают перспективу участия в жизни общества. [1, с.104]. Интеграция — (лат. integration-восстановление, восполнение от integer — целый), сторона процесса становления, результатом чего является объединение ранее разнородных частей в целое. [2].

Однако, существенным различием инклюзивного подхода от интегрированного является качественное реформирование социально-педагогических условий, основанных на кардинальном преобразовании учебно-воспитательного процесса, создание единого социально-образовательного окружения, а также стремление членов современного общества к личностным и профессиональным переменам для лиц с ОВЗ.

Социализация — (от лат. socialis–общественный), процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системой знаний, норм и ценностей, обретение социальных характеристик мышления и поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. [3]. Сущностью инклюзивного образования в вузе является совместное обучение студентов с ОВЗ с другими студентами в соответствии с общими требованиями к процессу, качеству и результату образования. Актуальность данного вопроса заключается в привлечении людей с определёнными физическими особенностями в социальное окружение. В связи с этим, в настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Доступная среда в инклюзивном образовании — основное требование в развитии ВУЗов.

Итак, основными направлениями в развитии «включенного» образования должны являться:

I. Организационные мероприятия по формированию информации по категориям студентов:

‒ анализ контингента обучающихся студентов вуза в начале учебного года;

‒ формирование учетных данных по студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

‒ ведение личных дел на каждого студента-инвалида;

‒ осуществление контроля за сроками действия справок об установлении инвалидности;

‒ назначение выплат (социальной стипендии и материальной помощи), предусмотренной законодательством РФ и законом «Об образовании», в соответствии со статусом обучающихся.

II. Психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья:

‒ индивидуальная работа психолога со студентами данной категории;

‒ адаптация студентов с ОВЗ посредством проведения тренингов;

‒ обучение, направленное на командообразование.

III. Лечебно-оздоровительные мероприятия:

‒ физическая культура по спец.программе;

‒ посещение спортивно-оздоровительных комплексов вуза;

‒ консультации медицинских работников вуза.

IV. Культурные мероприятия во внеучебной деятельности:

‒ проведение мероприятий с участием «медийных личностей» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

‒ вовлечение студентов с ограниченными возможностями здоровья в культурную и спортивную жизнь ВУЗа.

V. Развитие и формирование толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья:

‒ привлечение волонтеров (из числа студентов) для помощи студентам-инвалидам, в том числе при передвижении по территории ВУЗа;

‒ волонтерство студентов в организации учебного процесса инклюзивного обучения;

‒ участие студентов-волонтеров в культурно-массовых мероприятиях, организованных для студентов-инвалидов;

‒ проведение круглых столов и тематических мероприятий, направленных на образование толерантной социокультурной среды;

‒ информирование о достижениях студентов-инвалидов на сайте ВУЗа.

Таким образом, для реализации данных направлений ВУЗам необходимо приложить немало усилий, чтобы организовать подходящие условия инклюзии каждому отдельному студенту. Вместе с тем, всё же можно вести речь о перспективных линиях деятельности в условиях осуществления высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Алехина, C. B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / C. B. Алехина, В. К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. -С. 104–116
  2. Большой энциклопедический словарь. Гл.ред. Ярцева В. Н. М.: Науч. изд-во «Большая Рос.энциклопедия», 2000
  3. Философский энциклопедический словарь. Гл.ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, инклюзивного образования, инклюзивного обучения, среды инклюзивного образования, развития инклюзивного образования, Сущностью инклюзивного образования, существенным различием инклюзивного, учебного процесса инклюзивного, энциклопедический словарь, Психологическое сопровождение студентов, различные группы студентов, новая школа», развитии «включенного» образования, совместное обучение студентов, осуществления высшего образования, разные модели интегрированного, формирование толерантного отношения, Философский энциклопедический словарь, сторона процесса становления, Большой энциклопедический словарь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос