Формирование личностных учебных действий у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Юдкина Л. И., Толстопятых Л. Е., Бондаренко И. В., Акинина Н. А. Формирование личностных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 358-360. — URL https://moluch.ru/archive/143/40147/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье «Формирование личностных учебных действий у младших школьников» рассмотрены формы и средства, которые использует педагог для развития личностных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Авторы предполагают, что особое внимание в развитии личности младшего школьника необходимо уделять осознанию национальных ценностей.

Важной частью Федерального государственного образовательного стандарта начального образования является формирование универсальных учебных действий. Каждый учитель в своей педагогической деятельности ориентирован на личностные результаты обучающихся, где особое внимание в развитии личности младшего школьника уделяется осознанию национальных ценностей, религиозных, культурных, социально-исторических традиций народов России, воспитанию любви к Родине.

Патриотические чувства неизменно выступают как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина [2, с. 25].

Учебными программами и учебниками начальной школы определен круг знаний, на основе которых формируется мировоззрение младших школьников. На уроках окружающего мира мы знакомим детей с историей создания флага, герба, гимна России, с многонациональным составом народов и народностей нашей страны. Подчеркиваем значимость флага и знамени в годы Великой Отечественной войны. Испытываем гордость вместе с нашими спортсменами, когда на международных соревнованиях звучит наш гимн и поднимается флаг России. Школьники учатся наблюдать и видеть красоту окружающего мира. Читают в учебнике тексты о красоте неба, воды, воздуха, растений, а затем пишут свои рассказы, сказки, где отражается не только их наблюдательность, но и любовь к родной природе, свое отношение к ней. Тема о невидимых нитях в природе заставляет их задуматься об экологических проблемах малой родины.

Уроки литературного чтения относятся к дисциплинам гуманитарного цикла. Будучи формой социальной памяти, средством отражения национальной культуры народа, средством выражения его самостоятельности, литература заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие непосредственно влиять на формирование личности любого возраста. Поэтому в процессе изучения литературы в начальной школе необходимо добиться, чтобы младший школьник воспринимал литературу «как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций». Это важнейшая проблема курса литературного чтения в начальной школе, которую ставит Федеральный государственный стандарт начального образования [1, с. 8]. Произведения устного народного творчества в учебниках по литературному чтению отражают прошлое нашего народа, его традиции, обычаи, праздники, быт. Русские народные песни — это средство формирования духовного мира младшего школьника, средство приобщения к ценностям культуры, которые накопили предыдущие поколения. Знакомство с дымковской игрушкой, изделиями из Хохломы, матрешкой, роспись изделий на уроках технологии способствуют формированию эстетических чувств ребенка, возможность прикоснуться к истокам культуры. Народные сказки знакомят школьников с устаревшими словами и являются живым свидетельством истории, способствуют воспитанию национальных ценностей. Произведения классиков русской литературы: Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Бунина, Л. Н. Толстого заставляют поразмышлять над секретами их удивительного таланта, видеть особенности авторского текста, изобразительные средства, понять, что такое благородство, доброта, справедливость, честность. К. Паустовский писал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. «Странички для любознательных» в учебнике «Русский язык» не только развивают интерес к изучению предмета, но и воспитывают любовь к языку, который является средством общения, государственным языком нашей многонациональной Родины, способствуют развитию познавательной активности учеников.

Активный способ овладения информацией путем вовлечения самих детей в ее поиск — немаловажный фактор развития личности младшего школьника. Участие в акции «Бессмертный полк» — процесс формирования патриотических взглядов, личных убеждений у детей, гордость за предков, освободивших мир от коричневой чумы. Для активизации познавательной деятельности школьников и возбуждения их интереса к информации следует включать в содержание информации документальные свидетельства, рассказы участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла.

Одна из форм организации внеурочной деятельности — экскурсия. Она позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, процессы и явления в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность, и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях [4, с. 89]. Экскурсия в краеведческий музей дала возможность школьникам понять, как образовалась наша малая родина, как защищали предки свою землю, каким был их быт, какой была их одежда, как они трудились. Свои экскурсионные записи, собранные материалы дети обрабатывают. Наиболее понравившийся материал оформляется в виде сообщений, выводов. В процессе работы школьники овладевают определенным объемом знаний о традициях, привычках русского народа, вошедших в стереотипы поведения, что свидетельствует о неразрывной связи культуры и менталитета русского народа. Такая экскурсия повышает познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, содействует формированию гражданственности, создает условия для формирования нравственных чувств.

Вопрос духовно — нравственного воспитания — одна из важнейших задач формирования личности младшего школьника, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Экскурсии по святоотеческим местам воспитывают физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, раскрытие их дарований и лучших национальных черт. К числу национальных черт русского народа относят отечественное единение и согласие; ощущение исторического долга; преемственность поколений. Президент Российской Федерации В. В. Путин на праздновании Дня единства и согласия сказал, что наш народ многонациональный, и он побеждал в войнах, потому что ему присущи единение и любовь к своему Отечеству.

Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, способных отстаивать свои интересы. Формирование личности младшего школьника — это залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. — М.: Просвещение, 2009. — 51 с.
  2. Богуславская, И. Деятельность классного руководителя в современной школе [Текст]/ И. Богуславкая. — М.: Народное образование. — 1999. — № 6.
  3. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  4. Гуткина, Л.Д Настольная книга классного руководителя [Текст] / Л. Д. Гудкина. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, начальная школа, литературное чтение, развитие личности, русский народ, особое внимание, начальное образование, малая родина, Великая Отечественная война, окружающий мир.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос